ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
библиотекаря
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность библиотекаря "__________________" (далее - "Организация").
1.2. Библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.
1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно ________________ Организации.
1.4. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Библиотекарь должен знать:
Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по вопросам библиотечной работы;
Профиль и специализацию Организации;
Правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета библиотечного фонда;
Систему классификации книг и правила составления каталогов;
Общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
Порядок составления отчетности о работе библиотеки;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.6. В своей деятельности библиотекарь руководствуется:
Нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
Правилами внутреннего трудового распорядка;
Приказами и распоряжениями руководителя Организации и непосредственного руководителя;
Настоящей должностной инструкцией;
Правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
1.7. В период временного отсутствия библиотекаря его обязанности возлагаются на _____________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Библиотекарь осуществляет следующие обязанности:
Обеспечивает подбор необходимой читателям общественно-политической, научно-технической, экономической и другой литературы, оперативное выполнение их заявок.
Производит выдачу литературы на абонементе и в читальном зале.
Изучает интересы и запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы.
Участвует в разработке планов комплектования библиотеки на основе изучения тематических планов книжных издательств, профиля работы организации и перспектив ее развития.
Принимает участие в организации фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов.
Ведет работу по учету, комплектованию, инвентаризации библиотечного фонда.
Обеспечивает сохранность библиотечного фонда.
Составляет списки новых поступлений литературы и рассылку их подразделениям Организации.
Осуществляет связь с другими библиотеками, обеспечивая обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу.
Принимает участие в научно-информационной, научно-методической работе, обработке технической и научной литературы, поступающей в библиотеку, составляет тематический и алфавитный каталог.
Принимает участие в организации тематических выставок по актуальным вопросам науки, техники и передового производственного опыта, оформлении стендов, витрин.
Подготавливает предложения, направленные на улучшение обслуживания читателей.
3. ПРАВА
Библиотекарь имеет право:
3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.
3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.5. Получать от работников Организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Библиотекарь несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы библиотекаря определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью библиотекарь обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
6. ПРАВО ПОДПИСИ
6.1. Библиотекарю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи первичных и отчетных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
_____________________________ _____________ ____________________ (должность лица, составившего (подпись) (Ф.И.О.) инструкцию)
"___"__________ ___ г.
СОГЛАСОВАНО:
Юрисконсульт ____________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.)
"___"__________ ___ г.
С инструкцией ознакомлен: ____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)
Деятельность библиотек имеет неоценимое значение в жизни современного общества. Они функционируют много столетий, сохраняя книги и другие документы, являющиеся свидетельством выдающихся открытий, накопленных знаний и истинной веры людей. Библиотеки принято считать основой культуры человечества. Они оказывают содействие в реализации прав каждой отдельной личности на получение сведений и пользование достижениями цивилизации. В данной статье будет освещена должностная инструкция библиотекаря, его права и обязанности.
Статус профессии в настоящее время
В наши дни работать в библиотеке стало намного сложнее, чем в былые времена, но значительно увлекательнее. Иногда библиотеки должны доказывать свою незаменимость в современном мире.
Библиотекарь - одна из самых прекрасных профессий на Земле. Она находится в той сфере жизни человека, в которой постоянно соприкасаются мир книг и людей, разные временные отрезки, где одно плавно перетекает в другое, требуя от библиотекаря огромных усилий для поддержания баланса равновесия.
Пробуждение душевности, интеллигентности и честности в душах людей является основной задачей библиотек в нашей стране. Книга в некоторых случаях бывает способна залечить раны души, одолеть болезнь и помочь человеку воспрять духом.
Роль должностной инструкции
Общеизвестно, что координированность и эффективность работы каждого учреждения напрямую зависят от организации деятельности персонала. Правильно составленная должностная инструкция способна предоставить возможность разумного разграничения и распределения функциональных обязанностей между работниками библиотек, оказать помощь в обобщении накопленной базы методов и способов библиотечной работы.
Значительная роль должностной инструкции также заключается в следующих аспектах:
- четком разделении ответственности, прав и обязанностей каждого работника библиотеки;
- обоснованном подборе, расстановке и применении персонала с учетом уровня квалификации работников библиотек;
- усилении значимости и влияния кадров на протекание процессов библиотечной работы;
- материальном и моральном поощрении библиотекарей за качественную работу;
- введении обоснованных трудовых норм.
Должностная инструкция библиотекаря способствует поддержанию трудовой дисциплины. Она регламентирует применение руководством мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам библиотек, халатно относящихся к своим трудовым обязанностям.
Разделы должностной инструкции
Типовая должностная инструкция библиотекаря содержит следующие разделы:
- Общие положения. В разделе освещены требования к стажу трудовой деятельности библиотекарей, а также необходимый уровень квалификации работников библиотек.
- Должностные обязанности. В данном разделе прописаны основные трудовые обязанности специалистов библиотечного дела, занимающих определенные должности в данном учреждении культуры. Они несколько варьируются в зависимости от специфики работы библиотекарей. Допустим, должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки может иметь определенные отличия от инструкции библиотекаря школы.
- Права. Третий раздел инструкции определяет права и статус библиотекарей.
- Ответственность. Раздел конкретизирует порядок и сроки предоставления отчетной документации и другие этапы работы библиотекарей.
Данная инструкция обычно утверждается директором учреждения.
Права библиотекарей
Работники библиотек имеют право:
- располагать сведениями о решениях руководства, которые касаются их работы;
- вносить на рассмотрение начальства рекомендации по усовершенствованию своего труда;
- получать от своих коллег сведения, необходимые для работы;
- привлекать специалистов библиотечного дела для решения вопросов, касающихся трудовой деятельности;
- требовать от руководителя поддержки в исполнении своих трудовых обязанностей и прав, освещенных в должностной инструкции.
Педагог-библиотекарь: должностная инструкция
Педагог-библиотекарь работает в общеобразовательных учреждениях. На этой должности чаще всего трудятся педагоги или библиотекари, имеющие высшее образование.
Педагог-библиотекарь находится в непосредственном подчинении руководителя учреждения. В своей работе он руководствуется уставом учебного учреждения, должностной инструкцией и другой документацией, связанной с его трудовой деятельностью.
Работа педагога-библиотекаря состоит из определенных задач:
- учебно-методического и процесса обучения;
- обеспечения сохранности фонда библиотеки;
- обеспечения охраны здоровья учеников в период учебного процесса.
Обязанности школьного библиотекаря
Должностная инструкция библиотекаря школы определяет основные обязанности данного специалиста. К ним относятся:
- организация работы школьной библиотеки;
- формирование, обработка и хранение библиотечного фонда;
- ведение каталогов и картотек;
- обслуживание учеников и преподавательского состава образовательного учреждения;
- списание непригодной для использования литературы, согласно установленным правилам и нормативам;
- оформление подписки на журналы и газеты;
- следование правилам по охране труда и пожарной безопасности.
Должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки-филиала ЦБС
В должностной инструкции библиотекаря, работающего в библиотеке, являющейся филиалом централизованной библиотечной системы, четко прописаны обязанности данного специалиста.
Библиотекарь должен:
- вести учет основных показателей библиотечной работы (книговыдачи, посещаемости и других);
- обеспечивать пользователей необходимой литературой;
- участвовать в процессе комплектования библиотеки книгами и периодическими изданиями;
- изучать опыт передовых библиотек и применять его на практике;
- взаимодействовать с другими библиотекарями системы.
Должностная инструкция библиотекаря также освещает требования к квалификации специалистов библиотечного дела, согласно установленным разрядам оплаты труда.
Функции отдела комплектования и обработки литературы
Большинство читателей не имеют представления о работе данного отдела библиотеки. Результатом кропотливой работы библиотекарей отдела комплектования и обработки являются скомплектованные с учетом всех запросов и интересов пользователей, обработанные и поставленные на учет библиотечные фонды.
Отдел занимается ответственной работой: производит отбор нужной и интересной литературы, которая будет пользоваться читательским спросом, в рамках финансового обеспечения; сотрудничает с различными издательствами и книготорговыми объединениями.
Должностная инструкция библиотекаря отдела комплектования и обработки литературы гласит, что одной из основных должностных обязанностей сотрудников данного отдела является комплектование фондов библиотек книгами, а также периодическими и электронными изданиями. Каждое издание перед тем, как занять свое место на книжной полке, проходит библиотечную обработку, которую осуществляют специалисты этого отдела.
Все каталоги централизованной библиотечной системы - учетный, алфавитный и систематический - также создаются в данном отделе. Они являются основными звеньями справочно-библиографического аппарата библиотеки, позволяющего отыскать в фонде все имеющиеся издания в книжном формате.
Работники этого важного отдела также ведут работу по обеспечению сохранности фондов библиотек.
Содержание работы данного структурного подразделения центральной библиотеки
Отделом комплектования и обработки руководит заведующий. Он непосредственно несет ответственность за его работу.
- Планирование комплектования фондов.
- Текущее комплектование единого фонда библиотек системы.
- Формирование и ведение каталогов и картотек.
- Библиотечная обработка новых поступлений.
- Осуществление проверок книжных фондов библиотек системы.
Должностная инструкция библиотекаря, несущего свою трудовую вахту в структурных подразделениях и библиотеках-филиалах централизованной библиотечной системы, а также в школьных и ведомственных библиотеках, является основным нормативным и правовым документом, регламентирующим его трудовую деятельность.
Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки
1. Общие положения
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.
1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:
2.1. формирование библиотечного фонда;
2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 . Анализирует:
– библиотечный фонд;
– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;
3.2. Прогнозирует:
– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;
3.3. Осуществляет:
– контроль за сохранностью библиотечного фонда;
– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
– выдачу и сбор учебников;
– подготовку и проведение литературных выставок;
– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;
– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
– совместную деятельность школьной и районной библиотек;
3.4. Принимает участие в координации:
– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;
– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;
3.9. Принимает участие в оценке:
– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;
3.10. Обеспечивает:
– своевременное комплектование библиотечного фонда.
4. Права
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать:
– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;
4.3. Принимать участие:
– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;
– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;
– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
– работе педагогического совета;
4.4. Вносить предложения:
– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
– по совершенствованию воспитательной работы;
– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.6. Приглашать:
– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
4.7. Требовать:
– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;
4.8. Повышать:
– свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.3. Основные библиотечные технологические процессы.
4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.
4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.
4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
V. Права
Библиотекарь имеет право:
5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.
5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.
VI. Ответственность
6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
VII. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.
7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
Согласовано:
Зав. библиотекой ______________________
С должностной инструкцией ознакомлена:
___________________/_________________/
«____»__________________________ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор _________________
________________________
(подпись)
________________________
(Ф.И.О.)
«_____»_____________ 200___г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ
(название общеобразовательного заведения)
_____________________________________________________________
(Ф. И. О.)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на
основе тарифно-квалификационных характеристик заведующего библиотекой и
библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Украины,
Министерства образования и науки Украины, Министерства образования и науки
Автономной Республики Крым.
1.2. Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и
освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное
образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее
образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря
(библиографа) не менее 3 лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю
директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется
законодательством Украины о культуре, образовании и библиотечном деле;
постановлениями Правительства Украины, определяющими развитие культуры;
руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной
работы;правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а
также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей
Инструкцией. 1.6.
2. Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря
являются:
2.1. информационное обеспечение учебно-воспитательного
процесса в школе;
2.2. пропаганда чтения как формы культурного досуга;
2.3. работа по сохранности учебников и другой литературы;
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. организует работу библиотеки школы, формирование,
обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;
3.2. составляет каталоги, картотеки, указатели,
тематические списки и обзоры литературы;
3.3. обслуживает обучающихся и работников школы на
абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим
информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде
книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;
3.4. ведет учет работы библиотеки и представляет
установленную отчетность;
3.5. принимает книжные фонды на ответственное хранение по
акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в
инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по
установленным правилам и нормам;
3.6. принимает в установленном порядке меры к возмещению
ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей
(пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;
3.7. устанавливает и поддерживает связи с другими
библиотеками; организует межбиблиотечный обмен;
3.8. оформляет подписку школы на периодические издания,
контролирует их доставку;
3.9. принимает меры к обеспечению библиотеки необходимой
литературой, учебниками, оборудованием;
3.10. организует читательские конференции, литературные
вечера и другие массовые мероприятия;
3.11. соблюдает правила по охране труда, технике безопасности
и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений
и фондов библиотеки;
3.12. в каникулярное время привлекается к организационной
работе с учащимися по организации их труда и отдыха;
4. Права
Библиотекарь имеет право:
4.1. давать обязательные для исполнения указания
обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил
пользования библиотечными фондами;
4.2. контролировать и направлять работу уборщика
служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий,
сооружений и оборудования в помещениях библиотеки;
4.3. участвовать с правом совещательного голоса в
заседаниях Педагогического совета школы;
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за
неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. За виновное причинение школе или участникам
образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в
порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским
законодательством.
Библиотекарь несет полную материальную ответственность в
случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании
письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет,
что ущерб причинен не по его вине.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
6.1. работает по графику, составленному исходя из
36-часовой рабочей недели (при нагрузке в 0,5 ставки – 18 часов в неделю) и
утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по
учебно-воспитательной работе;
6.2. может привлекаться по распоряжению заместителя
директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно
отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности
своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической
работы;
6.3. получает от директора школы и его заместителей
информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.4. работает в тесном контакте с учителями, родителями
обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией
по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими
работниками школы.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе __________________
С должностными обязанностями ознакомлен (а): ____________
«Утверждаю»
директор ГОУ Центра образования № 000
_____________________
Должностная инструкция заведующей библиотекой
(библиотекаря) образовательного учреждения
Общие положения:
Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения, назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно директору ОУ.
Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные, технологические, планово-отчетные документы библиотеки.
За организацию деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива , входит в состав педагогического совета.
Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.
Должностные обязанности:
1. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки ОУ в пределах своей компетенции:
Ø разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы ОУ, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору ОУ;
Ø ведет библиотечную учетно–финансовую документацию: книги суммарного учета; инвентарные книги; дневник работы школьной библиотеки ; тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; акты и накладные на поступление и списание документов; акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; папка актов движения фонда; журнал учета справок; книга группового учета многоэкземплярной литературы; регистрационная картотека периодических изданий и несет ответственность за ее достоверность;
Ø использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии ;
Ø обеспечивает библиотеку библиотечной техникой в соответствии с бланком - заказа на школьную документацию;
Ø обеспечивает режим библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой ОУ;
Ø отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.
2. Формирует и организует библиотечный фонд:
Ø осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие);
Ø организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов;
Ø обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией;
Ø оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок;
Ø организует фонд особо ценных изданий;
Ø изучает и анализирует состав фонда и его использование;
Ø предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов;
Ø следит за правильностью расстановки фонда;
Ø осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам;
Ø обеспечивает контроль за выданными читателям документами;
Ø проводит периодические проверки фонда;
Ø осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.
3. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.
Ø участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов;
Ø имеет право совмещать должности, получат доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды;
Ø периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.
Также заведующий библиотекой имеет право:
Ø на защиту профессиональной чести и достоинства.
Ø на представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
Ответственность
Заведующий библиотекой несет ответственность:
Ø за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
Ø за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, заведующий библиотекой несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством;
Ø за виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несет частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности
Заведующий библиотекой (библиотекарь):
1. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;
2. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
3. может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;
4. согласовывает работу библиотеки образовательного учреждения с методическим центром;
5. взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета ;
6. устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом «МуиК» по вопросам поставок литературы в образовательное учреждение;
7. устанавливает и поддерживает связи с Централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками;
8. вВзаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
Зав библиотекой
Функциональные обязанности библиотекаря по работе с учебным фондом
1. Отвечает за обеспечение учебного процесса образовательного учреждения учебной литературой (в соответствии с бланком - заказа Федерального и Регионального компонентов)
2. Ведет библиотечную учетно–финансовой документацию учебного фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов; актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; папки актов движения фонда и несет ответственность за ее достоверность;
3. Организует работу с учебным фондом:
Ø комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной программой ОУ на основании бланка - заказа Федерального и Регионального компонентов от Московского Департамента образования;
Ø осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие документов;
Ø проводит техническую обработку полученных документов;
Ø организует размещение и хранение учебников в отдельном помещении в соответствии с инструкцией;
Ø осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;
Ø проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки;
Ø осуществляет выявление устаревших и ветхих документов;
Ø проводит своевременное списание устаревших и ветхих документов по установленным нормам и правилам;
Ø Обеспечивает контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного возврата учебников и учебных пособий .
4. Осуществляет ведение картотеки учебников, методических пособий, материалов на нетрадиционных носителях
5. Координирует взаимодействие работы с администрацией ОУ по формированию заказа на учебную литературу, проводит согласование данных бланка-заказа с завучем, председателем методического объединения и учителями, осуществляет своевременную сдачу в ОМЦ СЗОУО.
6. Проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся ОУ.
7. Осуществляет работу по дополнительному комплектованию учебного фонда (из спонсорских или попечительских средств).
8. Составляет дополнительный заказ на учебную литературу в связи с изменениями в образовательной программе школы и своевременно сдает их в ОМЦ СЗОУО.
9. Составляет информационные справки о недостающих и невостребованных учебниках и своевременно сдает их в ОМЦ СЗОУО.
10. Осуществляет передачу невостребованных наименований учебной литературы в образовательные учреждения округа (по мере необходимости).
11. Оформляет диагностическую карту уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний, анализирует использование вариативных программ.
12. Информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
11. Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного обслуживания учеников и педагогического коллектива школы.
12. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности .
13. Организует компьютерную справочно-библиографическую службу.
14. Разрабатывает новые информационно - консультативные услуги для пользователей библиотеки ОУ.
15. Ведет журнал ежедневного учета использования Интернет-ресурсов.
16. Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов , указателей, визиток, приглашений и т. д.