60% в общении между людьми составляет невербальная часть - язык тела, и 30% звучание голоса, таким образом, 90% того, что вы выражаете, не связано с речью. Степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как стетень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) - 30%.
Язык тела
- невербальная форма общения, которой мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с коллегами по работе, родными и близкими.
Во время общения другом с другом люди обращают гораздо больше внимания на язык тела, нежели на мимику. Причем анализ языка тела происходит на бессознательном уровне, в то время как внимание обычно фокусируется на лице собеседника. В случае, если движение человека и его выражение лица не соответствуют, мозгу сразу передается тревожный сигнал.
По мнению ученых, основы языка тела заложены в генетическом коде каждого из нас, однако окружающая среда также может оказывать на них влияние. Так, например, слепые от рождения дети умеют смеяться и улыбаться, несмотря на то, что они никогда не видели улыбки.
Язык тела важен не только в общении с человеком «один на один». В группе люди обычно не говорят все одновременно. Обычно говорит кто-то один, а все остальные его слушают. Чем лучше развиты у вас навыки языка тела, тем на большее количество людей вы сможете произвести впечатление или оказать давление.
Вот несколько примеров языка тела, которые вам могут пригодиться в общении с окружающими:
1. Если человек, с которым вы собираетесь поговорить, держит сжатые в кулаки руки на бедрах, это значит, что он настроен либо решительно, либо агрессивно.
2. Если ваш собеседник положил ногу на ногу и смотрит на кончик своего мыска, то, скорее всего, разговор ему наскучил.
3. Каждый раз, когда вы во время разговора скрещиваете руки на груди, это означает, что вы занимаете оборонительную позицию
4. Приложенная к щеке рука означает, что человек либо над чем-то размышляет, либо что-нибудь оценивает.
5. Подпертый рукой подбородок является признаком скуки и незаинтересованности в беседе.
6. Если, отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то, скорее всего, либо сомневается, либо говорит неправду.
7. Чуть склоненная набок голова вашего собеседника означает, что он заинтересован в том, что вы ему говорите.
8. Если вы видите, что человек несильно похлопывает себя кулаком по подбородку, то это значит, что он принимает решение.
9. Если вы входите в комнату и видите, что ваш предполагаемый собеседник сидит на стуле положив ногу на ногу и держит сомкнутые руки за головой, то это означает, что уверен в себе и чувствует превосходство над вами.
10. Если вы видите, что человек во время разговора начинает грызть ногти, то, скорее всего, он нервничает или переживает.
"То, как связан язык тела с выражением лица человека, мы воспринимаем подсознательно и сразу же определяем, полагаясь на наше внутренне ощущение, действительно ли у человека, например, с веселым выражением лица хорошее настроение," - объясняет профессор Беатрис де Гелдер.
Вместе с коллегами из Тильбургского университета де Гелдер сделала фотографии мужчин и женщин, испытывающих страх или гнев. Оказалось, что при страхе тело как бы принимает "оборонительную позицию", ноги поставлены чуть-чуть мысками друг к другу, а плечи слегка отведены назад. В гневе же наоборот - поза человека, грудь и плечи выдаются вперед, а руки очень часто опираются на обе стороны туловища.
Используя специальное программное обеспечение, исследователи создали два типа изображений: на одних выражение лица совпадало с движениями тела, а на других - нет. Лицо, на котором был написан страх "приклели" к телу, движения которого выражали злость, и наоборот.
Фотографии-коллажи показали 12 мужчинам и женщинам. Добровольцам за уши приклеили электроды, которые измеряли активность их мозга. Выяснилось, что мозг реагировал на "подставленные" фотографии всего через 115 милисекунд.
Получается, что "липовые" выражения лица едва ли смогут ввести в заблуждение окружающих. Конечно, мы стараемся контролировать свое лицо, допустим не показывая страх, чтобы не испугать ребенка, если увидели что-то странное или страшное. Мы можем улыбаться, когда в гостях предложили невкусное блюдо, но язык тела все равно нас выдаст.
Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д) - на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. Далее приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.
Жесты скуки
. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд "Я смотрю на вас, но не слушаю".
Жесты оценки
. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта позиция "подождем-посмотрим". Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают позиция "это замечательно!". Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка жест "хорошо, давайте подумаем" используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п. - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.
Жесты нервозности
. Покашливание, прочищение горла тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.
Жесты авторитарности
. Руки соединены за спиной, подбородок поднят так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.
Жесты перестраховки
. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.
Жесты готовности
. Руки на бедрах - первый признак готовности его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти.
Жесты оценки
. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта позиция "подождем-посмотрим". Человек сидит на краешке стула, локти на бёдрах, руки свободно свисают позиция "это замечательно!". Hаклонённая голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка жест "хорошо, давайте подумаем" используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п. - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.
Жесты защиты "оборонительные". Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.
Жесты открытости
. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх жест, с вязанный с искренностью и открытостью, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук обозначает открытость натуры, растегивание пиджака люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.
Расхаживание
. - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.
Жесты доверчивости
. Пальцы соединены наподобие купола храма жест "купол", что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный.
Язык тела, выражаемый в походке.
Важнейшие - скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!
Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные - оживленные и активные - спокойные и расслабленные - вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)
Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.
Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.
Выражено расслабленная походка - отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей - незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.
Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически : взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).
Скрытые чувства
"Язык тела" - это словосочетание, которое проникло в английский язык за последние двадцать лет. Оно отражает повышение нашего интереса к психологическому мышлению. Нам хочется понять себя и других людей, и мы ищем пути, как лучше и точнее это сделать. Одной из причин проявления интереса к языку тела является то, что этот язык позволяет нам узнать скрытые мысли, чувства и заботы других людей - а также наши собственные желания и страхи.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, придавал большое значение тому, как мы говорим о своем поведении.
Возьмите эти фразы:
* У Джерми "комплекс неполноценности".
* Присутствие мужчин "подавляет" Сару.
* У Джоунси "слишком сильное эго".
Психоанализ утверждает, что у каждого из нас всегда есть много подсознательных желаний. Мы подавляем свои желания. Часто мы не знаем истинных мотивов своих поступков. Фрейд, который видел в этом и веселую сторону, любил разоблачающие эти мотивы розыгрыши, ошибки и оговорки. Эти, как он их называл, "парапраксы" позволяют прорваться наружу тому, что скрыто в подсознании. Подсознание примитивно, в нем кишат запретные желания, которые мы не хотим показывать окружающим.
Фрейд анализировал все, что говорили и вспоминали его пациенты. Они ложились на его знаменитую кушетку (которая сейчас находится в музее Фрейда в Лондоне) и вели беседу. Фрейд не слишком часто наблюдал поведение людей в реальной жизни, но он понимал важность языка тела. Один из его пациентов, которого Фрейд описывает в своих записях 1905 года, казалось бы, спокойно лежал во время разговора, но его выдавали пальцы, нервная дрожь которых "все разоблачала".
Наши пальцы, руки, ноги, лодыжки очень часто "разоблачают" наши надежды, страхи, наше беспокойство и наши черты характера. Очень о многом говорят наши жесты - и размашистые, и едва уловимые, особенно когда это касается любви или секса. Большинство из нас очень легко приходит в невротическое состояние от одной только мысли, что мы любимы и желанны. Эти неврозы тоже часто проявляются в языке, которым пользуется тело.
Чтобы научиться понимать язык тела, вам следует очень внимательно изучать и наблюдать окружающих вас людей - и себя. В этой книге я собираюсь предложить вам примеры и случаи, которые, как мне кажется, должны помочь вам уяснить некоторые сложные представления и облегчить понимание невербального общения. Иногда для того, чтобы вы почувствовали, что хочет сказать вам другой человек, ему не нужно произносить ни слова.
Язык телаЖесты (их значение)
Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д) - на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.
Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии/. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.
Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.
Жесты оценки . Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта /позиция "подождем-посмотрим"/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция "это замечательно!"/. Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест "хорошо, давайте подумаем"/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.
Расхаживание . - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.
Жесты скуки . Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /"Я смотрю на вас, но не слушаю"/.
Жесты ухаживания, "прихорашивания" . У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /"в вашем присутствии я чувствую себя уютно"/, у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.
Жесты подозрения и скрытности . Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения /другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/
Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.
Жесты готовности . Руки на бедрах - первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.
Жесты перестраховки . Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.
Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.
Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.
Жесты доверчивости . Пальцы соединены наподобие купола храма /жест "купол"/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.
Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.
Жесты нервозности . Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.
Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.
Язык тела, выражаемый в походке.
Важнейшие – скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!
Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)
Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.
Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.
Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?
Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.
Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически : взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).
Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.
Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, ленность.
Тяжеловесная «гордая» походка , в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.
Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость , перенапряженность.
Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шаги, заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность – часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то собственных желаний.
Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног): стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.
Осанка
Хорошая непринужденная осанка – в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, естественное доверие к себе и чувство безопасности.
Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя).
Постоянная натянутость и внешняя жесткость при известной холодности проявлений : чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно).
Плохая, вялая осанка : снаружи и внутри «повесить нос»
Сутулая спина : смирение, покорность, иногда угодничество. Это духовное состояние, которое подтверждается выражением лица, известным каждому.
Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) – если не сопряжено с состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок. Часто наблюдается, когда несколько человек собирается в группу.
Язык тела - Плечевой пояс и верхняя часть тела
Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более менее склоненная голова, втянутая в плечи): чувство угрозы и следующее из него защитное поведение: беспомощность, чувство «ощетиненности», страх, нервозность, боязливость. Если сохраняется постоянно, - это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).
Плечи спадающие вперед – чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.
Сжимание плеч вперед-наружу – при сильном страхе, ужасе.
Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.
Отжимание плеч назад – чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.
Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.
Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):
«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.
«-» (особенно, если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.
Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, в легких минимальное количество воздуха) – часто плечи спадают вперед:
«+»: внутренний покой, определенной равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.
«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).
Руки упираются в бедра: потребность в усилении, упрочнении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство. Вызов, бравада. Часто компенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад голове.
Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо , например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; в психологическом смысле – стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Общее представление о языке телодвижений
………………………….42. Основные коммуникационные жесты, их значение и происхождение6
3. Особенности языка жестов разных стран……………………………...19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………….25
Введение
Если речь - это язык нашего сознания (что хотим, то и говорим), то мимика, жесты и движения тела - это язык подсознания. Подсознание не умеет врать, наоборот - оно, как ребенок, всегда говорит правду. Когда мы передаем информацию словами, наше подсознание общается совсем на другом языке. И, зная этот язык, можно увидеть многие особенности, черты характера и настроение собеседника.
Практически каждый из нас занимался изучением иностранных языков. Однако существует еще один международный язык, общедоступный и понятный, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижения человека.
Актуальность темы исследования заключается в следующем: психологами установлено, что в процессе общения людей от 60 до 80% сообщения доносится за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Поэтому наша цель--разобраться в значении основных жестов и рассмотреть их особенности в различных странах.
Особенностью языка телодвижения является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному способу общения. Язык телодвижения можно подделывать, но на очень короткое время, поскольку вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям.
Хотелось бы отметить, что подделывать и подражать языку тела в течение долгого периода времени трудно, но полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.
1. Общее представление о языке телодвижений
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей.
Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.
Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.
Что касается технической стороны исследования проблемы бодилэнгвиджа; то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году, Она стимулировала современные исследования в области "языка тела", а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что Бердвиссл даже утверждает, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в. момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвиссл научился определять каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи.
Многим людям трудно признать, что человек является все же биологическим существом. Homo sapiens является одним из видов большой, не покрытой шерстью обезьяны, которая научилась ходить на двух ногах и имеет хорошо развитый мозг. Подобно другим животным, мы подчиняемся биологическим законам, которые контролируют наши действия, реакции, " язык тела" и жесты. Удивительно, что человек-животное редко осознает то, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.
2. Основные коммуникационные жесты, их значение и происхождение
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим некоторые из этих кинесических составляющих.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны -- хмурятся, когда сердятся -- у них сердитый взгляд. Жест “пожимание плечами” является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.
Жесты прихорашивания - поправление волос, женская демонстрация запястья, мужское поправление галстука и т.д. практически однозначно считаются признаками интимного расположения к собеседнику (собеседнице) и даже сексуального призыва. Однако у демонстративных личностей такие жесты обозначают прежде всего попытку привлечь внимание к своей особе или просто постоянную заботу о своей внешности. Независимо от того, есть ли кто вокруг, демонстративные женщины постоянно встряхивают волосами, облизывают губы и т.п. - и в их исполнении это значит не “ты мне нравишься”, а “посмотри, как я хороша!” Именно поэтому, как уж говорилось выше, такие дамы становятся жертвами насилия - особенно если их собеседником окажется Непосредственный мужчина, к тому же начитавшийся книжек о значении подобных жестов…
А о галстуке мужском вообще отдельный разговор. Демонстративные мужчины, поправляя его узел, чаще всего просто хотят привлечь именно к галстуку внимание своей собеседницы: чтобы она оценила рисунок, фактуру, цвет ит.п. А она так же ошибочно предположит, что мужчина таким образом подает ей сексуальные сигналы… Приземленный мужчина, в свою очередь, будет озабочен лишь тем, чтобы его галстук находится строго по центру - причем поправлять этот галстук он будет в основном на пороге кабинета начальника. (Какой уж тут секс!) А Сомневающийся мужчина, поправляя галстук, может выдать собеседнику лишь соматизацию своего внутреннего напряжения: ему просто буквально стало душно от тех слов, что пришлось услышать!
Жест “переплетенные пальцы”, особенно полураскрытыми ладонями к себе. Общепринятое толкование всей группы “переплетенных” жестов - скрытая вражда, внутренне отрицательное отношение к собеседнику, разочарование и тому подобное. Однако такое прочтение верно, пожалуй, только для Демонстративного типа. Но с другой стороны - такой жест весьма характерен для Сомневающихся людей, особенно выступающих на публике. Представьте, как оценят такого лектора слушатели, начитавшиеся Пиза? А на самом деле Сомневающийся всего лишь держит перед собой своего рода “виртуальную шпаргалку” - недаром этот жест еще иногда называют “раскрытой книгой”. Ему перед аудиторией, особенно значимой для него, важно иметь хотя бы такую псевдо-страховку. И жест этот в его исполнении значит, что он говорит довольно важные вещи и хочет, чтобы его правильно поняли. И еще одно возможное его толкование такого жеста во время выступления - подчеркнуть, что в его речи присутствует определенная логическая связь. Именно ее символом и являются в данном случае скрещенные пальцы!
Для Эстетствующего подобный жест и вовсе ничего не значит: ведь его руки постоянно болтаются сами по себе. Поэтому во время важной беседы он может просто сцепить пальцы, чтобы руки ему не мешали. А для Непосредственного сцепленные пальцы - чаще всего переадресация агрессии (и значит это, что ему ваши слова или действия не просто активно не нравятся, а он готов тут же на месте вас удавить).
Жест “скрещенные на груди руки” (так называемая поза Наполеона) принято трактовать как барьер, попытку отгородиться от окружающих. Это тоже не совсем верно. Скажем, нередко именно таким жестом Демонстративная или Непосредственная дама приподнимает и словно выставляет вперед свою грудь. Но Демонстративная это делает затем, чтобы привлечь к этой зоне тела внимание собеседника (то есть фактически в ее исполнении это именно жест сексуального призыва, а никакой не барьер), а Непосредственная таким образом может обозначать и агрессию, и готовность к “нападению”!
“Жест волейболиста” - поднятые перед грудью или лицом обе руки, развернутые ладонями к собеседнику, относится вроде бы к группе “жестов доброй воли” - в частности, по общепринятому толкованию раскрытые ладони, направленные к собеседнику, означают всяческое миролюбие. Понятно, что это сложилось исторически - люди таким образом демонстрировали, что в руках нет оружия… Но вот нередко для Приземленного типа (особенно если к нему пришел докучливый проситель) этот жест обозначает именно отгораживание, барьер, а иногда и откровенную просьбу “пойти подальше” - мол, аудиенция закончена… Или: “Ну хорошо, хорошо, я согласен с вами, только оставьте меня в покое…” Остается только посочувствовать доверчивому просителю, который и вправду сочтет этот жест за признак миролюбия и согласия…
Обирание несуществующих ворсинок с одежды во время беседы. Пиз толкует как признак скрытого несогласия с услышанным, неприятие этой информации - во всяком случае, как эмоционально значимую реакцию на слова собеседника. Однако, скажем, в исполнении Демонстративного типа это действие может обозначать лишь откровенную скуку и полное безразличие к тому, что говорится. А Приземленный тип, как правило, в принципе озабочен тем, чтобы его одежда всегда была безукоризненно аккуратной. И даже во время самой увлекательной беседы он может углядеть на себе несуществующие пылинки и начать их снимать, забыв обо всем. А потом обидится, если его спросят, с чем он не согласен.
Копирование жестов собеседника принято расценивать как желание найти общий язык, признак стремления пойти навстречу, достигнуть согласия. В принципе это верно. Именно поэтому Демонстративные личности бессознательно “отзеркаливают” реакции собеседника (причем не только жесты, но и эмоции, и точку зрения, и тому подобное) - чтобы быть окружающим особенно приятными. Да и Приземленный, желая угодить начальству, копирует его жесты - как и привычки, и увлечения; правда, делает это, в отличие от Демонстративного, осознанно, и даже тратит на это некоторый труд. Однако следует учесть, что человеку, жесты и позы которого при переговорах вы повторяете, это копирование может быть не так уж приятно. Скажем, если ваш собеседник - Сомневающийся, то он может расценить это… как издевательство или насмешку с вашей стороны. Мол, что это вы дразнитесь?! А Непосредственный в принципе негативно относится к проявлению собственных качеств у других людей - в том числе и собственных жестов.
Жеста “поправление одежды на собеседнике” у Пиза нет - возможно, потому, что в американской культуре это считается неприличным. Однако у нас это сплошь и рядом: скажем, разновидность такого жеста - взять собеседника за пуговицу. Трансакция этого проста - желание взять на “короткий поводок” или вообще показать: “Я твой отец (мать), значит, я имею над тобой власть” (не говоря уже о том, что поправляя на собеседнике одежду, вы так или иначе подходите к нему слишком близко, вторгаясь в зону его интимного пространства, и он чувствует себя перед вами беззащитным). Чаще всего это делают Приземленные личности, которые по сути своей стремятся к власти. Так, Приземленный начальник запросто может взять подчиненного и за пуговицу, и за лацкан пиджака, - причем не панибратски, а именно властно. А Приземленная жена при всем народе может поправить мужу галстук или, извините, проверит, застегнута ли до конца у него молния на брюках - это тоже бессознательное заявление “Я твоя мама, я тобой руковожу, слушайся меня”.
А вот Демонстративный тип таких вещей делать, как правило, не будет - ему просто может быть приятно, что у собеседника внешность не в порядке (и значит, сам он выглядит лучше). Деятельный же не пропустит ни одной “накладки” в одежде даже незнакомого человека - причем способен в набитом транспорте громко сказать “Женщина, у вас дыра на колготках !” А вот Сомневающийся, увидев непорядок в одежде собеседника, станет эту же вещь…поправлять на себе. Так что если ваш визави вдруг начал проверять узел галстука (или ваша собеседница стала срочно вытирать несуществующие потеки туши под глазами), обратите внимание: все ли у вас в порядке?
Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. Если собрать список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных слоях они осуществляются по-разному.
Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине, даже весьма чувствительное, старых приятелей воспринимается как знак дружеского расположения. В разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год -- в начале а в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика.
Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что ладонь оказывается повернутой вниз, -- это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.
Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, -- это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
Рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинаковом положении, означает, что оба партнера испытывают друг другу чувство уважения и взаимопонимания.
Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в ток, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.
Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, вместо руки в ладонь заключаются только пальцы.
Цель инициатора этого рукопожатия за заключается в том, чтобы держать партнеров по общению на удобном для себя расстоянии.
Жест, называемый “перчаткой”, означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям. Пожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.
Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку. Если ее кладут на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем при захватывании запястья. Если руку кладут на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находится на предплечье.
Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. А. Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как расшифровываются эти знаки в поведении женщины: «Сила женщины не в красоте лица. Женская красота раскрывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице, и дома держится прямо и собранно, всегда производит хорошее впечатление. И наоборот, когда она движется неуклюже, сгорбившись, и ее движения небрежны -- ленивы или слишком нервны, -- мы при виде этой дисгармонии человеческого тела невольно думаем, что перед нами человек не очень привлекательный, небрежный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе или чересчур нервный, способный на необдуманные действия».
Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.
Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
Знать язык жестов очень интересно.
Один умный человек сказал, что слова ничего не значат. Наблюдайте - и вы увидите истину.
Каждому хотелось бы знать, что на уме у собеседника. Недаром мелафон Алисы из будущего стал причиной такого противостояния. Как часто бывает, смотришь на человека и не можешь понять, лжет он или говорит правду, искренен или кривит душой.
Может, он волнуется или боится, а возможно даже подает сигналы с просьбой о помощи. Наука изучает различные жесты и мимику веками.
Оказалось, вооружившись некоторыми знаниями, можно научиться понимать собеседника гораздо лучше. Вербальные жесты могут «открыть» внутреннее состояние человека, как книгу.
Нужно только уметь прочесть…
Искусство читать человека по жестам: позы, поведение и различные жесты
Язык рук – увлекателен и многогранен.
- Пассивного человека слабой воли выдают руки, вяло опущенные вниз вдоль тела. Такой человек не готов к активным действиям и не желает перемен.
- Защитной реакцией от кого-то или чего-то станут скрещенные на груди руки, а робкий или оказавшийся в затруднительном положении человек заложит руки за спину.
- Руки, спрятанные в карманах, укажут на сокрытые трудности и проблемы, а стремление к самоутверждению будет выражаться руками, сжатыми в кулаки.
- Если в процессе разговора, собеседник закрывает лицо руками, это говорит о желании утаить правду или скрыть свое внутреннее состояние.
«Пальчиковые» чувства выражаются не менее бурно:
- Прямой палец, касающийся края губ выдаст неуверенного в себе человека, который ищет помощи и поддержки.
- Наивный и рассеянный человек будет засовывать слегка согнутый палец в рот, также поступит тот, кто ничего не может понять в сложившейся ситуации и не знает, что делать дальше.
- Теребить мочку уха или касаться глаз – подавать сигналы о желании сбежать и оставить собеседника. Такие сигналы говорят о неловкой и неудобной ситуации.
Жесты – это слова и услышать их может каждый.
- Жесты и позы человека говорящие об открытости – это протянутые к собеседнику руки ладонями вверх как бы раскрывают душу. Жест располагает к общению, диалогу и говорит о положительном отношении и радушии. Деловые люди, придя к общему знаменателю в рамках какой-то встречи, расстегивают пиджаки или садятся на край стула ближе к столу и собеседнику, что тоже относят к этой группе жестов.
- Провинившиеся дети всегда прячут руки, будто они грязные, а когда желают похвастаться – раскидывают руки и показывают их взрослым.
Позы и жесты человека говорят о защите или обороне, когда оппонент начинает ощущать опасность, исходящую от собеседника, или назревает конфликтная ситуация.
- Руки собеседника, скрещенные на груди – знак остановиться, сделать глубокий вдох и пересмотреть и переосмыслить происходящее. Потому что результата в таком русле уже не будет и необходимо менять тактику, либо вернуться к разговору позже.
- Жесты оценки и размышления – пощипывание и потирание переносицы или задумчивая поза «мыслителя», когда человек подпирает щеку рукой, а также легкий наклон головы. Такие знаки – результат заинтересованности и серьезного обдумывания.
- Отвлекающий маневр – протереть очки, теребить их в руках – тайм-аут для анализа услышанного или происходящего.
Жесты, выражающие сомнение или неуверенность, скажут о том, что собеседник не убежден и сомневается в полученной информации. Возможно, ему недостаточно фактов и нужны дополнительные убеждения. При этом, он потирает указательным пальцем место под мочкой уха или кончик носа.
- Когда человеку скучно, он делает различные и непроизвольные жесты, отвлекающие ваше внимание, - постукивает ногой об пол или пальцами по столу, щелкает автоматической ручкой, что-то чертит на бумаге. Все эти «мелочи» говорят о том, что собеседника не слушают.
- Жесты и поведение, выдающие излишнюю подозрительность и даже скрытность – это косые взгляды в сторону.
- Также задумайтесь о неразглашении полученной информации если, сидящий напротив, в разговоре прикрывает рот рукой.
- Легкое покашливание – черта нервозности.
- Локти, поставленные на стол в виде пирамиды – осторожно, собеседник с вами играет, и свое слово он еще не сказал.
В приветственном рукопожатии можно рассмотреть ощущает ли человек себя хозяином ситуации или готов подчиниться. Если, пожимая руку, собеседник поворачивает ее так, что его ладонь оказывается сверху – он уверен в своем превосходстве. Еже ли наоборот, подает руку ладонью вверх – он открыт и расположен принять чужое мнение.
Если собеседник, носящий очки, внезапно снял их и отложил в сторону, откинулся на спинку стула, прикрыл веки - разговор окончен, и не имеет смысла его продолжать. Но, если он закрывает глаза во время разговора, значит, лжет или придумывает.
___________________________________________________
Внимательность может уберечь от ненужных ошибок и помочь достойно выйти из затруднительных ситуаций.
Жесты и поза собеседника отражают внутреннее состояние человека. Их, как и другие компоненты невербального общения, не всегда можно интерпретировать однозначно.
Многое зависит от общей атмосферы и содержания беседы, а также от индивидуальных особенностей собеседника, от его самообладания и степени владения невербальными средствами общения.
Адвокаты, актеры, политики и т. д. — либо вообще отказываются от жестикуляции, либо специально отрабатывают мимику, жесты и позы, заставляющие верить тому, что они говорят.
Тем не менее, можно научиться достаточно точно распознавать внутреннее состояние собеседника.
По мнению психологов, произнося что-либо, человек, сам того не сознавая, производит определенные телодвижения.
Значение жестов и поз
Если во время беседы ваш партнер направляется или поворачивается в сторону двери, если его ноги обращены к выходу, это означает, что ему хотелось бы уйти.
Собеседник, расхаживающий по комнате, скорее всего, тщательно обдумывает сложную проблему, принимает трудное решение. Не отвлекайте его — это может прервать ход его мыслей и помешать принятию решения.
Если собеседник одной рукой опирается о дверной косяк или стену, а другую держит на бедре — значит он стремится главенствовать. Об этом же говорит и такая поза: обе руки на бедрах, ноги слегка расставлены.
Собеседник, сидящий на стуле, развалясь, небрежно, закинув ногу на ногу, — считает себя хозяином положения. Тот же, кто сидит на краешке стула, сложив руки на коленях, — наоборот — склонен подчиняться.
Если собеседник приподнимает плечи и опускает голову («набычивается»), значит, он обижен или оскорблен. Особенно, если при этом он еще и начинает что-то чертить на листе бумаги (различные геометрические фигуры, стрелы и т. п.). В этом случае следует сменить тему разговора. Когда к партнеру вернется хорошее расположение духа, попробуйте осторожно выяснить, чем именно вы его задели.
Человек, ощущающий собственное превосходство, закладывает руки за спину, охватывая запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение. Причем чем больше он взволнован и возбужден, тем выше закладывает руки за спину. Кстати, именно отсюда произошло выражение «взять себя в руки».
«Закладывание рук за голову» — еще один жест, выражающий превосходство. Многих людей он раздражает, поэтому воздерживайтесь от него, а если эта сделал ваш собеседник, попробуйте осторожно выяснить, почему он так ведет себя.
«Раскрытые руки». Протягивая собеседнику руки ладонями вверх вы демонстрируете стремление установить контакт, пойти ему навстречу. Бизнесменам рекомендуется использовать этот жести во время деловых встреч. Начинать жест «раскрытые руки» лучше всего с уровня живота, направляя руки чуть-чуть в сторону собеседника. Считается, что раскрытые ладони — одно из самых лучших доказательств откровенности собеседника.
Если ваш собеседник расстегнул или снял пиджак, значит положительное решение не за горами. Расстегивание пиджака означает установление доверительных отношений и сопровождается обычно тем, что партнеры распрямляют ноги и пододвигаются ближе друг к другу. Заметив, что собеседник наклонился всем корпусом вперед, а руки при этом положил на колени или держится ими за края сидения, немедленно предложите закончить встречу: именно к этому стремится ваш собеседник.
«Шпилеобразный жест». Пальцы рук касаются друг друга, образуя шпиль, острие которого может быть направлено вверх или вниз. Этот жест выражает уверенность в себе, в своем решении, а точно интерпретировать его смысл можно только на основании сопутствующих ему движений, например, бегающий взгляд ли скрещенные на груди руки свидетельствуют о намерении отказаться от сделки и закончить беседу.
«Пощипывание переносицы» — знак глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений, при этом человек обычно закрывает глаза.
Если ваш собеседник почесывает подбородок (как правило, при этом он еще и прищуривается), значит принимает решение.
Если ваш собеседник подпирает подбородок ладонью с вытянутым указательным пальцем, значит он относится к вашим предложениям критически.
Когда человек говорит неискренне или слышит, как лжет кто-то другой, он непроизвольно пытается закрыть руками рот, глаза и уши. Тот, кто произнеся что-либо, прикрывает рукой рот (большой палец обычно прижат к щеке, жест нередко сопровождается притворным покашливанием), скорее всего, лжет. Аналогичным жестом в момент вашей речи собеседник выражает сомнение в вашей правдивости.
О лжи могут свидетельствовать и легкие быстрые прикосновения к носу или ямочке под носом. Специалисты объясняют это тем, что в момент произнесения лжи у человека возникает зуд, раздражение нервных окончаний носа, и он вынужден почесать его или хотя бы прикоснуться к нему, чтобы избавиться от зуда.
Следует помнить, что прикосновение к носу ли быстрое его потирание не может служить стопроцентным доказательством неискренности собеседника. Иногда такой жест выражает сомнение человека в чем-либо, напряженное размышление, поиск точной формулировки ответа. И, наконец, ваш собеседник может почесать нос просто потому, что он чешется. Правда, при зуде, связанном, например, с аллергией, нос потирают энергично, а для потирания — жеста характерно легкое прикосновение.
Ложь вызывает зуд в веках глаз, а также в мышечных тканях шеи. Поэтому некоторые неискренние собеседники иногда оттягивают воротничок. Потирая веко, мужчины делают это энергично, а женщины, как правило, только проводят пальцем по нижнему веку.
Потирание века связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут,
О лжи или, по меньшей мере, о стремлении что-то утаить могут свидетельствовать потирание лба, висков, подбородка.
Если вы заметили, что собеседник лжет, попросите его повторить или уточнить высказывание. Это может заставить партнера отказаться от нечестной игры.
Почесывание уха может быть равнозначно фразе: «Я не желаю этого слышать».
Мочку уха теребят в состоянии волнения, расстройства, а потягивают ее — если человеку надоело слушать и он хочет высказаться сам.
О желании прервать собеседника более явственно сигнализирует немного приподнятый вверх указательный палец. Этот жест выражает стремление возразить, перейти к следующему вопросу или, наоборот, вернуться к предыдущему и т. п.
Если ваш собеседник в момент вашего высказывания собирает с костюма какие-то незаметные ворсинки — он не одобряет ваши слова, хотя и не высказывает свое несогласие вслух. Если в течение всей беседы он на словах соглашается с вами, но постоянно собирает с одежды несуществующие ворсинки — это признак того, что в действительности он с вашим мнением не согласен.
О многом может сказать положение плеч и головы. Когда человек расслаблен, его плечи обычно опущены. В состоянии напряжения человек обычно непроизвольно поднимает плечи. Тем, кто выступает с трибуны перед многочисленной аудиторией, рекомендуется обратить внимание на плечи и головы слушателей. Это поможет понять настроение собравшихся и соответствующим образом начать выступление. Чем больше поднятых плеч, тем более враждебно настроена аудитория.
Собеседник с поднятыми плечами и опущенной головой ощущает скорее всего, интерес, расположение к партнеру, спокойствие.
Собеседник с опущенными плечами и поднятой головой может чувствовать неуверенность, неудовлетворенность, страх, чувство презрения к партнеру. Такая поза — характерна для замкнутых людей.
Когда собеседник, слушая вас, немного наклоняет голову набок, это может быть выражением интереса к вашим словам или к вам лично.
Вконтакте
Экология жизни. Психология: Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.
Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.
Психология мимики и жестов
Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения - и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.
Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.
Язык жестов
Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).
Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.
Положение головы
Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.
Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.
Запрокинутая голова - это вызов окружающим, готовность к активным действиям.
Склонённая набок голова - готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.
Свисающая вниз голова - это слабость, безволие.
Мимика лица и глаз
Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.
Прикрытые глаза - это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.
Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.
Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.
Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.
Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.
Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность, услужливость.
Взгляд сверху вниз в психологии жестов - это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.
Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.
Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.
Приподнятые уголки рта - это символ позитива, живого и весёлого характера.
Язык жестов: руки
В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.
Ладонь, открытая кверху, - символ объяснения, убеждения.
Руки, свисающие вдоль тела, - пассивность, безволие.
Руки, заложенные за спину, - неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.
Руки, спрятанные в карманах, - попытка скрыть, неуверенность в себе.
Рука, сжатая в кулак, - концентрация внимания, самоутверждение.
Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.
Движение рук, закрывающее глаза или лицо, - это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.
Язык жестов: плечи
Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.
Плечи, спадающие вперёд, - знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.
Свободное движение плечами - уверенность в себе, внутренняя свобода.
Отведение плеч назад - в психологии жестов и мимики это стремление действовать.
Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.
Впалая грудная клетка - признак замкнутости и угнетённости.
Походка
Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.
Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.
Походка с руками в карманах и "волочением ног" свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.
Широкие шаги при ходьбе означают ясность целей, предприимчивость, энергичность.
Короткие шаги - признак сдержанности, осторожности, расчётливости.
Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную личность.
В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.
Угловатая "деревянная" походка - признак самодостаточного и позитивного человека.
Психология человека: жесты и мимика
В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем.
Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства. опубликовано
Присоединяйтесь к нам в