10478 Повышаем мастерство 0
Очередной урок в нашей фотошколе, урок-интервью, на этот раз любезно предоставленный компанией Nikon.. Итак, какие же особенности ожидают фотографа при съемке зимой в горах?
Съёмка в заснеженных горах по праву считается одной из самых тяжёлых, ведь погода здесь меняется очень быстро, а условия не самые лучше, если не сказать экстремальные. Помочь разобраться c особенностями съёмки мы попросили Кирилла Умрихина – фотографа, специализирующегося на путешествиях и экстремальных видах спорта. Специально для пользователей Nikon Кирилл дал ещё и несколько полезных «лайфхаков» для создания фотографий со сноубордистами и горнолыжниками в движении!
Кирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах?
Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.
На фото: Иван Малахов
В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками.
Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров.
На фото: Дмитрий Кольцов
Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне?
При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.
- Не стойте на трассе, ведь это мешает кататься другим.
- Заранее просчитывайте траекторию движения сноубордиста или лыжника.
- Всегда обращайте внимание на то, где расположено солнце. Снимки против света в снегу чаще всего более выигрышны, чем кадры «по свету».
На фото: Сергей Зузук
Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте?
Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано.
При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.
Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.
На фото: Кирилл Умрихин и Артем Шелдовицкий
Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.
На фото: Константин Кокорев
Использовано три внешние вспышки
На фото: Артем Шелдовицкий
Использована одна внешняя вспышка
Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай?
Я считаю, что правильная композиция - это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр - умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка - мир вокруг тебя, у тебя есть средства - камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.
Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке?
Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение.
Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное - это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре - Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно - снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны.
На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки?
Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже.
Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска - ИК или радиоканалы.
На фото: Павел Харитонов
ИК - инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток - небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт.
Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) – устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе.
Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров - её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.
На фото: Артем Шелдовицкий
Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда?
Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок!
Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» - более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.
На фото: Андрей Москвин
Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?
- Прежде всего я бы советовал тепло одеться. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на съемке или думать не о фотографии, а о том, где можно погреться
- Берите запасные аккумуляторы и флешки
- Легкий снег техника хорошо переносит, но во время сильного снегопада лучше накрыть камеру чехлом
- Советую снимать в Raw. У вас всегда будет шанс поправить настройки, если вы забыли поменять параметры или торопились и не выставили нужную экспозицию
- Во время облачной погоды советую повышать контраст снимков во время пост обработки. Например, вы можете сделать это в Nikon Capture
- Всегда используйте специальные фоторюкзаки, защищенные от влаги
- Запаситесь тряпочками для протирки оптики и камеры
- Используйте бленду
- Лайфхак: «Шапочка для душа, которую можно найти в ванной комнате вашего отеля - идеальное средство для съемки в плохую погоду»
- После мороза не спешите доставать камеру из рюкзака или кофра. Дайте ей постепенно нагреться, иначе она покроется конденсатом и влага может попасть внутрь, что приведет к поломке
Если вы когда-нибудь бывали в горах не с автобусной экскурсией, где вам дается двадцать шесть с половиной минут и ни секундой больше на осмотр местности, отстаивание очередей из фотографов на единственной смотровой площадке и собственно съемку, вы наверняка почувствовали, что горы - это совершенно уникальное место.
Горы - это стихия. Причем стихия, настроенная не всегда дружелюбно, но при этом позволяющая увидеть и сфотографировать такое, что вы не увидите и не сфотографируете больше нигде.
Должна отметить, что речь в статье пойдет именно о пейзажной фотографии, поскольку съемка портретов требует несколько иного подхода. Направляясь в горы и собираясь там пофотографировать, нужно быть готовым очень ко многому, и не только в плане фотооборудования, потому я рассмотрю проблемы, с которыми лично я сталкивалась во время съемки в горах, а потом расскажу, что желательно взять с собой.
I. Наиболее вероятные проблемы в горах
1.1. Резкая смена погоды
В качестве иллюстрации начну со свежего примера из жизни. Этой зимой мы ездили в горный городок в Германии, и в один из дней зашли в самом городе в кафе, сели перед стеклянной витриной, выходящей на улицу, и стали наслаждаться видами.
В течение трех минут там происходит следующее: сначала начинается дождь, резко усиливается, бушует ураган, людей чуть не сдувает вместе с зонтами, гром и молния, сигнализация, где-то испугался и заплакал ребенок, дождь переходит в град и метель, а потом все стихает, только снег обильно посыпает улицы. Мы как сидели с чашками в руке и открытыми ртами, так и остались. Обещали, конечно, изменения погоды в тот день, но лично у меня было чувство, что кто-то наверху просто рычаг передернул - чего время тянуть.
Собственно, то же самое происходит и в самих горах, причем очень часто. Если во время вылазки на несколько часов погода не поменялась - считайте, что вам сильно повезло. Как-то, путешествуя по южным уже хребтам, в течение нескольких часов мы успели застать палящее солнце, пасмурную погоду, дикий ливень, туман и вновь палящее солнце.
Все это создает следующие сложности:
- Вам нужно быть готовым ко всему и брать с собой экипировку с большим запасом.
- Приготовьтесь к веселью с выбором экспозиции: если в течение трех минут вам придется для правильного экспонирования поменять настройки пять раз, в этом нет ничего удивительного.
Также хочу отметить, что съемка закатного неба с вершины горы - это потрясающий опыт, но если вы не в походе с палатками и запасом еды, рассчитанным на несколько дней, я не советую вам рисковать и ради такого кадра ждать на вершине, пока сядет солнце. Находиться ночью в горах может быть небезопасно. Там и днем-то небезопасно.
1.2. Безопасность
Перво-наперво, я вам не советую ходить в горы в одиночестве. Если вы хорошо ориентируетесь по горным картам - это отлично, но все же стоит взять с собой минимум еще одного человека, если вы идете не группой, и желательно из местных. В горах бывает очень легко заблудиться. Как-то раз я отправилась как раз одна по известному крымскому маршруту в Большом каньоне.
Благополучно прошла маршрут, который оказался очень коротким - всего около километра, - и, дойдя до смотровой площадки, которая по наводке должна была быть через 200 метров от озера, я решила, что там конечно очень красиво, но как-то низковато. В горах тяжело с ориентацией в пространстве, и я подумала, что, наверное, смотровая площадка - она выше, а это так, перевалочный пункт.
Я свернула на лесную дорогу, пошла по меткам на деревьях и ко второму часу ходьбы начала понимать, что все-таки что-то тут не то, и никакие «бабушки с детями» столько не пройдут. На вершине горы лежало облако, и уже на расстоянии 10-20 метров решительно ничего не было видно, фотография ниже сделана именно там. На мое счастье, плато оказалось обитаемым, там был т.н. «чайный домик», где меня отогрели, напоили чаем и отправили вниз к дому.
Если бы домика не было, я бы, пожалуй, легко получила бы обморожение и продолжение приключений. В общем, надеюсь, вы поняли, что так делать не надо. Обязательно берите с собой проводника и карту. В пылу фотосъемки вы можете просто не заметить, что забрели куда-то не туда.
Погода в горах часто подбрасывает сюрпризы, иногда очень легко заблудиться
Также стоит отметить, что в горах вы рискуете повстречаться не только с белками и бабочками, и растут там не ромашки. В крымских горах, например, водятся кабаны и змеи, а еще чудесные ядовитые насекомые типа сколопендр, фотографию которых я даже показывать не буду, т.к. тут могут быть женщины и дети.
Говоря о растениях, помимо общеизвестной волчьей ягоды, в крымских же горах, например, встречается Ясенец, также известный как Купина Неопалимая. Очень красивый цветок, наверняка захочется его снять на память, но лучше не надо. Прикосновение к этому растению и даже попадание в непосредственную близость от него во время цветения, чревато получением сильного химического ожога.
Итак, с техникой безопасности на этом пока закончим, перейдем к чисто фотографическим проблемам.
1.3. Неочевидная перспектива
Если вы когда-нибудь снимали в горах, то, вероятно, сталкивались с проблемой склеивания заднего и переднего плана. Если вы снимаете, фокусируясь на бесконечность, то есть некий пейзаж, находящийся от вас на отдалении, может выйти так, что визуально изображение получится плоским. Советую вам найти какой-нибудь объект на переднем плане, например, дерево, чтобы подчеркнуть перспективу.
Если же такого объекта нет, постарайтесь дождаться, когда солнце будет не в зените и создаст на горах тени, которые визуально сформируют слои в вашем изображении. Также для создания перспективы служит так ненавидимая многими «дымка», о которой речь пойдет позже.
Дерево на переднем плане помогает подчеркнуть глубину в кадре
1.4. Некорректное срабатывание затвора
Если вы снимаете на пленочную камеру, вы можете столкнуться с проблемой, с которой столкнулась однажды я, снимая на среднеформатный старенький Киев-60 на холоде (на вершине горы температуры гораздо ниже, чем у подножья).
Дело в том, что у меня просто-напросто замерзла смазка. Плюс лаг в механизме не самой надежной камеры на Земле, и на коротких выдержках затвор просто не успевал отработать выдержку в 1/500 и 1/1000 секунды. Кадры выглядели очень загадочно: они просто были наполовину черными. Так что, если вы не хотите получить загубленные кадры, во-первых, выбирайте с собой в поход камеру понадежней, во-вторых, проверьте ее перед поездкой в мастерской или самостоятельно, если умеете, и, в-третьих, если вы в ней не уверены, снимайте максимум на 1/250.
1.5. Холод
Данная проблема особенно актуальна при съемке зимой в горах на цифровую камеру. Во-первых, аккумуляторы на холоде разряжаются гораздо быстрее, более того, холод вообще может вывести их из строя, поэтому держать запасные аккумуляторы желательно где-нибудь ближе к телу, в кармане, например. Принеся камеру домой с холода, желательно не включать ее некоторое время, несколько часов, дать ей согреться и сойти конденсату (водяному осадку), который образуется при резком перепаде температур, и может навредить оптике и электронике.
Вообще стоит стараться беречь камеру от резких скачков температур. Так делать не надо: поснимали полчаса на морозе - забежали в кафе выпить глинтвейна, в это время протирая рукавом водяные капельки и просматривая отснятое, а потом опять побежали фотографировать. Перенося камеру с холода в тепло, повторюсь, не включайте ее, дайте испариться конденсату. Подробнее о съемке на холоде вы можете почитать еще , довольно любопытная статья.
1.6. Сильный ветер на вершине
Если вы собираетесь достичь вершины горы или промежуточного открытого плато для съемки, будьте готовы к сильному ветру, который затруднит процесс съемки. Он влияет как на устойчивость камеры, так и на физический комфорт фотографа. На что нужно обратить внимание и что взять с собой, я опишу ниже.
1.7. Сложности в замере экспозиции
Когда перед вами открывается прекраснейшая панорама гор на много километров вокруг, потерять голову от восторга нетрудно. Особенно если вы снимаете на пленку, предвкушая прекраснейшие фотообои во всю стену, и не видите результата сразу. Дело в том, что в горах вы можете столкнуться с такой проблемой как большие перепады в зонах освещенности , как на примере ниже.
Резкие перепады в уровнях освещенности вершин и подножья
Как вы видите, вершины гор освещены очень хорошо, а вот попавший на передний план лес просто тонет в темноте. Кроме того, провести правильное экспонирование, когда вокруг снежные вершины, активно отражающие падающий на них свет, очень непросто. Посему, во-первых, очень советую взять с собой цифровую камеру хотя бы для замера экспозиции.
Мне приходилось делать поправку на пару ступеней вниз, чтобы выйти на нормальный уровень освещения, но эта поправка увела в глубокую тень менее освещенную лесную полосу. Как вариант решения проблемы возможно использование техники HDR . Экспонирование в данном случае проводится отдельно по заснеженным горам и отдельно по менее освещенным зонам у подножья горы.
II. Что нужно взять с собой
Итак, выше мы рассмотрели основные проблемы, с которыми вы можете столкнуться в горах. Что же, исходя из этого, вам нужно иметь при себе, планируя горную фотовылазку?
2. 1. Фотооборудование
Объектив
Если вы собираетесь снимать пейзажи, о которых тут и идет речь, то вам потребуется широкоугольный объектив. В горах обычно даже широкоугольника кажется мало, потому что перед вами, насколько хватает глаз, расстилается бескрайнее пространство, сразу же хочется снимать панорамы. Конечно, телеобъектив вам может тоже пригодиться, но с гораздо меньшей вероятностью, если, конечно, вы не ради портретов поднимаетесь в горы или не хотите рассмотреть вооооон тот маленький домик на противоположной вершине.
Если не тяжело и не жалко - можно и взять, но если выбирать между двумя вариантами, выбирайте широкоугольник. Также для творческих экспериментов в горах очень кстати может прийтись «рыбий глаз». Эти объективы, к тому же, обычно совсем не тяжелые, и вы поблагодарите за это производителя, если вам со всей техникой придется несколько часов ползти пешком наверх по жаре.
И да, чисто съемочный момент - для пейзажей выбирайте достаточно узкую диафрагму, лучше f/8-f/16, чтобы большая область попала в зону резкости, и на снимке было больше деталей. Главное не переусердствовать - на f/22 резкость может снижаться за счет дифракции.
Штатив
Как я упоминала выше, на вершине горы и на открытых плато обычно очень сильный ветер. Поэтому, хоть и тяжело тащить с собой на гору лишнее оборудование, советую вам взять штатив.
Потому что если, добравшись до верха, вы обнаружите, что там нет дерева, на которое можно опереться, дабы обрести устойчивость, а вы сами не можете скомпенсировать силу ветра при съемке с рук, тем более, если уже начинает вечереть, или вы хотите использовать поляризационный фильтр, или же перед вами расстилается прекрасное облачное предгрозовое небо, будет очень обидно.
Более того, желательно выбирать специальный штатив с крюком для утяжеления снизу. На этот крюк вы можете повесить пакет с камнями или фотосумку, и штатив будет гораздо более устойчив. Он также пригодится вам, если вы захотите (а наверняка ведь захотите) поснимать панораму. Поверьте, там для этого есть все возможности.
Штатив с крюком для подвески груза
Бленда
Впрочем, помогает бленда не всегда, если вы будете снимать прямо напротив солнца, то в случае с некоторыми объективами, в особенности бюджетного класса, блики все равно появятся, но лучше по возможности перестраховаться.
Бленда
Фотофильтры
В горах наиболее сильно заметно такое явление, как «дымка» , появляющаяся при съемке удаленных объектов. Причина возникновения дымки - рассеивание света на взвешенных в воздухе частицах и молекулах воздуха. Также причиной «голубого» налета на снимке является ультрафиолетовое излучение, влияние которого в горах усиливается. При увеличении высоты уменьшающийся слой атмосферы поглощает ультрафиолетовое излучение в меньшей степени.
С увеличением высоты на каждые 1000 м уровень ультрафиолетового излучения возрастает на 10% - 12%. Человеческий глаз не так восприимчив к ультрафиолетовому излучению, как матрица фотоаппарата и тем более пленка.
Иногда «дымка» может помочь усилить перспективу изображения, за счет того, что более близкие объекты отображаются в кадре как более четкие и контрастные, а более далекие - как менее контрастные и подернутые голубоватой вуалью. Тем не менее, некоторые предпочитают с ней бороться.
Фильтры, обычно используемые для решения этих проблем:
- Ультрафиолетовый (UV), позволяющий частично блокировать ультрафиолетовое излучение. По моему опыту, никакого видимого влияния на голубой оттенок или дымку он не оказывает. Он выполняет роль скорее защитную, что впрочем, также не менее важно при съемке в любых условиях.
- Фильтр SkyLight, придающий снимку более теплый оттенок за счет того, что он окрашен в легкий розовый цвет, и также блокирует ультрафиолетовое излучение. Опять же, какого-то сногсшибательного эффекта от него ожидать не приходится.
- Фильтр против дымки (Haze), практически полностью блокирующий ультрафиолетовое излучение. Признаться, лично я с ним не работала, но сомневаюсь, что он сможет убрать именно «дымку», поскольку обусловлена она не только УФ-светом.
Иногда дымка помогает подчеркнуть перспективу и глубину кадра
На мой взгляд, лучший выбор в данной ситуации - поляризационный фильтр , основное назначение которого состоит в том, что он позволяет убрать нежелательные отражения и блики от неметаллических поверхностей (например, с воды и стекла). Он преобразует поляризованный свет, образующийся в результате отражения от любых неметаллических поверхностей.
Помимо этого данный фильтр дает еще несколько эффектов, более интересных для нас в рассмотренных ситуациях: он затемняет небо, придавая ему более глубокий синий оттенок, делает более насыщенными цвета на снимке, и изображения с ним выглядят более контрастными. Таким образом, с его помощью можно отчасти нивелировать визуальные «последствия» дымки - снижение контраста и потускнение цветов. Подробнее про фильтры вы можете почитать .
Отмечу лишь, что, во-первых, для фотоаппарата с автофокусом нужно выбирать циркулярный поляризационный фильтр, во-вторых, при его использовании нужно делать поправку в экспозиции (он уменьшает количество проходящего через него света), ну и, в-третьих, с широкоугольными объективами нужно использовать «тонкие» поляризаторы, чтобы избежать эффекта виньетирования. Я обожаю этот фильтр, и единственный его недостаток, на мой взгляд, это цена. Впрочем, оно того стоит.
Также есть еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться в горах, и для решения которой также может пригодиться «поляризатор». Всем известно, что съемка пейзажа против солнца в ясную погоду - прямой путь к белому переэкспонированному небу. А так как в горах у вас не всегда есть возможность снять в другую сторону, дождаться, пока по небу побегут колоритные спасительные тучки или же подождать, пока солнце уйдет к вам за спину, это может серьезно повредить итоговому результату.
«Поляризатор» затемнит небо и сможет убрать часть бликов, хотя, конечно, в идеале надо именно найти такой ракурс, когда солнце будет под углом к камере, а не прямо напротив.
Аккумуляторы
В горах не так часто попадаются розетки для подзарядки аккумуляторов, да и ларьки, торгующие батарейками не сказать что на каждом шагу, и поэтому многие фотографы предпочитают брать с собой пленочную полностью механическую камеру, чтобы избежать этой проблемы. Если же у вас цифровик, и вы собираетесь на фотопрогулку не на пару часов, позаботьтесь о том, чтобы у вас с собой было, по меньшей мере, 2 запасных аккумулятора.
Как уже упоминалось выше, если вы снимаете на холоде зимой, то аккумуляторы разряжаются быстрее, и эта проблема становится еще более актуальной. В любом случае, батареек много не бывает.
Фотосумка
К выбору фотосумки при съемке в горах стоит подойти очень ответственно. Я крайне настоятельно рекомендую вам обзавестись фоторюкзаком. Если вы идете в поход на несколько дней - сложите камеру в основной туристический рюкзак, завернув ее в специальную влагозащитную ткань, которую можно найти в специализированных магазинах. И ни в коем случае не берите с собой наплечную сумку.
Нет, разумеется, с вами может ничего плохого и не случиться, но, как известно, береженого Бог бережет. Первые несколько раз я совершала вылазки в горы именно с наплечной сумкой, но было несколько моментов, когда я не рухнула вместе со всем своим добром в обрыв или в горную реку, лишь благодаря проявленным мной чудесам эквилибристики.
Когда вы карабкаетесь по скользким камням, вам нужно, во-первых, чтобы были свободны руки, а во-вторых, чтобы ничто не нарушало вашего равновесия, а тяжелая наплечная фотосумка будет перетягивать вас на одну сторону, и если она неудачно соскользнет с плеча, когда вы висите на камнях, потерять устойчивость более чем вероятно. Поэтому поберегите себя и купите фоторюкзак.
Также следует отметить, что рюкзак нужно выбирать с непромокаемым покрытием и защитой внутренних отсеков от влаги, потому что, как я уже говорила выше, предсказать погоду в горной местности достаточно проблематично.
Фоторюкзак незаменим при съемке в горах
2.2. Нефотографическое оборудование
Помимо фотографического оборудования, вам необходимо иметь при себе ряд вещей для обеспечения безопасности, как собственной, так и для защиты техники.
Дождевик
Отправляясь в горы, запаситесь дождевиком. Конечно, лучше взять специальный дождевик для фотографов, защищающий также и камеру и позволяющий продолжать съемку даже, когда идет дождь, но если такого у вас нет, купите несколько самых простых дождевиков за 20 рублей, их можно найти почти в любом хозяйственном магазине. Что забавно, в Крыму я их найти не смогла. Если же вы, как и я, окажетесь без дождевика, возьмите с собой обычный пакет. Идя в горы, я беру с собой, по крайней мере, большой пакет-майку, в который можно завернуть фотосумку, если вдруг погода резко испортится.
Карта
Карта или навигатор - это то, что вам точно пригодится, даже если вы идете группой или с проводником. Горы - не статичная местность, часто бывает так, что там, где раньше была звериная тропка, теперь растет кустарник, веревки для спуска обрезаны, а основная дорога заросла или завалена. В любом случае, даже чтобы сориентировать спасательную службу, вам нужно будет знать свое приблизительное местоположение.
Телефон
Думаю, тут дополнительные комментарии не требуются. Проверьте, чтобы телефон был полностью заряжен, потому что, по моему опыту, на вершине не так часто встречаются люди, у которых можно попросить мобильный.
Огонь
Если вы все же заблудились или задержались настолько, что успело стемнеть, и вы не успеваете выйти на трассу или к обитаемой местности, огонь вам может пригодиться, поскольку ночами в горах очень холодно, это даст вам возможность разогреть еду или питье, и, в конце концов, подать сигнал спасателям. Кремнем все же не все умеют пользоваться, так что имейте при себе спички и зажигалку, на случай, если что-нибудь из этого выйдет из строя.
Да и, по моему опыту, когда мы ходили раздетые по пояс по горной реке с температурой воды не выше 5 градусов по Цельсию, т.к. не могли ее обойти, небольшой костерок для сушки носков очень помог нам не околеть и не простыть. Только, пожалуйста, помните о правилах разведения костров в лесах. Вы представить себе не можете площади сожженного леса в горах Крыма, и все из-за того, что люди не гасят костры должным образом или разводят их неправильно.
Одежда и обувь
Как я уже говорила, погода в горах непредсказуема, и поэтому у вас с собой обязательно должна быть запасная теплая одежда, термобелье, если вы идете в горы зимой, непромокаемая ветровка, косынка на голову как защита от перегрева и лесных клещей летом и удобная обувь, крепко держащая ногу и с нескользящей подошвой.
Даже если при выходе из дома вы видите только людей во вьетнамках, шортах и гавайских рубашках, не поддавайтесь на искушение и перестрахуйтесь, порой от этого зависит ваша жизнь и здоровье, особенно от обуви. Я делаю на этом акцент, так как сама, как фотограф, видя красивые виды, очень часто забываю обо всем на свете.
Перчатки
Когда вы снимаете в горах на холоде, руки вы перестаете чувствовать через несколько секунд, что чревато обморожением. А в толстых перчатках так ужасно неудобно снимать, что так и хочется снять их, «ну всего на пару кадров», а потом вы и сами не заметите, как начнете замерзать. Я нашла для себя хорошее решение в виде перчаток рыбацкого типа - тех, что с обрезанными пальцами и надевающейся сверху варежкой на липучке.
Скидываете варежку на пару секунд, делаете кадр, надеваете ее обратно. Как известно, варежки гораздо лучше сохраняют тепло, чем обычные перчатки. Летом же я брала с собой велосипедные мягкие перчатки с «обрезанными» пальцами, чтобы не ободрать руки о камни.
В таких перчатках очень удобно снимать зимой в горах
Еда и вода
Когда вы собираетесь в горы, обязательно берите с собой воду про запас. По собственному опыту должна заметить, что если зимой еще можно в случае дефицита воды растопить снег, то летом, когда на половине маршрута вода заканчивается совсем, а все ручьи, на которые возлагались надежды, пересохли, идти дальше очень тяжело, и уже не то, что снимать не хочется, уже жить не хочется.
Обезвоживание - страшная вещь. Не бойтесь перегрузиться, лучше принести избыток воды домой, чем остаться без нее. Весной и осенью гораздо проще найти горные речки и ручейки, и пополнить запасы, но жарким летом они все мельчают или полностью уходят.
Подъем пешком в горы, тем более с фотооборудованием, сжигает уйму энергии, и потому с собой следует взять что-нибудь из быстрых углеводов, типа шоколада, чтобы восстановить силы. Если же вы идете на несколько дней, то, разумеется, рацион надо составлять полноценный, с мясом и крупами. Но даже если вы идете на несколько часов обеспечьте себе комфорт, возьмите что-то на перекус.
Аптечка
Даже если вы отправляетесь в горы ненадолго, не поленитесь и возьмите с собой, по крайней мере, перекись водорода, бинт и пластырь. Потому что пара часов легкой прогулки по горам могут превратиться в пытку с подвернутой ногой или натертой мозолью, и тут будет уже не до съемок. Ну и лично я, как особо везучий персонаж, умудрялась в горах руками находить стекла и доблестно о них резаться, а потом ходить и пугать всех кровавыми пальцами. В общем, возьмите аптечку. Она много места не занимает.
Заключение
Надеюсь, я не сильно вас перепугала своей статьей. Горы - опасное место, но если соблюдать технику безопасности и правильно подойти к выбору оборудования, то все эти трудности с подъемом, плохой погодой, холодом и т.д. окупаются во сто крат, и вы получите прекраснейшие, уникальные кадры невозможной красоты мест.
Для меня, например, нет ничего более завораживающего, чем горные пейзажи, и, как говорится, лучше гор может быть только горы. И помните, что помимо панорам, в горах есть множество интересных уголков, маленьких локаций и чудесных природных явлений, которые также заслуживают вашего внимания!
Горные реки - отличный объект для съемки
Желаю вам удачи! Было бы интересно послушать ваши истории о фотосъемке в горах, и поделитесь своим опытом!
Горы - это одно из самых потрясающих чудес природы. Они величественные и могучие. Они всегда разные. Даже одна гора может быть дружелюбной и приветливой и в то же время опасной и дикой. Горой можно любоваться с другой, более высокой горы и тогда ты чувствуешь, что эта гора принадлежит тебе или смотреть на них снизу. В таком случае вся мощь и фундаментальность горы давит на тебя и чарует свей силой.
Правило золотого часа в горах актуально как ни где. За час до рассвета нужно быть готовым к съёмкам, так как именно в это время солнце пробуждает весь мир вокруг вас. Когда солнце взошло, есть только один час до того, как его прямые лучи зальют всё ярким светом и сделают тени жёсткими, а контраст слишком высоким. За час до заката также нужно доставать камеру из сумки. После падения солнца за горизонт на протяжении двух часов нужно успеть сделать все кадры, иначе придётся ждать следующий день.
Как фотографировать в горах?
Самые лучшие кадры получаются при съёмке под таким углом под которым обычно люди не смотрят на гору. Это правило актуально для всех стилей фотографирования.
Итак, про горы. Самые банальные фотографии - это снимки с дороги. Все видят гору с этого ракурса. Если это не живописная дорога, которая завораживает своими изгибами, не нужно её фотографировать. Отойдите с дороги в сторону как можно дальше. Даже если орога будет в кадре, это уже будет не такая обычная фотография. Можно использовать дорогу как ведущую линию, отправляющую взгляд зрителя к горе.
Постарайтесь забраться как можно выше, туда, куда люди обычно не лезут просто так. Фотографируйте сверху вниз. Это будет действительно необычный ракурс.
Для того, чтобы понять, как правильно выбрать ракурс, подумайте о цветах. Мы всегда смотрим на них сверху вниз. Это для нас обыденно и такой ракурс на фотографии не завораживает. Опустите камеру ниже уровня бутонов или на один уровень с ними. Это позволит взглянуть на цветы с такой точки, в которой наши глаза не оказываются никогда, если мы только не лежим на земле, что случается крайне редко. Так же относитесь к снимкам гор. Выберите необычный ракурс.
Чем снимать?
Для создания шедевра не нужна дорогая камера с невероятным объективом. Достаточно самых обыкновенных фотоаппаратов. Вполне подойдут даже зеркалки и беззеркалки начального уровня. Даже на суперзум или компакт можно сделать хорошие кадры, но тут уже будет страдать качество картинки, хотя при нормальном освещении эти камеры рисуют вполне нормальное изображение.
Самое главное в аппаратуре - это умение ей пользоваться. Качество оптики имеет большее значение, чем качество камеры. Сверхширокоугольная оптика в горах не нужна. 28мм будет вполне достаточно. Также для работы будет нужен Телеобъектив. Для комфортной и качественной работы необходим диапазон фокусных расстояний от 100 до 400 мм. С такой оптикой горные хребты будут у вас в руках.
В горах наблюдается большой перепад яркости между небом и землёй. Камера не способна захватить весь динамический диапазон в одном кадре, поэтому нужно снимать с брекетингом экспозиции или с градиентными фильтрами. В горах очень большое количество ультрафиолета, поэтому следует позаботиться не только о коже, но и об ультрафиолетовом фильтре для более точной цветопередачи.
При съёмке близких объектов нужно устанавливать диафрагму примерно на F/11-16. Это позволит уместить в фокусе большое пространство переднего плана. При этом задний план (горы) будут размытыми не смотря на маленькую дырку диафрагмы. Фотографировать желательно со штатива, так как при такой маленькой диафрагме выдержка будет увеличена и есть вероятность появления шевелёнки.
И самый распространённый совет - продумывайте сюжет снимка, следите за формами и линиями в кадре, обращайте внимание на цвет.
На земле немного мест, где столько живописных и ярких картин природы, как в горах. Ослепительно белый снег и голубые массивы ледников соседствуют с разноц-ветьем и разнотравьем альпийских лугов, а в поразительных по чистоте горных озерах отражаются облака, пихты, заснеженные горные пики... Но, как говорится, лучше один раз увидеть! И хочется передать свои впечатления близким и друзьям, поэтому редкий турист идет в горы без фотокамеры.
Пример использования погодных условий при съемке. Фотограф: Карпин Антон.
Съемка в горах имеет ряд особенностей, о которых и пойдет речь.
Снаряжение и подготовка к фотосъемке в горах.
Переходы в горной местности трудны сами по себе - идти приходится с грузом жизне-обеспечения весом 15-20 килограммов. Фотоаппаратура - это дополнительный вес, следовательно, брать с собой надо только самое необходимое, но достаточное для решения творческих задач оборудова-ние. Многие предпочитают «цифромыльницы», они, конечно, легки, но серьезные творческие задачи – им не по плечу.
В горах далеко не всегда можно выбрать по желанию точку съемки, переме-щаясь вместе с фотокамерой. Невозможно, например, снять крупным планом удален-ную вершину: даже если удастся прибли-зиться к ней, она может быть закрыта дру-гими горами или оказаться в совершенно другом ракурсе. Весьма непросто и сфото-графировать высокогорное озеро, окружен-ное со всех сторон крутыми скалами. Поэтому целесообразно иметь зеркальную камеру с небольшим набором сменных объ-ективов или хорошим зумом, ее больший вес компенсируется более комфортной работой и универсальностью. Как альтернативу – можно рассмотреть фотокамеру – «ультразум», она гораздо легче, а ведь если устанете - фотографировать уже не захочется.
Серьезной проблемой в походах явля-ется переноска аппаратуры . Если носить камеру на коротком ремне, это вызывает постоянное напряжение шейных мышц и быструю усталость. Не очень удобен и наплечный кофр. Лучше всего купить специальный пояс с ячейками для объективов, различных принадлежностей и карманом для фотока-меры. Также в комплекте, например, с объективами «Сигма» - чехлы с возможностью подвесить их к поясу - уже предоставлены совершенно бесплатно. Ячейки/чехлы должны предохра-нять аппаратуру от легких ударов и желательно - обеспе-чивать изоляцию от дождя.
Из принадлежностей нужны бленды , особенно при съемке на снежниках и лед-никах , а также при контровом освещении.
Применение ультрафиолетового свето-фильтра оправдано только при выходе на высоту 3000 метров. На меньших высотах этот светофильтр, если он не имеет многослойного просветления, «отре-зает» и некоторую часть фиолетового участка спектра, из-за чего исчезает впе-чатление чистоты, прозрачности и харак-терного для гор фиолетового оттенка неба. Впрочем, сейчас сложно найти простое защитное стеклышко – без функции ультрафиолетового фильтра, но просветлены они – хорошо.
Экспонирование.
Определение экспо-зиции при фотосъемке в горах не обходится без ошибок. Это не случайно. Горы сами по себе очень контрастны, особенно при ярком солнечном освещении. Если в поле зрения объектива попадает снежный участок, вода горной реки или небо, то экспонометр дает завышенные показания и в результате получается темный кадр. Экспонирование лучше производить по какой-либо поверх-ности средней яркости, например по травя-нистому склону, по скальному участку. Исключительно живописная картина в горах - закаты и рассветы. Сфотографи-ровать солнце так, чтобы не «погасить» абсолютно все остальные детали снимка, гораздо сложнее. В этом случае измерение экспозиции лучше всего произвести по участку неба приблизительно на 20° выше солнечного диска. Исходя из опыта, можно посоветовать иной способ - измерить экс-позицию с заходящим солнцем в кадре и затем увеличить ее при съемке в 3-4 раза.
Сменная оптика.
Наибольшее примене-ние находят широкоугольники , так как сни-мать чаще всего приходится в ущельях, по которым проходят горные тропы, из точек, откуда охватить всю панораму горных мас-сивов без применения короткофокусных объективов невозможно.
Фокусное расстояние - 10 мм. Видны - и горная речка, и сами скалы. Фотограф - Карпин Антон.
Могу порекомендовать объектив Сигма 10-20 – весьма актуальный для зеркалок с кроп-матрицей. Необходимо помнить, что сверхширокоугольный объектив сильно удаляет задний план, искажает изображаемое простран-ство, особенно, если ось объектива накло-нена под углом к горизонтали, горные мас-сивы кажутся ниже и меньше. Применение «сверширокоугольников» типа той же Сигмы с фокусным расстоянием в 10мм. порой дает интересные художе-ственные эффекты: если в кадре есть облака, они станут как бы «разлетающими-ся» из одной удаленной точки. Длиннофо-кусные объективы, наоборот, приближают задний план. Такая оптика позволяет сни-мать отдаленные вершины, совмещать в одном кадре разноудаленные объекты.
Как фотографировать горы... Фотография сделана не далеко от Сочи. Фотограф: Карпин Антон.
Исключительный интерес представ-ляют растущие в высокогорье цветы. При-менение для фотографирования цветов удлинительных колец неудобно, потому что для их установки приходится снимать объ-ектив. Поэтому один из Ваших объективов - обязательно должен обладать функцией съемки макро !
Съемка цветов в горах. Фотограф: Карпин Антон
Несколько слов об условиях освещенно-сти при фотосъемке в горах . Наиболее интересные кадры получаются, когда солнце проходит полуденную зону, длина теней минимальна, достаточно хорошо освещены как вершины гор, так и их скло-ны. Хорошо прорабатывается глубина про-странства и снимок сохраняет объемность. Это проявляется в пору золотой осени, когда в лесах, растущих на склонах, играют все краски лета и осени - от темно-зеле-ного до ярко-золотого.
Склон горы освещен под острым углом, поэтому очень здорово "играет красками". Фотограф: Карпин Антон.
Горы прекрасны всегда
- в любое время года, при любой погоде и в любое время суток. Даже через несколько лет после съемки, если Вы вновь решите посмотреть свои фотографии, перед Вами снова заблестит бирюзовая гладь горного озера, заискрятся хрустальные капли водопада, вы услышите шум горного ветра, почувству-ете запах снега и альпийских цветов. Гово-рят, что жить стоит ради воспоминаний, поэтому фотографируйте горы - может быть, это будут самые яркие и красивые воспоминания в вашей жизни.В заключение - завораживающее видео с гор Казахстана, сделанное с помощью нескольких зеркальных фотоаппаратов:
Статья подготовлена по материалам журнала «Фотография».
Интервью с профессиональным фотографом Сергеем Ковтуном, в котором он рассказывает о том, как фотографировать горы, и своем творческом пути.
Согласитесь, из каждого путешествия хочется привезти домой максимум эмоций и . Но даже всякие мелочи вроде магнитиков и кружек часто стоят приличных денег. К тому же они не передают атмосферу приключений. Многие находят для себя выход в фотографии. В результате одним из главных результатов любой поездки становится флешка со снимками. Эти фотографии потом показывают всем друзьям и знакомым, вешают на стену, выкладывают в социальные сети. И тут возникает другая проблема. Одним фактом наличия снимков уже никого не удивишь.
В условиях, когда любой гаджет может сделать серию примитивных фотографий, становится не просто удивлять своих друзей и сохранять именно те эмоции, которые вы переживали в момент съемки. Приходится учиться фотографировать. И сегодня мы поговорим об этом с фотографом Сергеем Ковтуном. Он часто бывает в горах и приносит с вершин море впечатлений и настоящие фотошедевры. Как так получается? Читайте наше интервью про то, как фотографировать горы.
Михаил Роскин : Здравствуй, Сергей. Скажи, пожалуйста, откуда у тебя возник такой интерес к горам? Когда ты стал их фотографировать и сразу ли стало получаться?
Сергей Ковтун : Мой интерес к природе и горам появился в 15 лет. Сейчас мне 24. В детстве мне было абсолютно всё равно. Меня не интересовали путешествия. Я, как и все дети, бегал, прыгал, играл. Но стал взрослеть и начал потихоньку обращать внимание на закаты, причудливые облака, реки, поля и другие природные богатства.
В 16 лет я купил себе первый фотоаппарат, который был одним из самых простых, но на тот момент — это было достаточно серьёзной покупкой. Я долго его хотел, копил, работал грузчиком, но в итоге ещё взял в долг и отдавал его после того, как поступил в институт и начал получать стипендию. Покупка состоялась как раз в день моего выпускного из школы. С того момента всё и началось.
Я фотографировал всё! Родственников, себя, небо, деревья, дорогу, грязь, цветочки, муравьёв и много чего ещё. Всё, что вызвало какой-либо интерес. Тогда мне мои фотографии казались шикарными. Но, глядя каждый раз на фото годовой давности, я понимал, что это никуда не годится.
Так я рос и развивался в фотографии. Я начал искать новые необычные ракурсы, места и условия съёмки, пробовал новые виды съёмки, искал информацию о том, как фотографировать горы. Стал выходить на природу именно ради фото. Со временем поменял несколько фотоаппаратов. Качество росло, потребности тоже. Без фотоаппарата я не мог выйти из дома. Не говоря уже о поездках.
Примерно раз в год я ездил к родственникам на Кавказ и, чем старше становился, тем больше он мне начинал нравиться. Каждый раз во время каникул я старался найти новые красивые места для фотографий. Я заходил всё дальше и дальше. И когда пришло время выпускаться из института и определиться с дальнейшей самостоятельной жизнью, я решил, пока ничего не держит, ни семья, ни работа, уехать жить на Кавказ. Закончил институт, купил билет в один конец, собрал вещи и уехал. Тогда мне уже был 21 год. И это стало прорывом в моей пейзажной фотографии. Виды тут просто превосходные.
Было лето и я ходил в горы. Сказать, что мне там понравилось — это ничего не сказать! Это было великолепно! Свежий воздух, чистые горные реки, прекрасные панорамы, открывающиеся с вершин, альпийские луга, скалы, обрывы, ущелья, водопады. Это очень круто! И я, естественно, всё это фотографировал. Чем больше снимал, тем лучше получалось. Я выкладывал свои работы в интернете и смотрел там на чужое творчество. Учился на своём и чужом опыте, смотрел хитрости, общался, узнавал, спрашивал, искал новые места. Я и сейчас этим занимаюсь постоянно.
С появлением Инстаграма моё творчество стало развиваться ещё больше. Во-первых, там можно очень удобно найти нужную фотографию, во-вторых, там ничего лишнего — только фото, в-третьих, там сидит очень много любителей природы и пейзажей. Благодаря этому я узнал о новых местах, в которых и побывал. Казалось бы, чем больше проводишь времени в интернете, тем меньше на природе, но для меня это не так, благодаря интернету, как раз, я стал проводить на природе ещё больше времени.
Михаил Роскин : А часто ли получается выбираться на фотопрогулки? Куда планируете съездить в ближайшем будущем?
Сергей Ковтун : Сейчас я работаю и моя работа — это сплошная командировка. Поэтому дома я бываю только на выходных. Но чаще всего я там только ночую, всё остальное время я могу лазать по горам и фотографировать. Поэтому где-то 2 дня в неделю я почти стабильно бываю в горах. Но это всё те горы, которые поблизости Кисловодска. Когда есть больше времени и деньги, я люблю посещать новые места. Например: Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Эльбрус, гору Бештау.
Бештау — одна из моих любимых, так как до неё относительно быстро можно добраться, за один день сделать восхождение и вернуться домой. Но это далеко не главный плюс этой вершины. Самое главное — это вид, который открывается с высоты! Ради него стоит потратить пару-тройку часов на дорогу в одну сторону и столько же на само восхождение!
Высота этой горы составляет 1401 метр — это я уже знаю назубок! Она находится практически в центре региона КМВ (Кавказских Минеральных Вод), и она является лакколитом, т.е. необразовавшимся вулканом в виде холма с ядром магмы внутри. Это отдельно стоящая гора, а не цепь гор или горный хребет. Из-за этого все города КМВ с вершины как на ладони! Пятигорск, Лермонтов, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минеральные Воды и другие населённые пункты видно с этого места! В хорошую погоду прекрасно виден Эльбрус, до которого напрямую 95 км! И практически весь Большой Кавказский Хребет! В том числе и гору Казбек, до которой порядка 150 км.
Обе эти вершины являются пятитысячниками, т.е. высота их превосходит 5000 метров. Эльбрус 5642 метра, Казбек 5033 метра. Обе они покрыты снегом и льдом круглый год, даже летом! Россия — огромная и великая страна! Её всех красот за всю жизнь не увидишь, но есть места, которые надо посетить в первую очередь! Кавказ я уже посетил, теперь нужно побывать на Байкале и Камчатке, меня очень привлекает вулкан Вилючинская Сопка, он мне напоминает Эльбрус, он, кстати, тоже вулкан! Только Эльбрус двуглавый, а Вилючинский одноглавый.
В Крыму я уже побывал прошлым летом. Это отдельная длительная и увлекательная история о том, как я решил пройти пешком всё его Южное побережье в одиночку с огромным рюкзаком на плечах и всё потому, что денег не было, но очень хотелось! А если очень хочется, то можно! Я считаю, что пока всю Россию не посмотришь — смысла ехать в другие страны нет! Как некоторые пишут себе в статусы в социальных сетях: «если бы путешествия были бы бесплатными, вы бы меня больше не увидели», в какой-то степени я с этим согласен!
Михаил Роскин : Хорошо, с планами понятно. А на какую технику фотографировать горы? Что еще берешь с собой?
Сергей Ковтун : На организацию поездок и фототехнику нужны большие деньги. Для того, чтобы купить хороший фотоаппарат мне пришлось почти на год уехать с Кавказа в Москву на заработки.
Там я себе почти во всём отказывал, только лишь для того, чтобы заработать и уехать поскорее. Москву я не люблю. Это ужасный город в плане экологии, шума, постоянного движения и т.д. одним словом мегаполис. Поэтому я старался не задерживаться и уехал как только смог. Но зато теперь я снова на Кавказе и благодаря новому фотоаппарату и объективам делаю ещё более красивые фотографии.
Фотоаппарат у меня Canon EOS 6D WG, объективы: Canon EF 28 mm F/1.8 USM, Canon EF 50 mm F/1.8, Canon EF 70-200 mm F/4.0 L USM. И ещё есть экшн-камера gopro 3 black edition. Практически весь этот набор всегда и путешествует со мной. На остальное у меня не остаётся места. Хотя ещё есть и различное осветительное оборудование, штативы, студийные стойки, зонты. Ведь я ещё и свадьбы снимаю и это очень помогает! Но в горах такое оборудование редко требуется.
Если поход однодневный, то могу больше ничего с собой и не брать, даже еды. Если хотя бы с одной ночёвкой, то там уже зависит от обстоятельств. Летом можно и с тем же набором, хотя в горах ночью даже летом бывает жутко холодно. Поэтому надо брать , продукты, можно взять газовую горелку, на ней можно и еду приготовить, и погреться. Потому, что с дровами, особенно после или во время дождя, могут быть большие проблемы и это намного дольше. С горелкой всё куда проще и удобнее.
Летом ездил в Архыз, там днём +33 было, а ночью по прогнозу +20, но я взял с собой на всякий случай палатку, спальный мешок, термобельё и тёплую одежду. Горы очень непредсказуемые. Как оказалось, не зря! Ночью было очень холодно. По ощущениям, как будто около 10 градусов, но я всё продумал и не замёрз! Конечно, днём было не удобно ходить в дальние походы и лазать по скалам со всеми этими вещами, но лучше устать, чем замёрзнуть!
Михаил Роскин : А как все-таки фотографировать горы? Есть ли какие-то фирменные секреты?
Сергей Ковтун : В одном предложении это никак не уместить! Всё очень сложно, хотя с другой стороны, всё максимально просто! Я всегда стараюсь найти какой-то уникальный ракурс или добавить в своё фото что-то, что будет отличать его от других. Даже если это место заезжено в прямом и переносном смысле, даже если оно зафотографировано уже всеми и по-всякому. Я люблю совмещать не совмещаемое! И этой, порой, у людей вызывает хороший интерес!
Например, сфотографировать наполовину очищенный банан, держа его в руке, на фоне Эльбруса холодной зимой с вершины Бештау. Или раздеться до трусов, а то и полностью для большей гармонии с природой на высоте 3500 метров над уровнем моря на Эльбрусе, а вокруг снег и горы. На словах это выглядит как-то не очень привлекательно, возможно, даже пошло. Но я и не писатель, а фотограф! На фотографии это выглядит, как минимум неординарно и интересно.
Естественно, в центре внимания горы и только лишь маленький участок в кадре отводится человеку. И это даже, в какой-то степени, аналогия, какой маленький человек и какие огромные горы! Люблю стоять на голове в необычных и красивых местах. Таких фотографий можно найти не одну у меня на странице. Как правило, горы лучше снимать на широкоугольные объективы, это больше раскрывает величие местности и масштаб. Но каждая фотография индивидуальна и зависит исключительно от задумки автора. Вариантов сфотографировать одно и то же место бесчисленное множество. Обычно я этим пользуюсь и делаю массу фотографий с разных ракурсов, под разным углом, на разные объективами и с разными настройками.
Настройки каждый раз разные и всё зависит от места, времени, природного явления, задумки автора и его настроения! Нет идеальных настроек и идеальных объективов или фотоаппаратов. Фотография — это творчество и каждый видит по-своему. Даже один и тот же человек видит по-разному в разное время.
Когда фотография сделана её ждёт обработка. Я всегда стараюсь в обработке достичь того результата, который я видел в живую, что я хотел передать фотографией, какое настроение. Ни один фотоаппарат не видит так, как человеческий глаз, именно поэтому и приходится обрабатывать. Вы это можете заметить в большей степени когда фотографируете против солнца. Вы видите и лицо человека, и солнце, и фон, и всё остальное. А фотоаппарат, особенно «слабый», выдаёт вам полностью чёрный силуэт человека на фоне полностью белого неба и солнца. Хотя, на самом деле небо было голубым, а трава зелёная. Такие огрехи я пытаюсь исправить обработкой и изначально правильными настройками. Но если я обрабатываю одно и то же фото 2 раза с разницей в несколько месяцев или пол года, я могу добавить в него своё настроение. И фотографии, естественно будут отличаться друг от друга. Ведь человек — не робот и всё, что он делает можно считать творчеством
Михаил Роскин : Каких правил безопасности во время съемки гор ты придерживаешься? Были ли какие-то опасные ситуации или наоборот курьезные?
Сергей Ковтун : Во время съёмки в горах всегда нужно следить за тем, куда ты идёшь. Из-за прекрасных видов можно засмотреться и уйти куда-нибудь очень далеко или забраться так высоко, что слезть будет весьма проблематично. Или вовсе можно заблудиться. Но этому подвержены в основном очень впечатлительные люди и те, кто плохо запоминает дорогу и ориентируется в пространстве.
Иногда люди во время фотосъемки оступаются. Это чревато плохими последствиями. Таких случаев нужно избегать, смотреть себе под ноги и выбирать безопасные маршруты. На ходу лучше не фотографировать, снимать стоя или сидя намного безопаснее.
Если вы находитесь рядом с крутым обрывом и решили запечатлеть великолепный пейзаж, то крайне желательно хотя бы одной рукой взяться за ветку дерева, корень, скалу и т.д. потому, что в горах бывают резкие порывы ветра, которые от неожиданности могут просто свалить человека.
Иногда после сделанного кадра человек забывает, где именно остановился, и по привычке продолжает идти, а впереди обрыв. Также желательно остерегаться диких животных и не подходить к ним близко, тем более не проявлять агрессии по отношении к ним. Не стоит делать резких движений, размахивать палками и тому подобное. Животное это видит и воспринимает как потенциальную угрозу, а лучшая защита — это, как известно, нападение! Тем более, если животное защищает своих детей.
К счастью, в моей практике каких-либо опасных моментов почти не бывало. Поскольку я слежу за своей безопасностью. Кстати, если есть возможность, всегда регистрируйте свои маршруты и возможные маршруты походов в горы в службах МЧС! В этом нет ничего плохого, а даже наоборот, вы ставите их в известность о своих походах. И если вдруг что-то случится, то они будут знать, где вас искать. Поэтому найдут быстрее, а это может спасти вашу жизнь! Ведь даже если вы самостоятельно не сможете подать сигнал бедствия, например, если сошла лавина, то спасатели будут знать, что в этом районе возможно были люди и сколько их. Также вы облегчаете работу другим людям и уменьшаете затраты на ваше спасение.
Соблюдайте всегда технику безопасности и это, можно сказать, гарантия вашей безопасности!
Михаил Роскин : Спасибо! Мы подходим к концу нашего интервью. Скажи, какой совет ты бы дал тем, кто хочет начать фотографировать горы?
Сергей Ковтун : Мой совет тем, кто хочет фотографировать горы прост: фотографируйте! Если вы хотите этим заниматься — занимайтесь! Ведь это же прекрасно! Фотография помогает сохранить свои воспоминания на долгие годы, фотография даёт возможность показать другим людям то, что когда-то видел ты сам. Даёт возможность прочувствовать то, что чувствовал ты. А хорошая фотография берёт за душу и остаётся в сердце. Благодаря им хочется посетить то место самому.
Увидев фотографии красивого пейзажа сразу хочется самому побывать в этом месте, подышать этим воздухом, прочувствовать всем телом эту атмосферу. Фотографируйте, распространяйте свои фотографии, показывайте их всем, делитесь опытом, делитесь настроением, переживаниями, чувствами, постоянно совершенствуйте свои навыки, пробуйте что-нибудь новое, экспериментируйте. Пусть ваша жизнь будет яркой, разнообразной, насыщенной и такой, какой вы хотите! Каждый сам делает свою судьбу, поэтому занимайтесь тем, что нравится!
Михаил Роскин : Спасибо большое, Сергей, за то, что поделился своим опытом с читателями LHTravel. Думаю, что многим было интересно познакомиться с твоей историей. А тебе я желаю удачи в твоих профессиональных начинаниях!