- (1778 1852), русский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1 го российского кругосветного плавания 1803 06. В 1819 21 руководитель 1 й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» (см. ВОСТОК (шлюп)) и «Мирный» (см.… … Энциклопедический словарь
- (1778 1852) российский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1 го российского кругосветного плавания 1803 06. В 1819 21 руководитель 1 й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах Восток и Мирный, открывшей в январе 1820… … Большой Энциклопедический словарь
Русский мореплаватель, адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803‒06 участвовал в 1 м русском кругосветном плавании на корабле «Надежда»… … Большая советская энциклопедия
Беллинсгаузен (Фаддей Фаддеевич) знаменитый русский мореплаватель, родился 18 августа 1779 г. на о. Эзеле, умер 13 января 1852 г. в Кронштадте. Воспитывался в морском кадетском корпусе, участвовал в первом кругосветном плавании русских судов в… … Биографический словарь
- (17781852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 180306 участник 1 го русского… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
- (1778 1852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 1803 06 участник 1 го русского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич - (Фабиан Готлиб) (1778 1852) мореплаватель, иссл. Тихого океана и Антарктики, адм. (1843), один из чл. учредителей Рус. геогр. об ва. Род. на о. Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония). Окончил Мор. корпус (1797). В 1803 06 принимал участие в первом рус … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
БЕЛЛИНСГА/УЗЕН Фаддей Фаддеевич (1779 1852) российский мореплаватель, адмирал (1839). Окончил Морской корпус (1797), служил на кораблях БФ. В 1803 1806 гг. участвовал в первом российском кругосветном плавании на шлюпе Надежда под командованием… … Морской биографический словарь
- … Википедия
Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич - БЕЛЛИНСГАУЗЕНЪ, Ѳаддей Ѳаддеевичъ, адмиралъ, изслѣдователь Антарктическаго океана. Род. въ 1779 г., сконч. въ 1852 г., на 73 мъ году жизни, въ г. Кронштадтѣ. Еще молодымъ мичманомъ отправился въ первую русскую кругосвѣтную экспедицію на фрегатѣ… … Военная энциклопедия
Книги
- На шлюпах "Восток" и" Мирный" к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида - континент-загадка, в самом существовании которого…
- На шлюпах&171;Восток&187;и&171;Мирный&187;к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида континент-загадка, в самом существовании которого…
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852 гг.) был родом с острова Эзель (Эстония). Происходил из семьи остзейских дворян. Известен как мореплаватель, дважды совершивший кругосветное путешествие. Основная заслуга путешественника, с ранней юности до самой смерти непрерывно находившегося в море – открытие Антарктиды совместно с М.П. Лазаревым.
Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде 1870
Мечты о плаваниях зародились в Фаддее с самого детства; о себе сам Беллинсгаузен говорил, что не может жить без моря, как рыба без воды. Закончив обучение в Кронштадтском морском кадетском корпусе, он становится гардемарином. Первое крупное плавание, в котором принял участие молодой офицер состоялось в 1796 г. Тогда Фаддей впервые почувствовал дух дальних морских переходов и побывал в далёкой Англии.
Беллинсгаузену было 25 лет, когда его приняли в команду для первого кругосветного путешествия российских судов. Он нёс службу на корабле «Надежда». Экспедицией командовал Адам Иоганн фон Крузенштерн (более привычное – Иван Крузенштерн). Поскольку Беллинсгаузен страстно увлекался науками, в этом путешествии ему было доверено составление карт. Позже все составленные по итогам экспедиции карты вошли в составленный Крузенштерном «Атлас к путешествию вокруг света». После успешного окончания путешествия в команде Крузенштерна Беллинсгаузен проводит картографические исследования на Черном и Балтийском морях, составляет астрономические карты. География была его страстью, он с огромным упоением записывал и зарисовывал всё новое.
В 20-х годах XIX века в России готовится новое кругосветное плавание. Крузенштерн рекомендует назначить руководителем «предприимчивого и искусного офицера» Беллинсгаузена. И в начале 1819 г. он возглавляет экспедицию. Цель ее была обозначена как «поиск шестого континента». Совместно с Беллинсгаузеном в плавании участвовал выдающийся мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. И в июне 1819 г. из Кронштадта отбыли шлюпы «Мирный» и «Восток» и устремились на поиски таинственного материка. Беллинсгаузен принял командование «Востоком». На тот момент ему исполнилось 40 лет, а за плечами был почти тринадцатилетний морской опыт.
Беллинсгаузен идет курсом к Рио-де-Жанейро. Далее его путь лежит на юг. Экспедиция исследует Сандвичевы острова, остров Новая Георгия, ранее открытый Джеймсом Куком. К январю корабли прибывают к берегам неизвестного южного материка, покрытого льдами.
Датой открытия Антарктиды считается 16 января 1820 г. Именно в этот день экспедиция подошла к континенту в районе теперешнего Берега Принцессы Марты. увиденную землю Беллинсгаузен назвал Ледяным материком. Вторично моряки увидели берег 21 января. Высадиться не позволяли огромные ледниковые стены, которые постоянно обрушались в воду – январь – разгар антарктического лета. В течение лета мореплаватели исследовали прибрежный шельф Антарктиды. Южный полярный круг им удалось пересечь несколько раз. Материк был обойдён по кругу. В начале февраля во время непогоды Беллинсгаузен вплотную подошёл к Берегу Принцессы Астрид. Постоянные метели и снежные заносы не давали рассмотреть побережье как следует. К марту, с постепенным понижением температуры воздуха и прибрежных вод, усилилось скопление льдов у берегов Антарктиды, и плавание стало вначале затруднительным, а затем и просто невозможным. Корабли Беллинсгаузена взяли курс на Австралию.
Однако на этом исследования не были завершены, они продолжились в Тихом Океане. Беллинсгаузен изучил архипелаг Туамоту, где были открыты 29 островов. Все они получили названия в честь выдающихся государственных и военных деятелей России.
В сентябре 1820 г. возобновлены исследования Антарктиды. Открыт Берег Александра I, получил свое название остров Петра I. После этого экспедиция прибыла к Южным Шетландским островам. В это время совершилось открытие группы островов, которые получили названия битв Отечественной войны 1812 года и выдающихся российских мореплавателей.
Заканчивался июль 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузена взяла курс на Кронштадт. За плечами у героических моряков было 50 тыс. миль и 751 день пути. Проведены глубокие климатические и гидрографические исследования, собраны уникальные коллекции, ценные для зоологии, этнографии и ботаники. Беллинсгаузен тщательно заносил в свой дневник всевозможные сведения – информацию об обычаях местных народов и обо всём, что довелось увидеть ему и его команде, и предоставил в Адмиралтейство сборник своих записей о путешествии с приложениями самых разных рисунков и карт, рукопись вышла в 1831 году.
Беллинсгаузен стал настоящим кумиром для многих путешественников и исследователей. Товарищи отзывались о нём, как о человеке смелом и решительном. В экстремальной ситуации бывалый моряк проявлял удивительное хладнокровие. Он прекрасно знал свое дело и отличался гуманностью – ни разу не применял телесных наказаний, с заботой относился к подчинённым. Успех экспедиции и благополучие подчиненных были его приоритетами. Вместе с тем, он был склонен к риску. Так, Лазарев отмечал, что Беллинсгаузен подвергает судно опасности, маневрируя между ледяными полями большими ходами. Беллинсгаузен же утверждал, что в такое время торопился потому, что думал только о том, чтобы не застрять с командой во льдах с наступлением весны.
После открытия Северной и Южной Америки и Австралии Антарктида явилась завершающим Великим географическим открытием. До этого никто всерьёз не предполагал, что существует целый материк, ждущий открытия. После плавания русских первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева неоткрытых крупных континентов в мире не осталось.
За величайшие заслуги перед Родиной Беллинсгаузен получает сначала звание контр-адмирала, затем, 1826 году, становится во главе флотилии Средиземного моря. С 1839 г. назначается на пост военного губернатора Кронштадта и главного командира Кронштадтского флота, а к концу жизни становится адмиралом и участвует в войне с Турцией, возглавляя морскую осаду.
Беллинсгаузен известен за немалый вклад в строительство новых гаваней, портов, доков, а также за заботу о личном составе флота. В первую очередь, он заботился о матросах. По его инициативе на флоте был значительно увеличен мясной паек. После смерти адмирала был найден документ, в котором предлагалось сажать в гаванях деревья с ранним цветением, чтобы уходящие в море могли видеть весну. Для повышения культурного уровня моряков создал в порту библиотеку. Огромное значение Беллинсгаузен придавал тренировкам, улучшал навыки артиллерийской стрельбы, передавал морякам, ответственным за судовождение, навыки маневрирования.
Умер великий мореплаватель в 1852 году. Похоронили Беллинсгаузена в Кронштадте, где через 18 лет ему был воздвигнут памятник. Имя великого первооткрывателя получили острова в Тихом и Атлантическом океанах, море, мыс на острове Сахалин, шельфовый ледник в Антарктиде. В 1968 году на мысе Файлдс состоялось открытие первой советской научной станции на Западном побережье Антарктиды. Она также получила имя Беллинсгаузена.
Подготовлено по материалам:
http://www.peoples.ru
http://www.hrono.ru
http://www.kronstadt.ru
Шикман А.П. Деятели отечественной . М, 1997 г.
(1779-1852) русский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды
Фаддей Беллинсгаузен родился на балтийском острове Эзель (ныне остров Сааремаа). С детства мечтая стать моряком, он в десять лет поступил в Морской кадетский корпус в городе Кронштадте. Еще во время учебы Фаддей плавал в Англию, а потом служил во флоте до 1803 года, когда был зачислен в состав экспедиции И. Крузенштерна и Ю. Лисянского для плавания вокруг света на корабле «Надежда». В этом плавании Беллинсгаузен получил отличные практические навыки кораблевождения и научных наблюдений.
В чине капитана II ранга Беллинсгаузен был назначен начальником антарктической экспедиции. С древнейших времен существовала легенда о том, что у Южного полюса расположена обширная земля, которая была нанесена на карты мира еще Клавдием Птолемеем (II век до н. э.) в виде суши, соединяющей Азию и Африку. В 1595 году португальский картограф Меркатор нанес южный материк и на свою карту. Многие путешественники пытались открыть эту загадочную землю. В мае 1819 года Фаддей Беллинсгаузену был вручен пакет, в котором ему предписывалось немедленно прибыть в Санкт-Петербург для организации экспедиции. Потребовалось много усилий, чтобы добиться согласия правительства снарядить ее на государственные деньги.
Широко образованный офицер, отважный и опытный моряк, Беллинсгаузен был хорошо подготовлен к выполнению этого задания. В июле 1819 года парусный шлюп «Восток» под его командованием и шлюп «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева покинули Кронштадт и взяли курс на неизвестные просторы Южного океана через Атлантику. Выйдя из Финского залива, корабли посетили Копенгаген, Портсмут, Канарские острова, пересекли Атлантический океан и 2 ноября прибыли в Рио-де-Жанейро. 22 ноября корабли вновь снялись с якоря и двинулись к берегам загадочного материка. На всем протяжении пути велись необходимые астрономические наблюдения и проверялись приборы. Новый 1820 год русские моряки встретили в суровых антарктических условиях, блуждая среди плавающих айсбергов.
16 января 1820 года экспедиция подошла совсем близко к берегу никем еще не виденного материка. О близости земли свидетельствовали многочисленные береговые птицы. Эта дата считается одной из важнейших в истории - дата открытия Антарктиды. Через несколько дней (2 февраля) корабли вторично подошли к береговым льдам материка на расстояние около 50 км, а 17 февраля русские моряки в третий раз смогли приблизиться к земле, достигнув 15° восточной долготы и 69° южной широты.
Быстро наступала антарктическая осень, подули жестокие ветры и бури, на судах леденели снасти и паруса, сами корабли требовали ремонта, поэтому Фаддей Беллинсгаузен решил идти к Австралии в Порт-Джексон (Сидней). «Восток» и «Мирный» расстались: они решили плыть разными путями, обследуя неизвестные районы океана. После ремонта кораблей и пополнения запасов в Порт-Джексоне 20 мая экспедиция направилась в тропическую часть Тихого океана, в район островов Полинезии, тоже малоизученных. С мая по сентябрь, плавая в водах Тихого океана, экспедиция открыла 15 островов, назвав их именами русских полководцев.
В сентябре ученые вернулись в Порт-Джексон, где стали готовиться ко второму плаванию в суровые воды Антарктики. На этот раз корабли очень близко подошли к неизвестному материку. Многочисленные береговые птицы и найденные в желудках пингвинов кусочки горных пород дали возможность Фаддею Беллинсгаузену сделать вывод о близости неизвестного материка. Продолжая двигаться вперед, Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили в конце января 1821 года высокий гористый берег, который был назван именем Александра I, по распоряжению которого и была организована антарктическая экспедиция. Не зная, остров это или выступ суши, Беллинсгаузен назвал его «берегом». Сегодня установлено, что это большой остров, отделенный от материка заливом, забитым льдом. Позднее было предложено назвать водное пространство, примыкающее к берегу Александра I, морем Беллинсгаузена.
Ухудшение погоды вынудило экспедицию прекратить дальнейшую работу, и корабли повернули от берегов Антарктиды к Южным Шетландским островам, по пути к которым были открыты новые острова, получившие название мест сражений в Отечественной войне 1812 года (Бородино, Малоярославец, Смоленск, Полоцк). Восточной группе островов дали имена русских военных моряков - Михайлова, Мордвинова, Рожкова.
24 июля 1821 года экспедиция вернулась в Кронштадт. 751 сутки продолжалось это героическое плавание. За это время моряки 527 дней прошли под парусами, в том числе 122 дня - южнее 60° ю. ш. Было пройдено 92 тыс. километров, открыто и нанесено на карту 29 островов, проведено большое количество астрономических, гидрографических и метеорологических исследований. Фаддей Беллинсгаузен дал правильное объяснение причин, вызывающих морские течения, и особенностей природы тропических областей.
Первая русская антарктическая экспедиция по географическим результатам величайшая в XIX веке. Доказав существование материка Антарктиды, экспедиции Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и М. П. Лазарева вписали значительную страницу в летопись великих географических открытий.
Беллинсгаузен, показавший невиданное искусство кораблевождения в антарктических водах и большие способности исследователя, всю дальнейшую жизнь посвятил флоту: служил на Черном море, а с 1839 года - командиром Кронштадтского порта.
В чине адмирала Фаддей Беллинсгаузен скончался 13 февраля 1852 года на 73-м году жизни. В Кронштадте ему установлен памятник, и его именем названы одно из морей, расположенных у берегов Антарктиды, мыс на Южном Сахалине, остров в архипелаге Туамоту и др.
Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) 9 (20) сентября 1778 года. Происходил из остзейских немецких дворян.
Его первое знакомство с Кронштадтом было связано с учёбой в Морском кадетском корпусе в 1789-1897 годах, а в дальнейшем – со службой офицером на Балтийском флоте. В 1803 году из Кронштадта ушёл в составе первой русской кругосветной экспедиции
Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а в 1819-м сам возглавил экспедицию на кораблях «Восток» и «Мирный», результатом которой стало открытие Антарктиды.
В 1839 году судьба окончательно свяжет адмирала с Кронштадтом — он займёт должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта. В доме № 2 по улице Княжеской (ныне — Коммунистическая), — сейчас этот дом называют «домом Маринеско», — находилась служебная квартира военного губернатора Феддея Фаддеевича Беллинсгаузена.
Сделал Кронштадт зелёным
В начале деятельности Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на посту губернатора Кронштадт представлял собой неустроенный в бытовом и в культурном отношении город. Единственными городскими садами были Романовский (ныне — Садик Металлистов), Инженерный (на углу улиц Восстания и Зосимова), а также Общественный сад на месте современного Летнего сада, с примыкающими к нему жилыми постройками эпохи Петра I.
Известно, что Фаддей Фаддеевич был большим любителем садоводства, продолжателем идей своего предшественника адмирала П. М. Рожнова по озеленению города. Эта его увлечённость преобразила город: первые деревья были посажены адмиралом на Александровском бульваре (улица Зосимова), в Инженерном саду и на первой аллее у решётки Петровского парка; были разбиты парки на Большой Екатерининской (ныне — улица Советская), Северном бульваре (ныне — улица Восстания), расширен Летний сад.
Поскольку наблюдением за состоянием садов и парков занимался сам военный губернатор, многие деревья сохранялись в нашем городе долгое время. И надо отметить, что многие из последующих военных губернаторов города весьма ревностно относились к озеленению Кронштадта. В итоге в 1875 году в городе даже учредили отделение Императорского общества садоводства. Большим любителем садоводства был впоследствии военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков, который воспитывал в горожанах любовь к растениям и вообще к природе.
Не только сажал,
но и строил
Ещё до своего назначения военным губернатором Беллинсгаузен вместе с капитан-лейтенантом И. Н. Скрыдловым на частные пожертвования основал в 1832 году библиотеку и стал первым её директором, а книги, собранные адмиралом, стали основой первого фонда библиотеки.
Одновременно исполняя должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта, Беллинсгаузен был председателем «Комитета по устройству города», который фактически занимался еблагоустройством Кронштадта и территории острова Котлин. Под его наблюдением были выстроены новые и перестроены старые форты, доки, гавани; рассматривались планы по строительству новых жилых зданий, здания администрации города, Пароходного завода, расширению Лютеранского кладбища и другие проекты. По настоянию Беллинсгаузена на кораблях устраивались госпитали, улучшалось питание для матросов.
Нашёл
достойную супругу
Лютеранин по вероисповеданию, он являлся почётным прихожанином церкви Св. Елизаветы в Кронштадте. Интересно, что семья его была многоконфессиональной. Жена Фаддея Фаддеевича — Анна Дмитриевна (урождённая Байкова, родилась 6 марта 1808 года) была православной. Анна Дмитриевна происходила из семьи секунд-майора Дмитрия Федосеевича Байкова, командира сапёрного батальона, служившего в нашем городе и строившего здания Военного ведомства в Петербурге и Кронштадте. С семьёй своей будущей жены Беллинсгаузен впервые познакомился, когда готовил поход к Южному полюсу, а венчание 18-летней Анны Байковой и 48-летнего Фаддея Беллинсгаузена состоялось в Кронштадте уже после похода — в 1826 году.
Из семи детей Анны Федосеевны и Фаддея Фаддеевича двое сыновей и дочь умерли в грудном возрасте; на воспитании остались Елизавета, Екатерина, Мария и Елена. Анна Дмитриевна не только воспитывала дочерей, но и активно занималась общественной и благотворительной деятельностью: много лет была попечительницей кронштадтской церковно-приходской школы, организовала столовую для детей погибших флотских нижних чинов, устраивала благотворительные вечера. За свои труды ей был пожалован «меньший крест ордена Святой Екатерины», на оборотной стороне которого по латыни было выбито: «Трудами сравнивается с супругом». После смерти мужа Анна Дмитриевна уехала в Псковскую губернию, в своё небольшое имение. Она умерла 16 декабря 1892 года и похоронена на погосте Горки Новосокольнического района Псковской области. Могила Анны Дмитриевны сохранилась и благодаря деятельности краеведческого музея города Новосокольники содержится в надлежащем виде.
Потомки помнят
О кончине адмирала Беллинсгаузена в 1852 году скорбел весь Кронштадт и Флот. «Морской сборник» напечатал некролог.
Его могила находилась на лютеранском (немецком) кладбище в Кронштадте, но, к сожалению, была утрачена. Уже в наше время на месте предполагаемого захоронения установили кенотаф.
11 сентября 1870 года в Екатерининском (Советском) парке был открыт памятник с надписью «Нашему полярному мореплавателю Фаддей Фаддеевичу Беллингсгаузену. 1870 г.». На открытии памятника состоялся торжественный церемониал с освящением и прохождением маршем кронштадтских моряков и подразделений кронштадтской артиллерии. Впоследствии церемония открытия памятника Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену легла в основу торжественных открытий двух других памятников: Петру Кузьмичу Пахтусову в Кронштадте и Ивану Фёдоровичу Крузенштерну в Санкт-Петербурге.
Именем Беллинсгаузена на карте мира названы 13 географических пунктов, в том числе гора в Антарктиде, мыс на Сахалине, острова, море и котловина в Тихом океане у берегов Антарктиды. В состав ВМФ СССР долгое время входило экспедиционное океанографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен», которое в 1983 году повторило вместе с судном «Адмирал Владимирский», хорошо известным кронштадтцам, маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева 1819-1821 годов. Имя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена ныне особо чтят в Детском морском центре «Юный моряк». Ежегодно в сентябре в Советском парке у памятника Беллинсгаузену проходит праздник посвящения в юнги.
Так в нашем городе стараются сохранить связь времён.
Светлана Кислякова,
Музей истории Кронштадта
Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen; 9 (20 сентября) 1778, остров Эзель - 13 (25 января) 1852, Кронштадт) - знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды . Происходит из остзейских немецких дворян.
Биография
Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию. Окончив корпус в 1797 году, он в чине мичмана служил на кораблях Ревельской эскадры в Балтийском море.
В 1803-1806 годы Беллинсгаузен принял участие в кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это плавание было отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтийском флоте. В 1810 году его перевели ".. на Черноморский флот, где он командовал фрегатом "Минерва", а затем фрегатом "Флора"". За время службы на Черном море Беллинсгаузен проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья, провел ряд астрономических наблюдений, точно определил координаты главнейших пунктов побережья. Таким образом, к руководству экспедицией Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем.
Открытие Антарктиды
Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева . Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.
Экипаж "Востока" состоял из 117 человек. Экипаж "Мирного" - из 73 человек. "Все офицеры и чиновники... были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами".
Шлюпы "Восток" и "Мирный", на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.
Ледяной берег желанного Южного материка увидели впервые в истории человечества русские моряки - спутники Беллинсгаузена и Лазарева 16 января 1820 года. Но вид берегов был слишком необычен. Туман и снег помешали морякам определить, что находится дальше, за бугристыми льдами. Это, по-видимому, и заставило тогда Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ним материк. 16 января 1820 года шлюпы достигли самой южной точки за первый год плавания - 69°25" южной широты и 2° 10" западной долготы.
В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступавшего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули на юг.
К исходу января "Восток" и "Мирный" выбрались на чистую воду, а уже 2 февраля Беллинсгаузен вновь отдал распоряжение изменить курс.
Вечером следующего дня шлюпы в третий раз пересекли Южный полярный круг.
В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщал на родину: "Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку".
Русские моряки видели ледяные берега Южного материка и 16, и 21 января, и 5-6 февраля 1820 года, но они решили еще раз убедиться в том, что открыли материк, хотя и Беллинсгаузен, и Лазарев, и их спутники были твердо убеждены в том, что перед ними земля.
4 марта 1820 года на 90° восточной долготы Беллинсгаузен повернул к берегам Австралии. Несмотря на очевидную опасность раздельного плавания кораблей (в случае гибели одного корабля второй не мог бы прийти на помощь его экипажу), Беллинсгаузен и Лазарев все же решились на это, чтобы осмотреть возможно большее пространство океана. Шлюпы взяли курсы, параллельные курсам, которыми некогда шли корабли Кука "Резольюшен" и "Эдвенчер". "Мирный" пошел на 5-3° южнее пути "Эд-венчера", Лазареву надлежало разрешить одну географическую загадку: попытаться отыскать остров Компании, якобы виденный испанскими мореплавателями.
30 марта 1820 года на 132-е сутки после выхода из Рио-де-Жанейро "Восток" бросил якорь в Порт-Джексоне. Через семь суток сюда же благополучно прибыл и "Мирный", экипаж которого удостоверился в том, что остров Компании существовал лишь в воображении его "открывателей".