Мотив поиска истины – один из излюбленных в русской литературе. Мыслящий, думающий, стремящийся познать истину герой встречается во многих произведениях русских писателей.
Так, например, Н. А. Некрасов стоит поэму «Кому на Руси жить хорошо» как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Названия деревень, в которых живут эти мужички, говорят сами за себя: Заплатова, Дырявино, Неелово, Разутово. Герои Некрасова отправляются в странствия по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси». Сам факт зарождения такого вопроса в недрах народного самосознания свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужички убеждаются, что вольготно, весело живется, конечно же, богатым, удел же их братьев–крестьян – тяжкий труд и заботы. Но они приходят к осознанию еще одной истины: счастье заключается не в материальном достатке, не в богатстве; что есть другие ценности: чистая совесть, семья, правда, борьба за благо народа.
Писатель Л. Н. Толстой далек от идеализации своих героев: они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Один из любимых героев Л. Н. Толстого – Андрей Болконский. Его путь к познанию истины лежит через заблуждения и ошибки. Высшая похвала герою – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи очень молодым. У него остается маленький сын. Нам горько вдвойне, потому что герой Толстого нашел ответ на вопросы, которые долго и мучительно искал: как жить? В чем смысл жизни? Что есть добро? «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»
М. А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – простой казак. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену Степана Астахова.
И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье. Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и большевиком, и белогвардейцем, метался в поисках правды между белыми и красными.
Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, своей отвагой завоевывает награды, Григорий не создан для войны. Ему мучительно хочется узнать, на чьей же стороне правда: белых или красных? Попав под влияние большевиков, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Он начинает сражаться за красных. Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. Григорий не принимает ни красных, ни белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»
Григорий приходит к выводу: правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Правда – это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родная земля, любовь.
Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.
Погрешность - свойство закономерности
Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.
И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.
Природа ошибки
В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".
Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.
История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.
Исторические ошибки
Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.
Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.
Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.
Errare humanum est! Перевод этого буквально звучит так: "Ошибка свойственна Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.
Аналоги выражения
В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:
- "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
- "На ошибках учатся".
- "Ошибка - верное решение при других условиях".
- ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
- "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
- "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).
Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.
Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".
Вначале ты осмысливаешь свой дар речи – ты говоришь и все вокруг замолкают, и тебе кажется, что тишина для того и нужна – чтобы ты ее заполнил.
Затем ты оказываешься окружен людьми, которые убеждены в том же: они используют каждую секунду тишины, чтобы заполняя ее своим голосом подтверждать себе значимость своего присутствия.
Как только окружающие замолкают, ты понимаешь, что у тебя есть выбор. И ты больше не спешишь высказаться – ты научился любить тишину, узнав насколько она ценна.
Некоторые делают иной выбор: они так ревнуют возможность высказаться, что даже не дожидаются паузы, а перебивают других или повышают голос, чтобы перекричать. А ты ревнуешь только тишину, ведь именно она делает возможным высказывание мнений и звучание голосов.
Вначале ты вкушаешь радость от вседозволенности, путая ее со всемогуществом: тебе кажется, что мир вращается вокруг тебя, а окружающие, столь внимательные к твоим пожеланиям, видимо считают тебя кем-то важным. Значит так и есть! Ты самый важный человек на свете!
Но однажды ты понимаешь, что чувствуешь себя королем не потому, что ты важен, а потому что эти люди толерантны и терпеливы к твоим капризам. И приходит это понимание, когда сменяется твое окружение: ты вдруг оказываешься в компании людей, которые беспрестанно выдвигают требования, диктуют всем свои правила, изъявляют капризы и считают свое поведение ествественным, а твою терпимость или подчинение обязательным атрибутом собственной жизни. Ты им должен, просто потому что они есть. Они думают, что с ними не спорят потому, что они авторитетны. Но тот, кто не вступает с ними в споры, просто, не желает омрачать свой день.
Это наталкивает тебя на мысль, что у тебя есть выбор. В одном случае, ты можешь выбрать линию поведения, которой уже следуешь и развивать её по-нарастающей: войти в их игру и соревноваться с ними за первенство в чем-то, до чего миру нет никакого дела.
И тогда «непрестанно бросающий перчатку» получит то, чего так желал – партнера в своей игре: игре до которой будет дело лишь Вам двоим да нескольким зевакам, обсуждающим за обедом Ваш новый раунд и текущий счет поединка.
В другом случае, ты можешь свернуть с пути и использовать подобное поведение себе в поучение, - и тогда их нетерпимость научит тебя терпимости; их заблуждение в собственной важности позволит тебе открыть глаза на собственные заблуждения; их попытки самовозвыситься за счет унижения других откроют тебе, что такое «возвышение» - лишь иллюзия, и подтолкнут тебя к поиску других путей к самоуважению, нежели через умаление достоинств других людей.
И вот ты снова пришел через заблуждение к истине. Стремление тех людей «Казаться» во что бы то ни стало, научило тебя «Быть» при любых обстоятельствах, несмотря на видимость, независимо от чего-либо, кого-либо.
Есть люди, которые сделают иной выбор: они возмутятся дерзостью собратьев и потратят свою жизнь на выяснение «кто есть кто», постоянно пытаясь что-то доказать другим, но ни разу не задавшись вопросом «зачем это нужно лично мне?». Их желание помыкать другими свидетельствует о том, как им хочется чувствовать себя выше других, а значит и о том, что чувствуют они себя не на высоте. Поэтому данное желание кроет в себе беспомощность и зависимость от окружающих, о которой они и не догадываются.
Точно так же, как ты учишься молчанию у празднословного и смирению у высокомерного, - встретив искреннего человека ты еще не сможешь научится искренности. У тебя появится возможность ей научиться лишь когда ты будешь окружен ложью и будешь вынужден бороться с соблазном переврать врущего, перехитрить хитрящего или проучить злонамеренного. Именно тогда, вспомнив встретившегося тебе искреннего человека ты поймешь, что у тебя есть выбор.
Мы учимся искренности лишь перед соблазном лжи, но кто-то должен показать нам пример искренности.
Щедрые встречаются нам на пути, чтобы мы смогли распознать жадность , но развивают и укрепляют в нас великодушие скупердяи.
Совестливые удивляют нас своим поступком, более чем учат. Мы имеем шанс стать совестливее, когда видим как кто-то поступает беспринципно, ведь мы понимаем отныне, что можно поступить иначе. Но учимся мы поступать по-совести, лишь противодействуя беспринципности.
Благодетели встречаются нам, чтобы указать путь, а пороки – чтобы мы могли развить в себе добродетели.
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. ФИПИ
Это направление нацеливает на рассуждения о важности знаний, умений и навыков, приобретенных в практической деятельности, и о значении тех выводов, которые мы делаем в результате совершенных ошибок.
Обратимся к словарям
Опыт (Словарь С.И. Ожегова)
1. - отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. Пример: Чувствительный о.
Опыт
(Словарь синонимов)испытание, проба, эксперимент; квалификация; попытка, (первый) дебют; компетенция, исследование, умение, опытность, школа, искушенность, умудренность, навык, практика, сноровка, знакомство, знание, зрелость, квалифицированность, натренированность, бывалость.
Опыт (Словарь эпитетов)
О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный, субъективный, фундаментальный, чужой, широкий.
Об оценке опыта . Бесценный, высокий, горький, драгоценный, жестокий, замечательный, мрачный, мудрый, неоценимый, передовой, печальный, плачевный, полезный, положительный, поучительный, сокровенный, творческий, трезвый, трудный, тяжелый, хладный (устар.), холодный, ценный.
Ошибка (Словарь Т.Ф. Ефремовой)
Ошибка (Словарь синонимов)
Грех, погрешность, заблуждение, неловкость, оплошность, опечатка, описка, отступление, промах, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, провес, промер, просмотр, просчет.
Ошибка (Словарь эпитетов)
Большая, гибельная, глубокая, глупая, грубая, губительная, детская, досадная, жестокая, закономерная, извинительная, исправимая, коренная, кричащая, крупная, легкомысленная, маленькая, мальчишеская, мелкая, невероятная, невинная, незаметная, незначительная, неисправимая, нелепая, непоправимая, непростительная, несущественная, нечаянная, обидная, опасная, основная, очевидная, печальная, позорная, поправимая, постыдная, простительная, распространенная, редкая, роковая, серьезная, случайная, стратегическая, страшная, существенная, тактическая, теоретическая, типичная, трагическая, ужасная, фатальная, фундаментальная, чреватая (разг.), чудовищная, явная. Голая, легкомысленная. Арифметическая, грамматическая, логическая, математическая, орфографическая, орфоэпическая, психологическая, пунктуационная...
Для вдохновения
ПРИТЧА
У одного французского крестьянина был сын, который отличался дурным нравом. Тогда крестьянин решил забивать гвоздь в столб после каждого проступка своего чада. Вскоре на столбе не осталось живого места: всё было покрыто гвоздями. Увидев это, мальчик начал исправляться, и после каждого доброго поступка отец выдёргивал из столба по гвоздю. Наступил знаменательный день, когда был выдернут последний гвоздь. Однако мальчик не испытывал радости, он плакал! Увидев удивление на лице отца, мальчик сказал: «Гвоздей-то нет, но дырки остались!»
Возможные темы сочинения
1. Может ли опытный человек ошибаться?
2. «Опыт - самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).
3. «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».
4. Всегда ли неопытность ведёт к беде?
5. Источник нашей мудрости - наш опыт.
6. Ошибка одного - урок другому.
7. Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.
8. Опыт учит только тех, кто на нем учится.
9. Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.
10. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.
11. Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.
12. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.
13. Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.
14. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?
15. Могут ли ошибаться мудрецы?
16. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
17. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.
19. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?
20. Можно ли приобрести опыт, не совершив ошибок?
21. "...Опыт, сын ошибок трудных..." (А.С. Пушкин)
22. Путь к истине лежит через ошибки.
23. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
24. Почему нужно анализировать свои ошибки?
25. Какие ошибки невозможно исправить?
26. Что такое заблуждения?
27. Какой опыт дает человеку война?
28. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
29. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
(Выделены курсивом темы из пособия "Итоговое выпускное сочинение в 11 классе". А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич. 2016 г. )
Хорошо сказано!
Цитаты и афоризмы
"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж
"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу
"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе
"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд
"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу
"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак
"Некоторых людей ничего не учит, даже собственный опыт." С.Кинг
"Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт." Л. Гумилев "Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опытжизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев
"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн
"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций
"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее. Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик
"Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше
Пословицы и поговорки
Человек не ангел, чтобы не согрешить.
Человек не знает, гда найдет, где потеряет.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Как пошатнулся, так и свихнулся.
Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза.
Ошибся что ушибся - вперед наука.
Не бойся первой ошибки, избегай второй.
Ошибка красна поправкой.
Раз ошибся - на всю жизнь памятно.
- "Повесть о Петре и Февронии";
Д.И. Фонвизин "Недоросль" (ошибки в воспитании и их последствия);
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза" (непоправимая ошибка Эраста, предательство, совершенное им по отношению к самому себе, - и последствия неверного выбора);
А.С. Грибоедов "Горе от ума" (Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Ошибки Чацкого и их последствия.)
А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения Онегина привел его к хандре, встреча
Татьяны с Онегиным дала ей опыт любви и разочарования); "Дубровский" (Является ли ошибкой отказ Маши Троекуровой бежать с Дубровским, который не успел спасти ее от замужества и остановил свадебный кортеж лишь на обратном пути из церкви?)
А.Н. Островский "Гроза", "Бесприданница";
Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни, путь проб и ошибок: женитьба на Элен, неудачные преобразования в южных имениях, разочарование в масонстве, сближение с народом во время войны 1812 г., уроки Платона Каратаева; Андрей Болконский, опыт ошибок и обретения смысла жизни);
И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" (ошибочность теории Раскольникова, "освобождение" от нравственных преград, которое ведет к разрушению личности, страданию, душевным мукам; путь к осознанию ошибки и духовному прозрению);
А.П. Чехов "Крыжовник", "О любви", "Ионыч" (духовная деградация героев, совершивших непоправимые ошибки на пути к своему счастью); "Вишневый сад";
М. Горький "На дне" (ошибался или был прав Лука в том, что человек может исправить свои ошибки, потому что каждый хранит в себе возможности, еще не открытые миру);
М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена); "Собачье сердце" (в чем ошибка профессора Преображенского);
Л.Н.Андреев, рассказ «Кусака»;
К.Г. Паустовский "Телеграмма" (горькая и непоправимая ошибка Насти, опоздавшей на похороны матери и не пожелавшей облегчить ее одинокую и беспросветную жизнь);
В. Астафьев "Царь-рыба";
Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;
Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);
Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);
Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга), "И грянул гром".