Программное содержание:
Цель: Способствовать формированию у детей навыков общения на русском языке в игровых ситуациях, продолжить работу над усвоением новых слов, грамматических форм, несложных образцов русской речи, вызвать интерес к изучению языка.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умений и навыков аудирования и говорения в новых игровых ситуациях.
- Обогащение активного словарного запаса существительными, обозначающими домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими действия животных.
Развивающие:
- Развивать связную речь, воображение, любознательность, память и мышление детей.
- Развивать русскоязычных фонетических навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к животным.
- Воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы : практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Здоровьесберегающие технологии:
дыхательная гимнастика «Запахи деревни», гимнастика для глаз «Жмурки», физкультминутка «Выщла курочка гулять»Наглядные пособия:
предметные картинки с изображением домашних животных, сюжетная картина «Деревенский двор», маски животных (из УМК), мягкая игрушка –собачка, гармонь.Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Программное обеспечение
: аудиозапись песни Филлипенко «Вышла курочка гулять», мультфильм «Кто пасется на лугу?»Реализация Федерального государственного стандарта:
интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.Образовательные ресурсы:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой; программа «Изучаем русский язык» С.М.Гаффаровой, Г.З.Гарафиевой и др., методическое пособие «Изучаем русский язык» С.М.Гаффаровой, Г.З.Гарафиевой и др.,Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель здоровается с детьми, дарят друг другу улыбки.
- Пальчиковая игра «С добрым утром!»
- Сюрпризный момент.
Воспитатель — У меня в коробке сюрприз. Угадайте, кто там?
Дети угадывают домашних животных. -Это кошка? Это корова? Это собака?
Воспитатель –Да, это собака. А имя его — Сарбай.
Сарбай. Вау! Вау! Здравствуйте, дети! (Дети потрогают ее, ласкают)
– Вам нравится Сарбай? Какая она?
Дети -Красивая, пушистая, мягкая, добрая, хорошая.
Воспитатель -Она хочет с вами поиграть.
Сарбай. –Хотите со мной играть?
Дети. – Да!
- Работа на магнитной доске
Воспитатель — Ребята, а вы знаете домашних животных?
Дети -Да!
Воспитатель -Давайте, проверим.
На магнитной доске выставляются предметные картинки: корова-теленок, лошадь-жеребенок, коза-козленок и т.д.
Назовите животных.
Дети – корова и теленок и т.д.
Воспитатель. –Молодцы! А теперь давайте играть.
- Игра «Назови — кто я»
Сарбай. – Сейчас я превращусь в маленьких домашних животных.
А вы угадайте кто я, и кричите как они.
На собачку надевается маска теленка.
Сарбай. -Кто я?
Дети -Теленок! Му-му-му!
Сарбай. -Кто я?
Дети -Жеребенок! И-го-го, и-го-го!
Таким образом разыгрывается маска котенка, ягненка
, козленка.Сарбай. –Молодцы, дети!
Воспитатель И ты, Сарбай, молодец! Иди, посиди рядом с детьми.
- Работа по картине «Деревенский двор»
Воспитатель -А теперь посмотрим картину «Деревенский двор»
Это деревня. Это деревенский двор. А по татарски- авылның ишегалды
7. Дыхательная гимнастика . –Давайте, понюхаем запах деревни. Ой, как пахнет сеном. Ой, нам жарко. Давайте, подуем.
- Вопросо-ответная работа.
Воспитатель — А теперь назовите животных, кого вы здесь видите.
Дети –Это петушок.
Воспитатель –Что делает петушок?
Дети –Петушок кричит и т.д.
Воспитатель –А теперь назовите, кто что делает. Кто пьет молоко? (Кошка пьет молоко) и т.д.
9.Физкультминутка. «Вышла курочка гулять» Пение песни и исполнение движений.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко,
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка может вас поймать.
10.Игра «Кого здесь нет»
С помощью считалки вызывают водящего.
Трынцы-брынцы-бубенцы.
Разыгрались удальцы,
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее –вон!
Дети надевают маски цыпленка, утенка, петушка, коровы, лошадки и т.д. Ребенок водящий стоит в углу с закрытыми глазами и считает:
«Я считаю до пяти,
Не могу до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду искать.»
В это время один персонажей «Деревенского двора» прячется за ширмой.
Дети — Посмотри — кого здесь нет!
Водящий должен правильно угадать и назвать животное или птицу, которое прячется за ширмой.
11.Просмотр мультфильма «Кто пасется на лугу?»
— А теперь у нас мультфильм! Посмотрите хорошенько, потом мы с вами разучим эту песню.
12. Гимнастика глаз.
Теперь в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем,
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем глазки открывать.
- Разучивание песню под гармошку «Далеко-далеко-на лугу пасутся ко …
Дети делятся в две группы. Одна половина поет одну часть песни, вторая половина –другую.
Далеко, далеко на лугу пасутся ко..
Кони?
Нет, не кони.
Козы?
Нет, не козы!
— Далеко-далеко-на лугу пасутся ко…
Коровы?
Правильно. коровы!
Пейте, дети молоко, будете здоровы!
Все вместе: Пейте дети молоко, будете здоровы!
- Заключительная часть
Воспитатель — Ну, что, Сарбай, понравились тебе сегодня наши дети?
— Сарбай . Да! Какие они молодцы!
Воспитатель: А теперь пора нам попрощаться. Ребята, а вам понравился Сарбай? Понравились наши игры?
Дети – Да!
Воспитатель: До свидания, дети!
Сарбай . До свидания!
Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как считают врачи, физиологи, психологи, с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
- Занятия с пластилином.
- Шнуровки. Застёжки.
- Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
- Игры с мозаикой. Пазлы.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
- Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Остановимся более подробно на некоторых приёмах:
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. (Слайд 6)
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.Детям предлагается:
— сортировать,
— угадывать с закрытыми глазами,
— катать между большим и указательным пальцем.
Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Вырезание ножницами.
Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Графический диктант:
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Выполняя графический диктанта, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
К концу года дети должны:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
- выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
- уверенно пользоваться ножницами;
- изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.
Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
Программное содержание:
- Продолжать формировать готовность детей к обучению письму.
- Совершенствовать навыки ориентировки на листе в клетку.
- Продолжать развивать зрительное и пространственное восприятие, зрительную память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию в системе глаз-рука.
- Продолжать формировать правильный захват карандаша.
- Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.
- Воспитывать культуру общения , умение слушать.
Задание 2.
Рассмотрите первый ряд. Найдите и назовите букву. (У)
Рассмотрите второй ряд. Найдите и назовите согласную букву. (Д)
Рассмотрите третий ряд. Найдите и назовите букву, которая состоит из двух длинных палочек и одной короткой. (А)
Рассмотрите четвертый ряд. Найдите и назовите букву, которая чаще других встречается в этом ряду. (Ч)
Рассмотрите пятый ряд. Найдите и назовите лишнюю букву. (А)
Дети выполняют задание. Затем называют найденные буквы, соблюдая последовательность их нахождения. Воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове-названии корабля. Затем читают название корабля. (УДАЧА)
Воспитатель . Проложим путь нашего путешествия в страну клеток. Это довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.
Задание 3. Под мою диктовку «путешествуйте» по клеткам. Слушайте внимательно, у вас все получится.
«Графический диктант»
От точки:2 клетки вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1ёвверх, 3 вправо, 1 вверх.
Динамическая пауза.
Игра « Внимательные ушки».
Пальчиковая гимнастика «Пойка - подпевай-ка».
Воспитатель. Отдохнули, продолжаем наше путешествие по стране клеток. Жители страны клеток начали рисовать «заборчики» из наклонных линий, устали и не закончили. Давайте поможем им закончить начатую работу.
Задание 4.
Чтобы их нарисовать нужно, соединять верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны! Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.
Воспитатель . Жители клеточной страны благодарят вас за помощь и дарят сундучок с подарками. Чтобы открыть сундук необходимо подобрать шифр. (Каждый ребенок получаеткарточку-табличку).
Задание 5.
Рассмотрите цепочку, найдите закономерность и дорисуйте недостающую фигуру. Выполните штриховку по образцу, соблюдая правила штриховки.
Конспект занятия по подготовке руки к письму в подготовительной к школе группе.
Обучающие задачи:
Развивать у детей графические навыки: выполнять задание на бумаге в клетку.
Закрепить умение использовать различные виды штриховки; проводить линии по точкам, не отрывая руки. Продолжать развивать навыки ручной умелости: выкладывать предметы с помощью палочек, ниток, семян.
Воспитательные задачи:
Развивать зрительное внимание; мелкую моторику мышц пальцев рук при выполнении упражнений по подготовке руки к письму.
Воспитывать умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.
Следить за правильной осанкой.
Оборудование
: ; листы в клеточку с изображением ракет; карандаши разных цветов; образцы для рисования по точкам созвездия большой медведицы; семена, палочки, нитки, рисунок с лабиринтом.
Образовательная деятельность детей:
Воспитатель.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу свое тепло и хорошее настроение.
(прикосновение передается соседу по столу), при этом дети молча улыбаются друг другу, затем берутся за руки и произносят слова:
Мы ладошками коснулись,
И друг другу улыбнулись.
Ты- мой друг,
И- твой друг.
Как прекрасен мир вокруг.
Воспитатель.
Ребята, скажите, пожалуйста, в какую группу вы ходите? (в подготовительную группу)
Значит, вы скоро станете школьниками. Сегодня мы с вами отправимся в стану Знаний. А на чём мы отправимся, вы узнаете отгадав загадку.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла
Только выпустит хвост-понесётся до звёзд. (ракета)
Перед вами листы бумаги с нарисованными ракетами. На этих ракетах мы отправимся в наше путешествие. А чтобы отправиться в путешествие надо заштриховать эти ракеты.
Давайте вспомним, какие виды штриховки вы знаете?
Дети отвечают (наклонные, прямые линии; точки, петли, волны, клубочки, крестики, и т. д.)
Выполнение штриховки ракет
У вас получились красивые ракеты, вы использовали разные виды штриховки. Молодцы! Но для того, чтобы отправиться в путешествие, мы на нашем лабиринте, должны найти самый короткий путь до страны Знаний. Нужную дорожку раскрасить голубым цветом. Поехали!
Физкультминутка
У ракеты острый нос(руки сложить «домиком» над головой)
Есть и тело (руками перед собой образовать кольцо)
Есть и хвост (руки опустить вниз, плавно покачивать телом)
Посмотрите, как красиво вокруг. Вдалеке мы видим созвездие. Для того, чтобы увидеть его ближе, я предлагаю вам соединить на листке в клетку точки по порядку, не отрывая карандаш от бумаги. Получается созвездие большой медведицы «Ковш».
Нарисуйте рукой в воздухе созвездие «ковш»
Мы много интересного сегодня увидели, поэтому наши глазки очень устали. Предлагаю выполнить упражнения для глаз.
В далеке виднеются необычные предметы, подумай, на что может быть похожа каждая фигура. Дорисуй.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветрок!
Здравствуй, маленькй дубок! (загибаем пальчики)
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю! (ударяем по столу ладошкой и кулачком).
Солнце-единственная звезда Солнечной системы. Предлагаю вам нарисовать солнце на столе с помощью ниточек, палочек, семян.
Молодцы. А теперь пора отправляться в обратную дорогу, в нашу группу. Вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось?
Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы
- Чистякова Ольга Сергеевна, воспитатель
Программное содержание:
- Продолжать формировать готовность детей к обучению письму.
- Совершенствовать навыки ориентировки на листе в клетку.
- Продолжать развивать зрительное и пространственное восприятие, зрительную память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию в системе глаз-рука.
- Продолжать формировать правильный захват карандаша.
- Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать.
Материалы и оборудование: Силуэт корабля (каждая буква его названия - «Удача» - закрыта круглым листом белой бумаги, магнитная доска, набор карточек для игры « Физкультура для букв», Д/и «Силуэт и контур», сундучок, Карточка – табличка с рядом геометрических фигур, картинка с изображением нескольких предметов, набор цветных карандашей, на каждого ребенка, простой карандаш на каждого ребенка, рабочий лист с заданиями на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Воспитатель.
Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране клеток, где будем учиться ориентироваться на листе в клетку. Сначала подготовимся к путешествию. Для этого сделаем массаж рук
Массаж. (Взаимомассаж ладоней при помощи массажных мячиков)
С помощью фишек дети делятся на пары. Каждой паре выдается один массажный мяч, которыми дети поочередно делают друг другу массаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковые игры.
«Скакалочка», « Посолим суп».
3. Практическая часть.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, На каком виде транспорта можно путешествовать?
Ответы детей. На водном, воздушном, наземном.
Воспитатель. Какой водный транспорт вы знаете?
Ответы детей. Корабль, лодка, яхта, катер и т.д.
Воспитатель. На каком транспорте мы с вами отправимся, в путь вы узнаете, если выполните задание.
Задание 1. Соедините цифры по порядку. Что получилось?
(Рисунок1 ) Используется простой карандаш.
Воспитатель. Как называется наш корабль? Чтобы прочитать его название, поиграем в игру «Физкультура для букв»
(Вывешивает на доске силуэт корабля).(Рисунок2 )
Задание 2.
Рассмотрите первый ряд. Найдите и назовите букву. (У)
Рассмотрите второй ряд. Найдите и назовите согласную букву. (Д)
Рассмотрите третий ряд. Найдите и назовите букву, которая состоит из двух длинных палочек и одной короткой. (А)
Рассмотрите четвертый ряд. Найдите и назовите букву, которая чаще других встречается в этом ряду. (Ч)
Рассмотрите пятый ряд. Найдите и назовите лишнюю букву. (А)
Дети выполняют задание. Затем называют найденные буквы, соблюдая последовательность их нахождения. Воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове-названии корабля. Затем читают название корабля. (УДАЧА)
Воспитатель . Проложим путь нашего путешествия в страну клеток. Это довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.
Задание 3. Под мою диктовку «путешествуйте» по клеткам. Слушайте внимательно, у вас все получится.
«Графический диктант»
От точки:2 клетки вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1ёвверх, 3 вправо, 1 вверх.
(Рисунок 3 )
Динамическая пауза.
Игра « Внимательные ушки».
Пальчиковая гимнастика «Пойка - подпевай-ка».
Воспитатель. Отдохнули, продолжаем наше путешествие по стране клеток. Жители страны клеток начали рисовать «заборчики» из наклонных линий, устали и не закончили. Давайте поможем им закончить начатую работу.
Задание 4.
Чтобы их нарисовать нужно, соединять верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны! Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.