Как было указано ранее, пластическое творчество - это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.
Виды пластического творчества .
Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефного) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни (цв. вкл. рис. 42).
Объемная лепка
Рис. 42. Женя (5 лет 9 мес.). Жар-птица
Пластилинография - одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смешивать цвета пластических материалов, получая множественные оттенки, для достижения выразительности образа (цв. вкл. рис. 43).
Пластилинография
Рис. 43. Оля (6 лет 7 мес.). Весна
Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.
Папье-маше - одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением получившейся копии.
Пластические материалы .
Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).
Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.
Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладывают в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки- двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщательно проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 -2 столовые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.
Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.
Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos - лепной) - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень давно, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечественного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.
Пластика (суралин) - разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформируются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних факторов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.
Мукосоль , или соленое тесто . Его можно получить несколькими способами. Первый: 1 стакан муки + 1/ 2 стакана соли + 1/ 4 стакана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + "Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.
Бумажная масса . Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.
Одна из разновидностей бумажной массы - газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (малярным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки - доступные средства украшения любой среды.
Снег и песок . Одно из условий работы с этими материалами - достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.
Репейник. Это соцветия сорного растения - лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.
Вспомогательные материалы . К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются детали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.
Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; настольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.
Виды лепки:
По характеру : реалистичная, стилизованная, абстрактная.
По форме : круглая, рельефная.
Особенности пластического творчества . Пластическое творчество - не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.
Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.
Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.
Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна ин терьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого картона (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, добиваясь выразительности образа.
Развитие образного восприятия мира, изобразительные способности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обогащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения.
Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные открытия.
Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.
Объемная лепка.
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ ) - наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.
Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) - из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.
Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали - конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой - позволяет ребенку достичь выразительности образа (цв. вкл. рис. 44).
Лепка из глины - интересное и полезное занятие. Лепка требует верного глаза, терпения и внимания. Она воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение, художественный вкус.
Познакомимся с общими правилами лепки.
Лепить следует начинать с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным: геометрический орнамент, овощи, фрукты, листья, затем домашних животных и т. д.
Прежде чем начинать лепить, осмотрите предмет со всех сторон, пощупайте его пальцами. Затем поставьте его перед собой и начинайте лепить.
Возьмите из посуды глины столько, сколько нужно для работы. Хорошо помните ее и начинайте лепить. Лепите пальцами обеих рук. Начинайте лепить не с подробностей и деталей, а вначале постарайтесь придать глине общую форму предмета, который вы лепите.
Для начала лучше лепить какой-либо предмет в его натуральную величину. Поэтому размеры лепных вещей на первых порах должны быть не очень маленькие, но и не большие.
Самым верным и основным инструментом скульптора при работе с глиной являются, как мы уже говорили, пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться хорошо работать руками. Работают пальцами различно. В одном случае работают одним пальцем, в другом случае двумя, уплотняя, выравнивая, намазывая глину. Иногда лепят одной рукой, а второй поддерживают работу. Вылепив форму предмета в основном, приступают затем к окончательной проработке. Здесь уже без применения стеков не обойдешься. Проработка изделий производится преимущественно деревянными стеками. Стек с металлическим наконечником применяется в основном для того, чтобы снять лишнюю глину.
Указать все приемы работы руками и стеками невозможно, потому что у каждого мастера имеются свои приемы и своя сноровка.
Работая пальцами или стеками и отделяя кусочки глины от скульптуры, их следует собирать в общий кусок, смачивая водой. Это уменьшает потери глины, обеспечивает чистоту рабочего места.
Подставки для мелких лепных изделий не требуется. Для крупных изделий подставки необходимы. В местах наложения глины в подставки забивают гвозди с железными или фанерными пластинами, которые будут удерживать глину на основании и предохранять ее от сползания. Это делают независимо от формы изделий.
Наложение фона и рисование контура
Когда подставка готова, на нее кладут глину, разравнивают ее по подставке толщиной от 1 до 5 сантиметров, в зависимости от размеров лепимой вещи, то-есть делают так называемый фон - плоскость, на которую будет нанесен рисунок. Размер фона делают на 5-7 сантиметров больше размеров лепимой вещи. Затем на фон острой иглой, шилом, гвоздем, карандашом или концом острого стека наносят контуры лепимой вещи. На контуре далее находят вспомогательные точки, которые необходимы для рельефных вещей. Точками могут служить забитые гвозди или наложенные глиняные бабки. Проверив и согласовав контурные линии и точки, а если нужно, поправив, приступают к лепке: сначала руками, а затем стеком.
Лепка геометрического орнамента
Разберем лепку простого геометрического орнамента на примере пирамиды.
Так как пирамида имеет остроконечную вершину, поднятую из середины основания, то лепить ее следует так: прежде всего накладываем на подставку глины и придаем ей руками форму пирамиды. Затем приступаем к ее проработке стеком. Следите за тем, чтобы вершина пирамиды приходилась точно на середине основания, а грани пирамиды были ровные и острые. Конечно, первая пирамида (или другая лепимая вещь) сначала выйдет недостаточно точной, по следующие работы, несомненно, будут лучше.
Рис. 233. Лепка пирамиды. |
Мы рекомендуем, прежде чем приступить к лепке каких-либо вещей, вылепить различные геометрические фигуры выгнутой и вогнутой формы. Ведь каждая вылепленная вещь будет состоять из тех или иных геометрических фигур.
Тренировка по лепке геометрического орнамента очень полезна для начинающих. Научившись лепить геометрический орнамент, можно перейти к более сложному виду лепки - листьев, плодов, овощей и т. д.
Лепка листьев и плодов
До начала лепки плода его необходимо хорошо и тщательно осмотреть, подметить все особенности его строения. Затем на доску или мольберт накладывают фон, выравнивают его, рисуют контуры плода и образуют его основную форму. Проработку плода начинают с резко выступающих контуров.
Разберем, как лепить половину яблока. Накладывают фон, рисуют контуры яблока и накладывают глину. Глине придают форму, соответствующую яблоку. Затем выбирают стеком углубления и ведут детальную проработку яблока, придавая всем ранее нанесенным контурам резкость и четкость.
В таком же порядке лепят и листья, с той лишь разницей, что их лепят с одной лицевой стороны.
Разберем лепку листа. Делаем фон, хорошо его выравниваем и рисуем контур листа. По контуру накладываем глину, придавая ей форму листа. Затем стеком обрабатываем лист по контуру, проводим жилки, делая их более выпуклыми, срезая вокруг них глину стеком, то-есть делая тело листа вогнутым.
Рис. 235. Работа стеком. |
Плоды, овощи, листья лучше всего лепить с натуры. Научившись лепить отдельные плоды и листья, можно приступить к лепке целого комплекса листьев: листьев с цветком, листьев с плодами, например дубовых листьев с желудями и т. д.
Вылепленные членами кружка различные овощи, плоды, листья, цветы могут быть потом использованы как наглядные учебные пособия на уроках.
Научившись лепить плоды, листья, цветы, можно попробовать вылепить орнамент состоящий из листьев, цветов и плодов.
Сложный орнамент лепится так. Разобрав последовательно, как лепить отдельные детали, потренировавшись в их лепке, приступают к лепке комбинированного орнамента в целом. Накладывают фон, наносят рисунок, придают глине определенную форму и приступают к проработке отдельных листьев, цветов, завитков.
Лепка различных изделий
Звезда . На подставку накладывают фон, вычерчивают контуры звезды, затем стеками прорабатывают концы звезды. После этого в центре ее рисуют серп и молот; накладывают по контуру глину и обрабатывают ее, придавая нужную форму серпа и молота.
Звезду можно вылепить и другим способом. На доску кладут нужной толщины слой глины, выравнивают его поверхность и вычерчивают контуры звезды и серпа и молота на ней, после чего глину обрезают по контурам звезды. Затем с помощью тонкой иглы глубоко процарапывают по контурам серпа и молота. Прорезав контуры, глину вокруг них срезают стеками, ножом или другими инструментами и исправляют стеками.
Розетки бывают круглые, квадратные, ромбовидные, эллиптические и другой формы.
Служат они для разных целей, и в первую очередь для украшения зданий внутри и снаружи. Нам они пригодятся для украшения углов рамок. Лепят розетки следующим образом. Накладывают фон, на нем вычерчивают контуры, на контуры накладывают глину, придают ей нужную форму и приступают к проработке имеющихся листьев или другого орнамента.
Рамки бывают квадратные, круглые и овальные - эллиптические. Для украшения рамок на их лицевой стороне лепят различный орнамент. Форма орнамента и сложность его бывают различны. Порядок лепки рамки следующий. Прежде всего изготовляют основание рамки, затем наносят на ней контуры лепимого рисунка. После этого приступают к проработке.
Герб СССР лепится высоким рельефом. Профиль земного шара поднимается над венком. Поле между венком и полушарием делают плоским. Солнце делается также плоским, но немного возвышающимся над уровнем поля. Лучи, идущие от солнца, выступают рельефом. Звезда, серп, молот и сетка на земном шаре делаются выступающими. Края ленты, обвивающей колосья, слегка приподнимают. Венок имеет вид приплюснутого полуовала.
Лепят герб в следующем порядке: накладывают фон, на котором рисуют контуры герба. На контуры кладут глину, придавая ей форму деталей герба. Затем приступают к проработке деталей. Точно так же лепят и другие гербы.
Модели зданий . Очень многим членам кружка захочется вылепить дом, в котором они живут, школу, в которой они учатся, или какое-либо другое здание. Лепить здание можно в виде рельефа и в виде массива.
Лепить рельеф здания лучше всего с фасада. Порядок лепки здания в рельефе существует такой: на щит наносят толстый слой глины - фон. На фоне намечают контур здания, ставя пометки в виде точек. По этим точкам проводят линии, образующие контуры стен, на которых отмечают их высоту до крыши, то-есть проводят вторую горизонтальную линию, параллельную первой. После этого намечают местоположение трубы, окон, дверей, крыльца и т. д. Определив основные контуры здания, глину вокруг контуров срезают. Вырезается глина до желаемой глубины и на местах окон и дверей. Крышу прочерчивают линиями, образующими как бы железо, черепицу, шифер или солому.
Если стены здания гладкие, их просто заглаживают, а если они сделаны из камней, то линии, ограничивающие камни, прорезают стеком. Затем, если фасад украшен резьбой, карнизами, приступают к их проработке.
В том случае, когда здание лепится в виде массива, поступают так: сначала сколачивают остов здания из тонких досок или фанеры. Остов оплетают тонкой проволокой или нитками, чтобы на нем крепче держалась глина. Затем остов укрепляют на листе фанеры или на деревянном щите и обкладывают глиной, выравнивая ее по остову линейкой.
Лепные украшения, имеющиеся на здании, прорабатываются после того, как вылеплены окна, двери, карнизы и крыша.
Объемная лепка
Рельефная лепка много проще объемной. Во-первых, при рельефной лепке лепить приходится только одну сторону. Во-вторых, для рельефной лепки не требуется устройства каркаса, а для объемных лепных изделий каркас почти всегда бывает обязателен.
Каркас можно сделать как металлический на деревянной подставке, так и деревянный, сколоченный из тоненьких реек.
Лепить птиц, животных можно и с чучел и с натуры. Из рыбы чучела не сделаешь, но ее можно установить в стеклянной банке, чтобы она не качалась, и залить 10-процентным раствором формалина. В таком состоянии рыба сохранится продолжительное время.
Различная посуда - чашки, графины, кувшины, тарелки, чайники, вазы - также может служить моделями.
Для лепки объемных вещей следует сделать прежде всего каркас и хорошую подставку - доску. Каркас крепится к подставке, и после этого приступают к накладыванию на него глины и ее проработке.
Глина накладывается на каркас руками так, чтобы она как можно плотнее прилегала к нему.
Научившись лепить простые объемные вещи, овощи, фрукты, посуду, можно приступить к лепке рыб, птиц, различных животных и человека.
Интересно вылепить домашних птиц - петуха, гусей, уток, кур, индюшек - и животных - корову, лошадь, козу, овцу, собаку, кошку и т. д.
Перед началом лепки следует присмотреться к повадкам птиц и животных, чтобы подметить наиболее характерное для них: наклон головы, изгиб туловища и т. д.
Вот куры мирно роются в траве, вот над ними появляется ястреб, они немедленно поднимают головы, настораживаются, а петух принимает угрожающую позу. Присмотритесь к клушке с цыплятами. Она отличается от обычной курицы. Клушка ходит нахохлившись, настороженно и не только роется в земле, добывая корм, но и внимательно наблюдает за всем окружающим.
Присмотритесь, например, к спящей кошке. Стоит пискнуть, как сон ее мгновенно пропадает, кошка настораживается, ее глаза округляются, взгляд становится напряженным, вся она подготавливается к тому, чтобы при необходимости совершить молниеносный прыжок. Подобные же наблюдения можно провести за собакой, коровой, лошадью, овцой, козой и т д.
Скульптуры животных и птиц обязательно требуют постамента, на котором они будут покоиться. На постаменте крепят каркас. Правильно сделанный каркас очень помогает работе.
Каркасы бывают деревянные и металлические. Предпочтение следует отдавать металлическим каркасам, которые делаются из проволоки и которым легко можно придать любую форму. Деревянные каркасы обладают тем недостатком, что они впитывают из материала, в частности глины, воду; глина быстро высыхает и трескается. Кроме того, намокая и высыхая, деревянный каркас коробится, и наложенная на него глина образует трещины. Чтобы каркас меньше коробился, его следует до обкладывания глиной хорошо намочить в воде.
Само собой разумеется, что каркас необходим только при лепке изделий большой величины.
Ольга Афанасьева
Сегодня, я хочу представить мастер класс - объёмная лепка из пластилина , сказка "Колобок " по деталям. Для детского творчества пластилин самый доступный и удобный материал. Лепка полезный вид детского творчества, во время лепки развивается мелкая моторика рук, при работе с пластилином , активизируется работа головного мозга, развивается интеллект ребёнка. В своей работе с детьми я использую пластилинографию , аппликация из пластилина , объёмные модели .
Предлагаю вашему вниманию мою работу.
1. Колобок по частям : скатываем шарик из пластилина , глаза, рот, нос, остальные детали добавляйте по своей фантазии.
Готовый колобок .
2. Заяц. Лепим отдельные части, используем разные цвета пластилина .
Собираем части, скрепляя их с помощью зубочистки.
Готовая фигура зайца.
4. Волк. Лепим волка таким же способам, по частям.
Готовая фигура волка.
5. Медведь. лепим таким же способом, по частям, скрепляя зубочисткой для прочности.
Готовая фигура медведя.
6. Лиса. Лепим также по частям, скрепляя зубочисткой. Юбку для лисы раскатываем скалкой или бутылкой, периодически смачивая в воде, и переворачивая с одной стороны на другую.
Готовая фигура лисы.
Публикации по теме:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
Задачи: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 брёвнышек и созданию весенней композиции (ручеёк, мостик, цветы). Учить выравнивать.
Цель: закрепить приемы лепки пальцами: прищипывание, оттягивание, доводить работу до конца; закрепить умения лепить зверька, передавая его.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Мне хочется познакомить вас с мастер - классом объёмной аппликации.
Объёмная снежинка из бумаги. Новый год – пора волшебства и сказок, когда каждый из нас надеется на маленькое чудо. Поэтому подготовка к.
Цель. Научить детей делать объёмную птичку из бумаги. Задачи. Формировать интерес детей к конструктивной деятельности. Развивать творческие.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Чебоксары Чувашской Республики
Республиканский конкурс учителей начальных классов Чувашской Республики
«Лучший урок по технологии. В мире профессий»
Тема: Объемная лепка из пластилина. Изделие «Петушок»
Разработала учитель начальных классов
Иванова Ирина Михайловна
Аннотация
Данный урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Этот урок является продолжением одного из видов декоративно-прикладного искусства. Дети на этом уроке из цветного пластилина слепят очень оригинальные и яркие петушки, предназначенные для украшения или для практического применения в быту или в игре.
Лепка - интересное и полезное занятие. Она требует верного глаза, терпения и внимания, воспитывает упорство в труде, наблюдательность, воображение и художественный вкус.
Введение
Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по типу созданных изделий, по материалу, из которого изделие создано, по технике обработки материала.
Декоративно- прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, одежде, керамической посуде…. Основоположниками искусства,- писал А.М.Горький - были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные и портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуют наши глаза.
Гончарное ремесло было потомственным занятием, его секреты передавались от деда к отцу, от отца к сыну. К изготовлению изделия привлекались все члены семьи. Мужчины выполняли самые сложные и ответственные операции - работали за кругом, обжигали изделия. Женщины и дети замешивали глину, расписывали посуду, лепили игрушки. Сейчас для лепки применяются различные пластичные материалы: глина, пластилин, воск. На данном уроке мы используем пластилин. Он в отличие от глины долго не сохнет и всегда готов для лепки. На уроке приветствуется творческий подход. Главная и основная цель – научить ребенка понимать и гордиться произведениями народных умельцев и не дать потухнуть проявления творчества, обогащать новыми впечатлениями, стимулировать проявления творческого отношения к труду, самостоятельности.
Поэтому эту тему я считаю актуальной. Урок проводится в первом классе по программе «Школа России». Место урока по программе №6.
Цель урока: Познакомить детей с приемами лепки из кусков пластилина петушка.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с керамическими изделиями разной формы и их назначением.
Познакомить с разными видами и свойствами пластилина.
Развивающие:
Развивать у учащихся мелкую моторику рук.
Развивать у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного.
Воспитательные:
Воспитание интереса к прикладному творчеству.
Воспитывать эстетический вкус.
Планируемы результаты урока:
Личностные:
Стремление к совершенствованию своих умений.
Предметные:
Дети научатся работать по плану.
Извлекать информацию из иллюстраций.
Рационально размещать материалы и инструменты.
Знать значение слов керамика, гончар.
Оценивать результаты своего труда.
Метапредметные:
Уметь определять и формировать цель урока с помощью учителя.
Уметь составлять план и последовательности работы на уроке.
Дать оценку своей работы (Регулятивные УУД).
Уметь извлекать необходимую информацию из услышанного (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в цветовой форме (коммуникативные)
Оборудование: для детей - яркий пластилин любых оттенков, пластиковый нож, стека, две зубочистки, тряпочка для вытирания рук, кусочек картона для подставки.
Для учителя - образцы готовых поделок, пластилин, стеки для работы.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли тихонько в класс.
Улыбнулись, тихо сели.
Мы начнем урок труда.
(Проверка готовности к уроку)
Актуализация знаний
Отгадайте загадку
Не князь по породе,
А ходит в короне,
Не воин, а со шпорами,
Не караульщик, а кричит.
Кто это? (Да, это петух)
Петух - сказочный герой и любимая птица многих народов. У каждого из них есть стишки и загадки о нем.
Кто придумал эту песню?
Золотистый петушок,
На плетень взлетев, поет
Ку-ка-ре-ку-у!!!
Ку-ка-ре-ку-у!!!
Да, это слово из песни чувашского народа.
III . Самоопределение к деятельности
Чувашский народ тоже любил лепить из глины разную посуду, свистульки, фигуры животных и птиц.
Чем мы будем заниматься на уроке?
Какова тема сегодняшнего урока? (Сегодня мы с вами познакомимся с приемами лепки из кусков пластилина петушка. Приветствуется творческий подход.
IV . Работа по теме урока. Вводная беседа.
Издавна многие города и села России славились изделиями своих керамистов - игрушечников (керамист -мастер керамики -гончарного искусства, греч: Keramas -глина). Какой неповторимой становится глиняная игрушка именно благодаря росписи! Но и пластилин тоже можно украшать узорами «Круги», «Колечки», «Линии».
Пластилин - искусственная, очень пластичная масса. Различают пластилин скульптурный и детский. Так же как и лепную глину, при создании оригиналов скульптур, проектировании и подготовке образцов лепки архитектурных изделий, муляжей и игрушек скульптуры, художники, макетчики и лепщики применяют скульптурный пластилин.
Этот пластилин имеет обычно серый или зеленовато-серый цвет. Для нашей работы лучше всего пользоваться детским пластилином.
Наличие разноцветного пластилина дает возможность передавать в процессе лепки не только форму, но и цвет предметов. Непосредственно перед работой пластилин как следует разминают, что повышает его пластичность. Для этого брусок пластилина мнут в руках, сгибают и разгибают его в разных направлениях много раз. При хранении пластилин предохраняют от высыхания- коробки надо держать закрытыми, а отдельные куски пластилина заворачивают в клеенку. Поэтому хранить изготовленные изделия нам будет трудно.
Существует основные приемы лепки - скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.
Работа по учебнику стр.7.
Знакомство с приемами работы с пластилином.
Просмотр презентации и последовательность изготовления.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить порядок действий петушка. Проговорите, что вы будете делать сначала, а что потом. (Дети работают в паре)
Правила работы с пластилином.
Вспомним правила работы с пластилином.
Приемы работы с пластилином:
Раскатать
Сплющить
Перекрутить
Прищипнуть
Вытянуть
Отрезать
Правила поведения при работе с пластилином
Не бросайся пластилином следи, чтобы не падал на пол
Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.
Не трогай тетрадей, книг, ластика-везде будут жирные пятна.
Лепку выполняй только на специальной полоске
Перед началом работы смочи руки водой
Перед работой разогрей пластилин в руках
После работы вытри руки с салфеткой и вымой теплой водой с мылом
Храни пластилин в коробке отдельно от тетрадей и книг
V . Физкультминутка
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки назад)
Как пружинки мы присели (выпрямиться и сесть на месте)
VI . Продолжение работы по теме урока
1)пальчиковая гимнастика (поочередно прикасаться подушечками пальцев; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т д.
Пальчики проснулись,
Пальчики встречались
Бегали, играли
Дружно попрощались.
План лепки петушка из пластилина:
Шаг 1. В качестве основного цвета мы решили использовать желтый пластилин. Скатываем целый брусок в шарик.
Шаг 2. Скатываем шарик поменьше и соединяем с большим шаром. Наша заготовка получится вот такой формы.
Шаг 3. Крылья сделаем из зеленого цвета. Создаем из массы шесть деталей в виде капли. После склеиваем их по три штуки вместе и расплющиваем. Фиксируем полученные крылья по бокам основы.
Шаг 4. Гребешок и сережки создадим таким же образом из красного пластилина. Приклеиваем заготовки к голове петуха и немного сплющиваем их пальцами.
Шаг 5. Создание клюва и глаз. Из светло-бежевого пластилина скатываем мини - конус, надрезаем его кончик стекой и приклеиваем над сережками. Намечем круглым кончиком стеки место для глаз. Затем скатываем белые и черные шарики и вклеиваем их в середину. Так же обрабатываем шариком гребешок и сережку.
Шаг 6. Для лепки пышного хвоста петуха можно использовать сразу несколько оттенков массы, например, синий и фиолетовый. Формируем из приготовленных брусков тонкие продолговатые заготовки. Расплющиваем их и прорезаем фактуру перышек, а после придаем им красивую изогнутую форму. Присоединяем хвост к туловищу петуха, так же прорезаем фактуру на зеленых крыльях.
Шаг 7. Теперь сделаем ножки
Шаг 8. Подставка
Петух готов.
Дети самостоятельно выполняют свое изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
VII . Рефлексия
Что было трудным?
Оценка своего изделия.
Над поделкой надо еще потрудиться.
Поделка сделана хорошо
Поделка сделана на отлично
VIII . Выставка работ учащихся
Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
IX . Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Уборка рабочего места
Правила уборки своего рабочего места
1) Положи готовые или не готовые изделия, выполненные на уроке в коробку
2) Собери со стола и с пола пластилины по цветам и убери в коробку
3)Стекой почисти рабочую доску, парту
4)Протри стеку и парту тряпкой. Стеку и принадлежности убери в коробку.
5)Тщательно вытри руки тряпкой и вымой с мылом.
6)Пожалуйста, во время работы не забывай самые важные правила технологии: безопасность, аккуратность, экономичность, эстетичность.
Самоанализ урока
Урок технологии в 1 классе по программе «Школа России». Место урока по программе №6.
Цель урока: Познакомить детей с приемами лепки из кусков пластилина петушка.
Задачи урока:
1) Обучающая : Познакомить с керамическими изделиями разной формы и их назначением.
2) Развивающая: Развивать у учащихся мелкую моторику рук.
3) Воспитательные: Воспитание интереса к прикладному творчеству.
Для достижения цели урока были использованы оборудования и материалы: для детей - яркий пластилин любых оттенков, пластиковый нож, стека, две зубочистки, тряпочка для вытирания рук, кусочек картона для подставки. Для учителя - образцы готовых поделок, пластилин, стеки для работы.
Для усвоения учебного материала были применены методика технологии критического мышления, использованы формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Для мотивации на уроке были использованы творческие задания. В течение урока проведена физкультминутка, направленная на корректировку зрения, рук, туловища.
Домашнее задание дано в соответствии с изученной на уроке теме.
Проведена рефлексия урока: учащимся очень понравился урок. Выставлены всем учащимся оценки за урок, оценки комментировались.
Цели урока достигнуты.
Литература:
Цирулик, Н.А. Умные руки [Текст]: учебник 1кл./ Н.А.Цирулик, Т.Н. Проснякова. – М.: изд. Центр «Академия», 2010.
Положение
Пластилин — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.
Пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет работать с ним через любой промежуток времени. Если пластилин жестковат, его нужно размять в руках, пока он не станет мягче.
Цель занятий лепки из пластилина:
■ Вызвать у ребенка интерес к лепке.
■ Познакомить ребенка со свойствами пластилина. Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.
■ Научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д.
■ Развивать мелкую моторику.
■ Стимулировать воображение и фантазию ребенка.
■ Развивать координацию пальцев.
■ Научить ребенка заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
■ Научить аккуратности в работе с пластилином.
Материалы и инструменты, которые пригодятся в работе: доска для лепки, стек (палочка для работы с пластилином), пластилин.
Можно при желании надеть на ребенка нарукавники и фартук.
С чего начать?
Так как работать с пластилином немного труднее, чем с соленым тестом, задания для работы с пластилином будут немного другие.
УРОКИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
Занятие 1. «Земляничная полянка» (плоские поделки)
Вам понадобится: альбомный лист, пластилин, доска для лепки, фломастер зеленого цвета, стек, картинки с изображением ягод.
Этапы проведения занятия:
■ Нарисуйте веточки земляники на альбомном листе, но ягодку на конце веточки не рисуйте. Ее вы и будете лепить с малышом. Старайтесь не располагать веточки очень близко друг к другу.
■ Покажите ребенку картинку с изображением земляники или клубники.
Рассказ
Так же, как и во время занятий лепкой из теста, расскажите ребенку историю, подходящую по теме.
В лесу, на большой поляне растет маленькая ягодка. Называется она земляника. Ее любят все лесные звери, потому что она сладкая и вкусная.
■ Потом взрослый задает вопросы. Скажи мне: «Какого цвета эта ягодка?» (Красная.) А листики? (Зеленые.) А на какую фигуру похожа земляника? А где растет эта ягода? Как она называется? А какую ты еще знаешь ягоду?»
■ Положите перед ребенком заготовленный лист с веточками и пластилин. Пусть он сам выберет нужный цвет.
■ Отрежьте узкую полоску пластилина — от такого куска удобно отщипывать маленькие кусочки. Покажите ему, как правильно это делать и как правильно на ладошке скатать шарик.
■ Получившийся шарик малыш приклеивает к нарисованной веточке, слегка прижимая. Клей не нужен — пластилин прекрасно будет держаться на бумаге. Не забудьте похвалить ребенка за проделанную работу. Прикрепите поделку на видное место, что бы ребенок знал, его работа нравится. Значит, он молодец!
Вот такая земляничная полянка у вас может получиться
Занятие 2. «Бабочка»
Вам потребуется : картон, пластилин, доска для лепки, карандаш, ножницы, стек.
Приготовьте заранее шаблон бабочки, вырезав фигурку из картона (примерно 10x10 см).
Покажите ребенку изображение бабочки, расскажите, почему бабочка такая красивая, и обратите внимание на то, что благодаря своим нарядным крылышкам ей удается прятаться среди цветов от птиц (рис.).
Этапы работы:
■ Нарежьте тоненькие полоски пластилина разных цветов. Предложите ребенку раскатать из каждого цвета пластилина жгутики и нарезать при помощи стека на маленькие кусочки.
■ Ребенок выбирает понравившийся ему кусочек и размазывает его по шаблону бабочки, «закрашивая» ее пластилином.
■ Бабочка готова.
Занятие 3. «Картина»
Вам потребуется: половина картонного листа, пластилин, доска для лепки, стек, карандаш.
Этапы работы:
■ Придумайте вместе с ребенком композицию вашей картины. Это может быть ромашка, домик, рыбка, дерево или просто абстрактная композиция.
■ Нанесите карандашом эскиз будущей картины.
■ Помогите ребенку отрезать маленькие кусочки от пластилина нужного цвета и раскатывать длинные жгутики.
■ Теперь, жгутик к жгутику, выкладывайте композицию. Жгутики можно сворачивать, как улитку, можно выкладывать, как змейку, делать петельки-лепесточки и т. д.
■ Сделайте рамочку, используя жгутики из пластилина, нанесите на него узор с помощью стека.
■ Помогайте ребенку экспериментировать, показывая отдельные элементы и объясняя, что из этого может получиться.
Занятие 4. «Новогодняя елка» (поделка, украшенная бисером)
Вам потребуется : картон, карандаш, ножницы, пластилин, доска для лепки, разноцветный бисер, стек.
Это занятие лучше проводить непосредственно перед новогодними праздниками. Приготовьте шаблон елки, вырезав его заранее из картона.
Спойте вместе с ребенком новогоднюю песенку про елку, прочитайте стишок. Теперь можно приступать к работе.
Этапы работы:
■ Покройте елочку зеленым пластилином, нанося его маленькими кусочками на шаблон и слегка размазывая.
■ Затем украсьте вашу елочку бисером, вдавливая бисеринки пальцем в пластилин.
Можно развесить бисерные «игрушки» в хаотичном порядке по всей елочке или выложить узоры: снежинки и ромбики. Для украшения вашей елочки подойдут маленькие пуговицы, пайетки, стеклярус.
Занятие 5. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе
Вам потребуется: картон или доска для пластилина (можно взять металлические или пластмассовые крышечки с приподнятыми краями), пластилин, разной формы карандаши, фломастеры, стержни, крышечки от разных бутылочек и от зубной пасты, зубочистки (в общем, любые предметы, которыми можно оставить отпечаток на пластилине).
Этапы работы:
■ Нанесите на основу тонкий слой пластилина.
■ Придумайте свой рисунок и выполните его с помощью «печатания».
Оттиски на пластилине ставить легче, чем на тесте.
Занятие 6. «Стаканчик для карандашей»
Вам потребуется: невысокая стеклянная банка или пластиковый стаканчик из-под супа быстрого приготовления (стаканчик помойте в теплой воде с мылом, чтобы смыть все остатки жира), пластилин, доска для лепки, разные крупы (горох, рис, гречка, пшено), стек для работы с пластилином, дощечка.
Первый способ.
Этапы работы:
■ Разомните пластилин перед работой, помогите ребенку раскатать несколько жгутов (8-9) толщиной примерно полсантиметра.
■ Покажите ребенку, как приклеивать жгуты на баночку, опоясывая ее колечками, начиная снизу. (Подобная техника описана в занятии «Пирамидка».)
Второй способ.
Этапы работы:
■ Нарежьте тоненькие полоски разных цветов.
■ Помогите ребенку раскатать из пластилина разноцветные жгутики и нарезать их стеком на небольшие кусочки.
■ Теперь ребенку останется только «закрасить» подставку для карандашей пластилином, слегка размазывая его по поверхности баночки.
Когда основа готова, можно приступать к декорированию. Здесь ребенку понадобится ваша помощь. Возьмите крупы и наклейте так, чтобы получился какой-нибудь орнамент: например, выложите цветочки, кружочки, ромбики.
Стаканчик для карандашей готов.
Занятие 7. «Гусеничка» (лепка из отдельных форм)
Цель задания : понятие формы. Шар.
Вам понадобится: пластилин разных цветов, доска для лепки, стек.
Этапы работы:
■ Решите, какая у вас будет гусеничка. Спросите ребенка, из каких фигур ее можно вылепливать?
■ Скатайте шарики разных размеров и соедините их, примазывая друг к другу. Соберите гусеничку.
■ Из маленьких шариков сделайте рожки и глазки, с помощью стека сделайте ротик.
Гусеничка из пластилина готова.
Следующие занятия такого типа могут быть посвящены кубу, конусу, цилиндру. Из конусов можно слепить птичку, из разной величины кубиков — забавную кошку и т. д.
Занятие 8. «По грибы» (объемные поделки)
Цель занятия: помимо основных целей лепки из пластилина, это занятие знакомит ребенка с грибами и их видами: белый гриб, лисичку, не забудьте рассказать о коварном мухоморе. Поясните ребенку, что такое съедобные и несъедобные грибы.
Вам потребуется : пластилин, доска для лепки, стек, карточки с изображением грибов.
Этапы работы:
■ Покажите ребенку карточки с изображением грибов.
■ Пусть ребенок выберет, какой гриб будет лепить.
■ Научите ребенка лепить грибы.
Занятие 9. «Пирамидка»
Вам потребуется : доска для лепки, пластилин разного цвета и стек (палочка для работы с пластилином).
Этапы работы:
■ Для начала вылепите стержень — основу пирамидки. Разомните примерно половину бруска пластилина любого цвета и раскатайте из него цилиндр или конус для стержня.
■ Затем сделайте кольца. Возьмите пластилин яркого цвета, отрезаем кусок от бруска и разомните. Покажите ребенку, как скатывать шар: на ладони и на дощечке. Затем раскатайте из шара жгут нужной толщины.
■ Подготовьте пять или шесть жгутов разного цвета.
■ Поставьте стержень на доску. Закрепите его, обернув у основания стержня первый жгут (помогайте ребенку, показывая, как это делается). Получилось первое кольцо.
■ Остальные жгуты ребенок превращает в кольца самостоятельно.
■ Спросите ребенка, чего не хватает вашей пирамидке? Правильно, нужно сделать еще вершину. Придумайте с ребенком, какой формы она будет. Это может быть шар, конус, голова петушка и т. д.
■ Помогите ребенку правильно сделать вершину пирамидки.
Не ограничивайте фантазию ребенка, разрешайте ему лепить то, что он хочет, просто так, для души. Вы удивитесь, насколько развито воображение вашего ребенка.
По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"