В-третьих, необходимо сделать расчеты сокращения прибыли, вызванного уходом потребителей. Если мы имеем дело с индивидуальным потребителем , упущенная прибыль равна стоимости жизненного цикла потребителя - текущей прибыли, которую компания могла бы получить, если бы покупатель не отказался от ее услуг. Одна ведущая компания по транспортным перевозкам рассчитала упущенную прибыль для группы потерянных потребителей следующим образом.
Предположим, что компания производит расчет средней стоимости жизненного цикла потребителя.
Несколько иной оттенок имеет понятие качества в технической практике. Здесь принято считать более качественной продукцию, отдельные свойства которой превосходят ранее достигнутые в отечественной или зарубежной промышленности. Показателем качества при этом становится мера совершенства конструкции, чистота обработки материала, мощность машины, производительность станка или какой-либо другой чисто технический параметр. Особенность такого понимания качества - его безотносительность к экономическим результатам потребления продукции. Конечно, такой голый техницизм в демонстративной форме в настоящее время почти изжит. К инженерам пришло осознание, что существенны не только сами по себе технические свойства продукта, но, главным образом, то, насколько они удовлетворяют определенную потребность . Поэтому техническое совершенство продукции признается потребителем лишь в той мере, в какой оно повышает степень его удовлетворения при заданном бюджетном ограничении . "Технически качество может быть очень высоким, а экономически - нет". [З.С.14]. Например, промышленный робот с 10-ю степенями свободы рабочих органов может заменить несколько рабочих сборщиков и сварщиков, но ввиду большой стоимости управляющей системы его применение пока экономически нецелесообразно. Слово "пока" здесь оттеняет важное соображение о том, что экономически целесообразный предел совершенствования технических параметров изделия это всегда вопрос меры, выявляемой оптимизационным расчетом для конкретного этапа жизненного цикла данного изделия. Со временем оптимальное значение любого качественного параметра сдвигается на более высокий уровень в технологически освоенной области. Но такой сдвиг не произволен, а обусловлен взаимодействием комплекса технических, экономических, социальных, демографических, экологических факторов . Стратегия управления качеством во многом опирается на экономически обоснованный факторный прогноз оптимальных величин качественных параметров продукции. Таким образом, будучи принципиально непрерывным и бесконечным, процесс повышения качества представляет известную из диалектики узловую линию мер, т.е. последовательных оптимальных для своего времени ступеней восхождения к совершенству. Это имеет огромное значение.
Тогда прибыльность составит П = (1,0/4,0) X 100 = = 25% амортизационный срок службы - 40/4 = 10 лет В0 = 40/10 = 4,0 млн д.е. Преимущества этого метода простота расчетов и понимания, возможность сравнения альтернативных вариантов, учет амортизации и жизненного цикла продукции недостатки - игнорирует изменения в уровнях дохода и инвестиций в различные периоды (т.к. основан на заранее определенном уровне исполнения), пренебрегает тем, что денежные доходы , которые получены позже, не обладают той же стоимостью, что полученные ранее (т. е. млн д. е. в первый год имеет ту же ценность, что и в другие годы). К тому же нет достаточных обоснований определения прибыльности амортизации.
В табл. 5.7 приведены результаты расчета остаточной стоимости данной техники по годам жизненного цикла (К), определяемой как разница между суммой остаточной стоимости техники предшествующего года (f i) и капитальных вложений данного года (Kt) и суммой возмещения стоимости (амортизации) в данном году
Правильное использование модели приведенных дивидендов требует выполнения сложных расчетов. Каковы ожидаемые в будущем темпы роста компании в течение ее жизненного цикла Какой объем денежных средств будет генерировать компания Какую ставку дисконтирования следует применять при составлении прогноза денежных потоков Ответы на эти весьма непростые вопросы являются обязательными переменными, которые надо вводить в модель приведенных дивидендов. Трудности усугубляются опасением, что из-за неопределенности долгосрочных прогнозов применение этой модели станет сомнительным упражнением. Возникает и дополнительная проблема, связанная с тем, что стоимость весьма зависит от состояния компании малейшее изменение темпов ее роста или ставки дисконтирования может очень сильно повлиять на стоимость. Поэтому-то инвесторы для определения стоимости часто ищут короткие пути (используют модели второго порядка).
Результаты проведенных исследований показывают, что поток инвестиций в реконструкцию и санацию существующей застройки в ближайшее время будет возрастать. Практика различных видов проектов восстановления зданий (ремонт, реконструкция, санация и др.) показывает, что максимальная стоимость таких работ не превышает 80 % сметной стоимости нового строительства подобных зданий, а в большинстве случаев колеблется от 25% до 50%. При этом существовавшие подходы к разработке и оценке проектов реконструкции и санации общественных зданий далеки от совершенства. Проекты не предусматривают разработку и сравнение вариантов, их оценку, выбор рационального, анализ жизненного цикла проекта (ЖЦП) определение его стоимости на начало проектирования с учетом дисконтирования, расчет рисков , а так же применение методологии Управления Проектами . как механизма реализации проектов.
Расчет стоимости жизненного цикла (Life- y le osting) - Метод включения затрат приобретения , оперирования и размещения при рассмотрении различных альтернатив.
Простота расчета Простота для понимания и традиции применения Соответствие общепринятым методам бухучета и, как следствие, доступность исходной информации Привязка к учетным данным (обычно доход определяют не по денежным потокам , а по данным бухгалтерского учета) Инвестиции производят для получения выгод, превышающих затраты. Критерий окупаемости показывает, когда инвестор сможет "вернуть свое", и ничего не говорит о том, какую выгоду принесет проект за пределами срока окупаемости . В результате инвестиционное предложение с меньшим сроком окупаемости может показаться более предпочтительным, чем вариант, способный принести больший суммарный доход Риск учитывается лишь косвенно (разность между длительностью жизненного цикла проекта и сроком окупаемости - это "запас времени" для того, чтобы проект стал экономически выгодным) Не учитывается альтернативная стоимость используемых для проекта ресурсов (денежных, кадровых, информационных и т.д). Неаддитивность (окупаемость проекта не равна сумме окупаемостей его этапов)
Предположим, что аналогичные расчеты производит менеджер супермаркета. По его данным, средняя английская семья расходует на покупку бакалейных товаров около 50 в неделю, что составляет примерно 2,6 тыс. в год. В расчете на период
9.1 Общие указания
СЖЦ изделия является важнейшим показателем, характеризующим конкурентоспособность и поддерживаемость изделия. Все процессы и процедуры ИЛП направлены на минимизацию этой стоимости.
СЖЦ изделия включает в себя полные затраты на владение изделием. При рассмотрении вопроса о приобретении нового изделия или о совершенствовании ИЛП изделия, находящегося в эксплуатации, расчет СЖЦ помогает принять решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду.
Любое изменение или усовершенствование изделия или существующего процесса ИЛП также должно быть оценено с точки зрения СЖЦ для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения или усовершенствования. Сравнение СЖЦ при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по СЖЦ.
Результат расчета зависит от принятых допущений или используемого критерия оценки СЖЦ.
СЖЦ изделия фактически представляет собой калькуляцию затрат на приобретение, эксплуатацию и утилизацию изделия. В контексте настоящего данном документе рассматриваются только затраты на техническую эксплуатацию.
9.2 Методика расчета затрат на техническую эксплуатацию
Расчет затрат на техническую эксплуатацию (ЭД 1890) выполняется по следующим статьям расхода:
1. Затраты на персонал.
2. Затраты на расходные материалы.
3. Затраты на запасные части.
4. Затраты на средства ТО, в том числе:
4.1. Затраты на средства ТО специального применения.
4.2. Затраты на средства ТО общего применения.
5. Затраты на инфраструктуру.
Расчет затрат на техническую эксплуатацию(ТЭ) удобно выполнять для отдельных систем ВС с последующим суммированием результатов по всем системам. При расчете вычисляются показатели, позволяющие оценить:
· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за один год;
· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за расчетный период;
· затраты на техническую эксплуатацию системы за расчетный период по парку ВС;
· удельные затраты на техническую эксплуатацию системы на единицу наработки системы.
Предполагается, что ТЭ системы учитывает плановые работы по ТО, замены агрегатов (плановые, по выработке ресурса), устранение отказов и повреждений, которые описаны в ЭД. Исходными данными для расчета являются сведения обо всех видах ресурсов, необходимых для выполнения работ.
При расчете приняты следующие допущения:
· Цены на материальные ресурсы(ЭД 1900) и ставки заработной платы персонала (ЭД 4170) на расчетный период предполагаются неизменными.
· Если шаг одной из работ по ТО(«задача 1») является ссылкой на другую работу («задача 2»), при расчете ресурсов, необходимых для выполнения «задачи 1», учитываются ресурсы для выполнения основных операций «задачи 2» (рис. 30).
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
Рис. 30. Взаимодействие задач обслуживания
Расчет затрат на персонал
В рамках этой статьи рассчитываются следующие показатели:
· Затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС в год,
S n год .
· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период, S n1 .
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы для парка ВС за расчетный период, S nn .
· Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на еди-
ницу наработки системы, S n уд .
Для последующих расчетов нужно вычислить трудозатратыT i год (ч-час) по каждой специальности, необходимые для ТО системы одного ВС в год:
T год = |
å (T ik × G k |
||
k = 1 |
|||
К – количество работ по ТО (задач обслуживания) системы; G k – количество выполнений k - й задачи в год (шт) (ЭД 1060);
T ik – занятость i -ой специальности в k - ой задаче (ч-мин), которая рассчитывается как сумма занятостей исполнителей i -ой специальности (ЭД 1210), требуемых для выполнения k -ой задачи, по следующей формуле:
= å R k |
|||||
r = 1 |
|||||
(t ik ) r – занятость r -ого исполнителя i -ой специальности при выполнении k -ой задачи обслуживания;
R i k – количество исполнителей i -ой специальности, требуемых для выполнения k -й задачи
(r = 1… R i k );
i – номер специальности (i = 1…I ), для которой рассчитываются трудозатраты.
При расчете трудозатрат каждой специальности нужно учитывать также исполнителей, требуемых для выполнения смежных задач, на которые ссылаются шаги задачи обслуживания. Все подобные ссылки должны рассматриваться на всю глубину вложенности.
Затраты на персонал, требуемый для обслуживания системы одного ВС в год, определяются по формуле:
год × s |
||||
S год = å T |
||||
i = 1 |
||||
T год |
– трудозатраты i -й специальности, |
необходимые для обслуживания системы ВС в |
||
год, рассчитываемые по формуле (11));
I – количество специальностей персонала, необходимого для выполнения задач обслуживания системы ВС;
s i – стоимость нормо-часа специалиста i -й специальности (руб/ч-час) (3410).
Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период:
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
N – количество ВС в парке.
Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на единицу ее
наработки:
S n уд = |
|||
t год |
|||
t год – средняя наработка системы в год (е.и. наработки) (ЭД 0790).
При расчете затрат на персонал, необходимый для технической эксплуатации ВС, нужно сложить затраты на персонал, необходимый для ТО всех систем ВС, и добавить к ним затраты на ТО, «привязанные» в ЭД не к системам, а к ВС в целом.
Расчет затрат на расходные материалы
В рамках данной статьи расходов рассчитываются следующие показатели:
· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, S м год .
· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период, S м1 .
· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы за расчетный период, по парку ВС, S м n .
· Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S м уд .
Для расчета вышеперечисленных показателей нужно вычислить количествоj -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех работ в год на одной системе одного ВС, которое определяется по формуле:
R год = å R k |
|||
k = 1
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
R м k j – количество j -го расходного материала, необходимое для одного выполнения k -той
задачи. При подсчете расходных материалов также нужно учитывать расходные материалы из подзадач, на которые ссылаются задачи обслуживания;
G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год; j – вид расходного материала (j = 1… J ).
Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, вычисляются по формуле:
S м год |
||
= å R м год j |
× s j , |
|
j = 1 |
R м год j – количество j -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех задач в год на системе одного ВС, определяемое по формуле (17);
s j – цена одной единицы j -го вида расходного материала (ЭД 1900); J – количество видов расходных материалов.
Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период:
Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы:
S м уд = |
||
t год |
||
При расчете затрат на расходные материалы нужно сложить затраты на расходные материалы по всем системам ВС и добавить к ним затраты на расходные материалы, необходимые для технической эксплуатации ВС в целом.
Затраты на средства наземного обслуживания(СНО) и инструмент складываются из затрат на СНО специального применения(СП) и специальный инструмент (СПИ) и затрат на СНО общего применения (ОП) и стандартный инструмент (СТИ). Алгоритмы расчета этих затрат довольно сильно различаются. СНО СП и СПИ это оборудование, разработанное специально для ВС анализируемого типа и поставляемое вместе с ним. СНО ОП и СТИ не поставляется вместе с ВС, а может закупаться у разных поставщиков и использоваться для разных типов ВС, имеющихся у эксплуатанта. Таким образом, затраты на СНО СП и СПИ полностью входят в затраты на эксплуатацию поставляемого парка ВС, а за-
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
траты на СНО ОП и СТИ– только частично (пропорционально времени использования оборудования).
Затраты на СНО СП и СПИ складываются из следующих показателей:
· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы одного ВС в течение го-
да, S sp год .
· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС, S sp1 .
· Суммарные затраты на спецоборудование f -го типа, необходимого для обслужива-
ния системы Ssp f (на весь оцениваемый период и парк ВС).
· Удельные затраты на специальное оборудование, необходимое для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S sp уд .
Суммарные затраты на спецоборудованиеf –го типа, применяемого для обслуживания системы:
Ssp f = C f × K рек. f , |
K рек. f – полное рекомендуемое количество единиц спецоборудованияf -го типа, необхо-
димого для обслуживания системы по парку ВС; С f – цена f -го изделия.
Поскольку спецоборудование f -го типа может использоваться при обслуживании нескольких систем, величина K рек. f может оказаться не целым числом и даже иметь значение, меньшее единицы.
Суммарные затраты на спецоборудование для обслуживания системы по парку ВС вычисляются по формуле:
F – количество типов используемого спецоборудования;
K обсл > 1 – коэффициент, отражающий затраты на обслуживание спецоборудования.
Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС:
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
S sp1 |
S sp0 |
||
L sp – средний срок службы комплекта спецоборудования, лет.
Затраты на спецоборудование на систему одного ВС в течение года:
S sp год = |
S sp1 |
||||
Затраты на расчетный период по парку ВС: |
|||||
S sp = S sp1 × L , |
|||||
где, как и выше, L – продолжительность расчетного периода, лет. |
|||||
Удельные затраты на специальное оборудование на единицу наработки системы: |
|||||
S sp уд = |
S sp год |
||||
t год |
Затраты на СНО ОП и СТИ складываются из следующих показателей:
· Затраты на оборудование f -го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S stf .
· Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S st год .
· Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС, Sst .
· Удельные затраты на оборудование на единицу наработки системы, S st уд .
Затраты определяются как амортизационные отчисления, пропорциональные времени использования каждого типа оборудования.
Время использования оборудования f -го типа при выполнении задач обслуживания одной системы одного ВС за один год рассчитывается по формуле:
T год = |
× n |
||||||
обf |
k = 1 |
||||||
T fk – полное время выполнения k -ой задачи, |
которой используется оборудованиеf -го |
типа (f =1… F ), час;
n fk – количество единиц оборудования f -го типа на k -ю задачу;
G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год;
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
K f – количество задач, в которых используется оборудование f -го типа; f – порядковый номер типа СНО ОП или СТИ, используемого в задаче.
Затраты на оборудование f- го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, рассчитываются как амортизационные отчисления по формуле:
S stf = T об год f × a f , |
T об год f – суммарное время использования оборудования f -го типа в год, час – рассчитывается
по формуле (28);
a f – величина амортизационных отчислений для оборудования f -го типа, вал. ед/час (также учитывает затраты на обслуживание оборудования) (ЭД 5720).
Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года:
Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС:
S st уд = S st t год
Затраты на запасные части
Затраты на запасные части складываются из затрат на приобретение и хранение начального запаса запчастей и затрат на поддержание текущего запаса запчастей.
Суммарные затраты на запчасти для системы ВС:
S з = å S зm ,
m = 1
М – количество типов запчастей;
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
S зm – суммарные затраты на запчасти m -го типа за расчетный период по всему парку ВС, которые рассчитываются по формуле:
= (S нач ) |
+ (S тек ) + (S нач ) + (S тек ) |
+ (S тек ) , |
|||||||
пр m |
пр m |
хр m |
хр m |
дст m |
|||||
нач ) |
– затраты на приобретение начального запаса запчастейm -го типа по всему парку |
||||||||
пр m |
|||||||||
эксплуатируемых ВС (формула(36)); |
|||||||||
тек ) |
– затраты на приобретение текущего запаса изделийm -го типа по парку ВС(фор- |
||||||||
пр m |
|||||||||
нач ) |
– затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (формула (37)); |
||||||||
хр m |
|||||||||
тек ) |
– затраты на хранение текущего запаса запчастейm -го типа в течение периода те- |
||||||||
хр m |
|||||||||
кущего МТО (формула (42)); |
|||||||||
(S дст тек ) |
– затраты на |
доставку текущего |
для изделияm -го типа по |
парку техники |
|||||
(формула (41)).
Затраты на приобретение и хранение начального запаса запчастей
Затраты на приобретение начального запаса m -го вида запчастей для всего парка эксплуатируемых ВС:
(S пр нач ) |
C m × (A max ) |
||
C m – цена единицы m -го изделия, руб;
(A max ) m – рекомендуемый объем начального запаса m -х изделий, шт.
Затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (предполагается, что запас расходуется равномерно на протяжении всего периода начального МТО):
(S хр нач ) m = T нач × y ×V m ×(A max ) m ,
2 × 12
T нач – период начального МТО, мес.;
y – стоимость 1м3 помещений для хранения запаса, руб (ЭД 0740); V m – объем, занимаемый на складе m -м изделием, м3 .
Затраты на поддержание текущего запаса запчастей
Количество месяцев текущего МТО (без учета периода начального МТО):
T тек = 12L - T нач ,
где, как и выше, L – длительность расчетного периода, лет.
Затраты на приобретение текущего запасаm -го изделия на весь расчетный период и на весь парк ВС:
НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010
(S тек ) |
× (A ) |
|||||||
пр m |
||||||||
Q m – количество заказов m -го изделия за время текущего МТО, рассчитываемое по формуле:
Q m = |
T тек |
||
(T зак ) m – время между заказами m -го изделия (ЭД 0430).
Затраты на доставку текущего запаса дляm -го изделия на весь расчетный период и парк ВС:
) m = (C дст ) m |
× Q m , |
||||||
(S дст |
|||||||
(C дст ) m – стоимость доставки (ЭД 0450) партии m -ых изделий на склад. |
|||||||
Затраты на хранение текущего |
запаса запчастейm в течение периода текущего МТО |
||||||
(предполагается, что запас расходуется равномерно): |
|||||||
(S тек |
) = (T зак ) m × y ×V |
× (A |
|||||
)× Q |
|||||||
2 × 12 |
|||||||
Суммарные затраты на запчасти
Суммарные затраты на приобретение запчастей на весь расчетный период и парк:
S з пр = å M [ (S прнач ) |
+ (S пр тек ) |
|||||
Затраты на приобретение запчастей в год на 1 самолет: |
||||||
(S з пр ) год |
S з пр |
|||||
N × L |
||||||
Суммарные затраты на хранение запчастей: |
||||||
S з хр = å M [ (S хр нач ) m + (S хр тек ) |
||||||
m = 1 |
ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения»
ЗАО НО «ТИВ»
Методика
расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «ТВЗ»
Введение
При разработке любого инновационного проекта важнейшими параметрами, ожидаемой экономической эффективности, являются величины предстоящих расходов и доходов. Для экономической оценки проектов используется показатель, который объединяет и дает оценку всех процессов, возникающих при осуществлении проекта. Для оценки эффективности инновационных проектов находит широкое применение понятие стоимости жизненного цикла (Product Life Cycle Cost - LCC). В 1997г Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) были разработаны рекомендации по методам расчёта (LCC) /1/.
В настоящее время Заказчики железнодорожной техники выдвигают требование, согласно которому в рамках технико-экономического обоснования её производства при разработке технической документации и обосновании цены необходимо предоставить расчёт стоимости жизненного цикла (далее СЖЦ).
Оценка СЖЦ может производиться на любой и на всех стадиях жизненного цикла. Как правило, анализ СЖЦ осуществляется на этапе приобретения (заключения контрактной документации).
Данная методика расчёта, обеспечивающая единство принципов и методов определения стоимости жизненного цикла конкретных узлов и оборудования, используемых при производстве пассажирских вагонов в ОАО «ТВЗ», предназначена для применения поставщиками комплектующих изделий.
Методика определения стоимости жизненного цикла
Термины сокращения и понятия
Жизненный цикл - это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы изделия.
СЖЦ – стоимость жизненного цикла.
СЖЦ технического средства или изделия (цена потребления) - это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование изделия за срок службы;
Оценка СЖЦ - это экономический анализ стоимости жизненного цикла изделия на протяжении всего срока службы или его части;
Анализ СЖЦ - это определение относительных величин составляющих (элементов) СЖЦ, их взаимосвязанности и степени воздействия на суммарную СЖЦ;
Элемент СЖЦ - это любая из составляющих финансовых затрат, совокупность которых представляет полную СЖЦ изделия;
Продолжительность жизненного цикла изделия как товара - это период времени от вывода изделия на рынок (момента продажи заказчику) до исключения его из эксплуатации (ликвидации). Продолжительностью жизненного цикла изделия, используемого при производстве железнодорожной техники, как правило, считается срок его службы.
Срок службы - это полная календарная продолжительность эксплуатации единицы изделия до её исключения из состава основных фондов.
Различают следующие виды срока службы:
назначенный срок службы - это срок службы, принятый согласно ТУ на поставку изделия, по достижении которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния;
расчётный срок службы - это срок, принятый для прогнозирования СЖЦ.
Инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла узлов и комплектующих, используемых при производстве пассажирских вагонов на ОАО «ТВЗ»
Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих, используемых при его производстве, включает в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы. Кроме того, учитываются затраты связанные с ликвидацией (утилизацией) объекта из эксплуатации.
Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих определяется по формуле:
где Ц ПР - цена приобретения изделия (первоначальная стоимость производителя без НДС), тыс. руб.;
Сумма всех затрат за срок эксплуатации изделия;
И t - годовые эксплуатационные расходы некапитального характера, тыс. руб.;
К t – сопутствующие единовременные затраты (капитальные вложения), связанные с внедрением изделия в эксплуатацию, тыс. руб.;
Л t - ликвидационная стоимость объекта, тыс. руб.;
t – текущий год эксплуатации;
T – конечный год эксплуатации (срок службы объекта);
Коэффициент дисконтирования.
СЖЦ изделия определяется суммированием оттока денежных средств (расходов) на каждом шаге расчёта. В составе СЖЦ учитываются все, зависящие от типа изделия, единовременные (капитальные) и текущие (эксплуатационные) расходы. Если при эксплуатации изделия возникают необходимые затраты на адаптацию инфраструктуры железных дорог к параметрам новой техники, то сумма указанных расходов, приходящаяся на одну единицу изделия, учитывается как составляющая дополнительных единовременных затрат. В состав СЖЦ должны быть включены оплачиваемые обязанности поставщика по предоставлению заказчику технической документации на изделие, специализированного инструмента и оборудования, запасных частей для ремонтного производства у заказчика, а также, при необходимости, затраты на обучение ремонтного персонала.
Эксплуатационные расходы – текущие затраты на эксплуатацию изделия обязательно включают в себя затраты:
на энергоресурсы и расходные материалы (электроэнергия, топливо, смазка, вода и т.д.);
на содержание эксплуатационного персонала (оплата труда);
на техническое обслуживание, текущие, капитальные и неплановые ремонты и др.
Эксплуатационные расходы рассчитываются по формуле:
И t = З эл. + З рем. + З неп. рем.
З эл. - затраты на электроэнергию потребляемую оборудованием;
З ТО и Р – затраты на техническое обслуживание и плановые виды ремонта оборудования;
З неп. рем. – затраты на неплановые ремонты.
З эл. =Ц кВт/ч.эл. х М х К исп
где: Ц кВт/ч.эл – стоимость кВт/ч электроэнергии;
М - потребляемая электрическая мощность оборудования, кВт/ч;
К исп – коэффициент технического использования оборудования в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".
где: i – виды технического обслуживания и плановых ремонтов;
n ТОиР i - количество технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;
t ТОиР i – норма времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и ремонтов определенного вида;
n пер. – количество задействованного персонала на техническое обслуживание и плановый ремонт определенного вида, чел.;
С норм. час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб./час.
С м – стоимость материалов затрачиваемых при техническом обслуживании и плановом ремонте определенного вида.
где: i – виды неплановых ремонтов;
n неплан.рем i - количество неплановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;
t неплан.рем i – норма времени работы персонала при проведении непланового ремонта определенного вида;
n пер.неплан.рем i – количество задействованного персонала на неплановый ремонт определенного вида, чел.
С норм.час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб/час.
С м.неплан.рем i – стоимость материалов затрачиваемых при неплановом ремонте определенного вида
С целью единства подхода к расчёту эксплуатационных расходов необходимо устанавливаются единые показатели для всех поставщиков:
стоимость кВт/ч. электроэнергии,
стоимость нормо-часа.
Техническое обслуживание виды и сроки ремонтов зависят от конкретного изделия.
Формирование перечня видов технического обслуживания и плановых ремонтов на весь срок службы изделия осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации оборудования, при отсутствии в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №15 от 13.01.2011г. «О внесении изменений в приказ МПС РФ от 04.04.1997г. №9Ц.»
Допускается определение нормы времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида путём комиссионного хронометража данных работ Норма времени округляется до целого нормо-часа в большую сторону.
Затраты на неплановые ремонты определяются в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".
В состав единовременных затрат входят сопутствующие капитальные вложения (инвестиции), которые необходимо осуществить при внедрении изделия в эксплуатацию.
Капитальные вложения включают в себя:
затраты на обучения персонала, если эти расходы не включены в контрактную стоимость изделия;
затраты на оборудование деповской и заводской ремонтной базы, приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, аппаратуры, инструмента, расширение площадей и т.п.;
прочие расходы.
Расчёт СЖЦ может осуществляться как с учётом, так и без учёта фактора времени (дисконтирования).
Дисконтирование осуществляется посредством введения в расчеты коэффициента дисконтирования α t .
Коэффициент дисконтирования для постоянной нормы дисконта определяется из выражения:
где: t - шаг расчетного периода (t = 0, 1, 2,... Т);
Т - горизонт расчета (продолжительность жизненного цикла);
Е - норма дисконта (ставка дисконтирования).
В методике применяется социальная (общественная) норма дисконта в размере 0,1. Данная норма устанавливается централизованно государственными органами в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.
Заключение
Данный алгоритм должен быть применён для расчётов СЖЦ изделий поставляемых для ОАО «ТВЗ».
Специалист выполняющий расчёт СЖЦ для узлов и комплектующих, поставляемых на ОАО «ТВЗ», для обеспечения его корректности должен использовать достоверную информацию о затратах, связанных с эксплуатацией изделия, возможных единовременных затратах, стоимости различных видов ремонтов в соответствии с технической документацией и стоимости утилизации. При отсутствии данных о конкретных величинах затрат возможно использование статистических данных и логически обоснованных усредненных величин.
Список литературы
Иванова Н.Г. Мурашёв А.А. Предельная (лимитная) цена и стоимость жизненного цикла подвижного состава железнодорожного транспорта – М: ООО «ИПЦ Маска» 2007-300с.
Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 2459р. - М: ОАО «РЖД», 2008-60 с.
Регламент определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 509р. - М: ОАО «РЖД», 2008-24 с
Иванова Н.Г. Основные положения модели расчёта стоимости жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта Сборник тезисов на научно-техническом семинаре «Применение методов расчёта стоимости жизненного цикла для оценки конкурентоспособности нового подвижного состава и сложных технических систем - М: 2008-С.30-57.
Расчёт стоимости жизненного цикла туалетного комплекса ТК-02 – Тверь: ЗАО НО «ТИВ», 2010-6с.
Одной из важнейших потребительских характеристик сложной наукоемкой машиностроительной продукции является величина затрат на поддержку ее жизненного цикла. В англоязычной литературе данные затраты обычно обозначаются аббревиатурой LCC /Life Cycle Cost .
Эти затраты складываются из затрат на предварительные исследования, разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, применение по назначению, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечению срока службы.
При расчетах стоимости жизненного цикла следует использовать информацию, полученную при анализе надежности: интенсивность отказов, продолжительность ремонтно-восстановительных работ и т.д., а также стоимость запасных частей, стоимость вспомогательного оборудования и инструмента, заработная плата персонала, и т.д. Использование достоверных исходных данных при расчетах стоимости жизненного цикла обеспечивает высокий уровень достоверности результатов и успех при выборе способов поддержки управленческих решений.
Стоимость жизненного цикла включает в себя полные затраты на владение изделием. При выборе нового изделия расчет стоимости жизненного цикла помогает принять оптимальное решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду. Любое изменение или усовершенствование существующего изделия также должно быть оценено с точки зрения стоимости жизненного цикла для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения. Сравнение стоимостей жизненного цикла при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по суммарной стоимости жизненного цикла.
При расчете стоимости жизненного цикла на несколько лет вперед можно наблюдать за расходованием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение изделием. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т.е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий (по соответствующей формуле) привести будущие затраты к текущему моменту времени, используя конкретные денежные единицы (рубль, доллар, евро и т.д.). Полученные значения стоимости жизненного цикла для альтернативных стратегий использования изделия затем сравниваются между собой, и выбирается наиболее выгодная стратегия.
Рассмотрим основные положения оценки стоимости жизненного цикла машиностроительной продукции на примере образца автомобильной техники (АТ).
При проведении расчетов стоимости жизненного цикла конкретный образец АТ может рассматриваться отдельно или совместно с другими изделиями АТ в составе некоторой организационной структуры (например, автобаза, автотранспортный цех машиностроительного предприятия, автомобильный батальон или другое подразделение вооруженных сил, оснащенное автомобильной техникой и др.).
Очевидно, что для более точного учета стоимости жизненного цикла образца АТ следует его рассматривать с учетом затрат на другие совместно эксплуатируемые образцы АТ.
Будем называть совместно эксплуатируемые изделия элементами расчетной организационной структуры (РОС). Состав элементов РОС для различных образцов АТ может быть разным, в зависимости от функционального назначения оцениваемого образца.
При определении стоимости эксплуатации элементов РОС, те его составляющие, которые функционально предназначены только для эксплуатации образца АТ, в расчетах учитываются полностью, например, водители АТ, площадки для стоянки АТ, боксы хранения АТ и др.
Для элементов РОС, которые обеспечивают эксплуатацию различных видов техники (не только АТ), а так же предназначены для обеспечения служебной деятельности всего персонала РОС (не только водителей АТ), в расчетах вводится коэффициент применяемости (участия) этих составляющих в эксплуатации АТ (обеспечении служебной деятельности водителей АТ).
Например, если пункт заправки топливом в автопарке предприятия или воинской части обслуживает различные виды техники (АТ, тракторы, инженерную технику и др.), то в стоимости образца АТ учитывается только часть стоимости содержания пункта заправки в соотношении:
- общее количество изделий (включая и АТ), при эксплуатации которых используется пункт заправки топливом (учитывается только та техника, которая решает задачи по предназначению РОС, например: автомобили, мотоциклы, БТР, танки, эвакуационные машины, самоходные установки и т.д.), шт.
В общем случае в стоимость жизненного цикла образца АТ (С жц ) включаются все затраты за период жизненного цикла.
При этом учитываются и единовременные затраты, которые на стадии эксплуатации не могут быть точно отнесены к конкретному образцу (затраты на обучение водителей АТ, на учебно-тренировочные средства, парковые сооружения, парково-гаражное оборудование и т. п.).
Учитывая, что закупки АТ носят единовременный характер, то в состав затрат на жизненный цикл одного образца АТ должны включаться затраты на оборудование (здания и сооружения), необходимое для обеспечения эксплуатации образца АТ; учебно-тренировочные средства, необходимые для обеспечения профессиональной подготовки водителя (экипажа) образца АТ; приобретение самого образца АТ; подготовку водителя (экипажа) образца АТ; применение по назначению образца АТ; капитальный ремонт образца АТ; утилизацию образца АТ.
В общем виде затраты на жизненный цикл образца АТ рассчитываются по формуле:
Затраты на оборудование, здания и сооружения, которые необходимы для обеспечения эксплуатации образца в составе РОС, руб.; |
||
Затраты на учебно-тренировочные средства, руб.; |
||
Затраты на покупку и доставку образца до места эксплуатации, руб.; |
||
Затраты на подготовку водителя (экипажа) образца АТ, руб.; |
||
Затраты на применение по назначению образца АТ, руб.; |
||
Затраты на капитальный ремонт образца АТ, руб.; |
||
Затраты на утилизацию образца АТ, руб. |
Затраты на жизненный цикл образца АТ, приведенные к расчетному моменту времени, рассчитываются по формуле:
,
|
|
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты. |
Затраты на оборудование, здания и сооружения (ОЗС) рассчитываются по формуле:
Общие
затраты на приобретение (покупку,
строительство) и ввод в эксплуатацию
ОЗС (
)
рассчитываются по формуле:
- i -ый срок службы образца АТ (i = 1, 2, …), год; |
|
Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС; |
|
Год приобретения (покупки, строительства) и ввода в эксплуатацию ОЗС; |
|
Количество j -ой номенклатуры ОЗС, планируемое к закупке (строительству) в i -ом году, шт.; |
|
Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию j -ой номенклатуры ОЗС, руб.; |
|
i -го планируемого года; |
|
Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РТОЕ, для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -ая номенклатура ОЗС, шт.; |
|
Срок службы j -ой номенклатуры ОЗС, год. |
Затраты
на эксплуатацию ОЗС (
)
рассчитываются по формуле:
Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, j =1, 2 … К ; |
|
Общее количество номенклатур ОЗС, необходимое для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, ед.; |
|
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i i =1, 2, …), год; |
|
Планируемый срок службы образца АТ, год; |
|
Количество j -ой номенклатуры ОЗС необходимой для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, шт.; |
|
j -ой номенклатуры ОЗС, руб.; |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года; |
|
Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -я номенклатура ОЗС, шт. |
Затраты
на учебно-тренировочные средства (
)
рассчитываются по формуле:
Общие
затраты на приобретение и ввод в
эксплуатацию УТС (
) рассчитываются по формуле:
Планируемый срок службы образца, год; |
|
j =1, 2,… К ; |
|
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год; |
|
Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств планируемой к закупке в i -м году, шт.; |
|
Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию j |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года; |
|
Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС, для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -я номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.; |
|
Срок службы j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, год. |
Затраты на эксплуатацию учебно-тренировочных средств рассчитываются по формуле:
Номенклатура учебно-тренировочных средств, которая необходима для проведения подготовки экипажей образцов техники, j =1, 2 … К ; |
|
Общее количество номенклатур учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, ед.; |
|
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i -ый год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год; |
|
Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, шт.; |
|
Годовые затраты на эксплуатацию j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, руб.; |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года; |
|
Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -ая номенклатура учебно-тренировочных средств, шт. |
Затраты
на покупку и доставку образца до места
проведения эксплуатации (
)
рассчитываются по формуле:
Затраты
на подготовку водителей (экипажа)
рассчитываются по формуле:
Количество номенклатур расходных средств, используемых при проведении учебы; |
|
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год; |
|
Количество расходных средств m -ой номенклатуры, расходуемых за год, m = 1, 2, … М, шт.; |
|
Цена расходного средства m -ой номенклатуры, руб.; |
|
Количество технических обслуживаний (ТО) после проведения учебы водителей (экипажей) за год, шт.; |
|
Стоимость материалов для ТО образца АТ после проведения учебы водителей (экипажей), руб.; |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года. |
Затраты
на применение по назначению образца АТ
(
)рассчитываются
по формуле:
Затраты на содержание экипажа образца АТ вычисляются следующим образом:
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год; |
|
Количество членов экипажа образца АТ, чел.; |
|
Средние годовые затраты на содержание одного члена экипажа образца, руб.; |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года. |
Затраты
на ГСМ по пробегу (
)
рассчитываются по формуле:
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год; |
|
Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца, руб.; |
|
Планируемый годовой пробег образца, км; |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года. |
Удельные
затраты ГСМ на 1 км пробега образца (
)
рассчитываются по формуле:
Норма расхода топлива, л/1 км; |
|
Суммарная надбавка к норме расхода топлива, %; |
|
|
Оптовая цена топлива, моторного масла и низкозамерзающей охлаждающей жидкости соответственно, руб./1л; |
Норма расхода моторного масла (низкозамерзающей охлаждающей жидкости) на 100 литров расхода топлива, л/100 л. |
Затраты
на техническое обслуживание и ремонт
образца (
)
рассчитываются по формуле:
Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты; |
|
- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год; |
|
Вид технического обслуживания или ремонта (ТО-1, ТО-2, СО, ТР, СР) образца; |
|
Количество видов ТОиР (кроме капитального ремонта) образца, планируемых в i -ом году, ед.; |
|
Количество ТОиР j -го вида, которое планируется провести в i -ом году, ед.; |
|
Затраты на проведение j -го вида ТОР, руб. |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года. |
Затраты
на j
-ый
вид технического обслуживания и ремонта
(
)
рассчитываются по формуле:
Вид технического обслуживания или ремонта (кроме капитального ремонта) образца АТ; |
|
Трудоемкость проведения ТОиР j -го вида, нормо-час; |
|
Средняя стоимость нормо-часа специалистов при выполнении j -го вида ТОиР образца АТ, руб.; |
|
Стоимость запасных частей и материалов для j -го вида ТОР, руб. |
Затраты
на капитальный ремонт образца (
)
рассчитываются по формуле:
i , К |
Годы проведения первого и последнего КР; |
Цена капитального ремонта образца, руб.; |
|
Затраты на транспортирование образца до места проведения КР (затраты в один конец), руб.; |
|
Коэффициент дисконтирования для i-го планируемого года. |
Затраты
на утилизацию образца (
)
рассчитываются по формуле:
Цена утилизации образца АТ, руб.; |
|
Цена образца, руб.; |
|
Коэффициент остаточной стоимости образца в момент утилизации (показывает стоимость навесного оборудования и запасных частей образца, которые не подвергаются утилизации, а остаются в РОС для дальнейшего использования); |
|
Затраты на транспортирование образца до места проведения утилизации, руб.; |
|
Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года утилизации образца. |
Коэффициент дисконтирования для i-го года планируемых затрат () рассчитывается по формуле:
Среднегодовые
затраты на эксплуатацию образца (за
период ЖЦ) (
)
рассчитываются по формуле:
Удельные
затраты на 1 км пробега образца (
)
за период ЖЦ рассчитываются по формуле:
Изложенная последовательность формул позволяет объективно оценить прогнозируемые затраты на обеспечение эксплуатации образца автомобильной техники, учитывающие основные статьи затрат потребителя.
Одним из важнейших потребительских свойств сложной наукоемкой продукции является стоимость жизненного цикла изделия, определяемая затратами на поддержку данного ЖЦ.
Они складываются из затрат на разработку модели и ее массовое (серийное) производство, а также затрат на монтаж и ввод технических систем в действие, на эксплуатацию и поддержание в работоспособном состоянии, т. е. по всем ключевым этапам и процессам ЖЦ. Необходимо отметить, что при подсчете затрат на создание и использование новой модели техники необходимо учитывать затраты на освоение новой техники у потребителей продукции, в том числе затраты на повышение квалификации и переобучение рабочих, занятых на технологических операциях с новым оборудованием; потери, связанные с недостижением запланированных объемов прибыли в период освоения новой техники и пр.
Для сложной наукоемкой продукции, нуждающейся в ремонтном обслуживании и имеющей длительный срок использования (10-20 лет), затраты, возникающие при эксплуатации, как правило, в несколько раз превышают затраты на приобретение. Традиционно считалось, что повышение удобства техники в эксплуатации непременно должно повышать стоимость объекта (затрата - приобретения), поэтому требования к функциональности были первоочередными, что вело к скрытому росту затрат на владение объектом (например, колоссальная стоимость запчастей на складах).
С одной стороны, дополнительные затраты на стадии проектирования, конструирования и производства изделия обеспечат хорошие эксплуатационные характеристики, повысят надежность объекта, но увеличат продажную цену, т. е. затраты приобретения потребителя. Но с другой стороны, заранее обеспечив в конструкции изделия хорошие эксплуатационные характеристики, можно существенно сэкономить на эксплуатации, т. е. снизить затраты владения. Тогда общая стоимость объекта на всех стадиях ЖЦ снижается, так как экономия на этапе эксплуатации превышает рост затрат на приобретение.
Поэтому именно этапу эксплуатации в последнее время уделяется самое пристальное внимание. Он обособляется от послепродажного этапа ЖЦ и представляет собой совокупность процессов, осуществляемых производителями моделей техники и запасных частей (ЗЧ) к ней, поставщиками, субпоставщиками и потребителями продукции, состоит из системы технического обслуживания и ремонта и материально-технического обеспечения.
Расчёт стоимости ЖЦ позволяет определить затраты:
На предварительное и концептуальное проектирование;
Разработку и проектирование системы;
Изготовление (себестоимость изделия);
Обслуживание и утилизацию.
При таких расчетах часто используют параметры, полученные при анализе надежности технической системы и составляющих узлов и агрегатов: интенсивность отказов, стоимость запасных частей, продолжительность ремонта, стоимость комплектующих и т. д. Естественно, что на изготовление наукоемкой продукции высокого качества с высокими показателями надежности требуются большие затраты, которые не готов возместить потребитель. Поэтому необходимо обеспечить оптимальное соотношение между качеством и надежностью техники, с одной стороны, и стоимостью ее приобретения и владения - с другой. Производители добиваются этого за счет сокращения сроков и материальных затрат на создание изделия, расходов экcплyaтациoннoго этапа и эффективной организации системы ТОиР.
Стоимость ЖЦ включает в себя полные затраты на владение. При выборе нового оборудования расчет стоимости ЖЦ помогает принять решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду.
Любое изменение или усовершенствование существующего процесса или оборудования также должно быть оценено с точки зрения стоимости ЖЦ для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения. Сравнение стоимости жизненного цикла при существующих и измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ. Результат анализа зависит от принятых допущений или используемого критерия оценки стоимости ЖЦ. Таким критерием может быть норма прибыли, долговечность оборудования, коэффициент инфляции, эффективность функционирования, стоимость обслуживания и т. д.
Для решения проблемы оптимизации затрат ЖЦ изделия была разработана и впервые применена в рамках государственных проектов в оборонной отрасли методика Life-Cycle Costing (LCC) - концепция учета затрат ЖЦ. Стоимость полного ЖЦ изделия - от проектирования до снятия с производства - была наиболее важным показателем для государственных структур, так как проект финансировался исходя из полной стоимости контракта или программы, а не из себестоимости конкретного изделия. Новые технологии производства спровоцировали перемещение методов LCC в сектор частной экономики. Основными причинами этого перехода явились резкое сокращение ЖЦ изделий, увеличение стоимости подготовки и запуска в производство, практически полное определение финансовых показателей (затрат и доходов) на стадии проектирования.
Как отмечалось выше, технический прогресс существенно сократил ЖЦ наукоемкой продукции. Например, в компьютерной технике время производства изделия стало сопоставимым со временем разработки. Высокая технологическая сложность изделия приводит к тому, что до 90 % производственных затрат определяют именно на стадии НИОКР. Таким образом, важнейший принцип концепции LCC можно определить как прогноз и управление расходами на производство изделия на стадии его проектирования.
С учетом изложенного можно дать обобщенную схему развития ЖЦ наукоемкой продукции и распределения денежных средств на его поддержку по всем этапам (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Схема развития ЖЦ продукции и распределения денежных средств
При расчете стоимости ЖЦ сложных технических систем длительного пользования на несколько лет вперед можно наблюдать за расходованием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение имуществом. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т. е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий привести будущие затраты к текущему моменту времени, используя конкретные денежные единицы (доллар, евро). Полученные значения стоимости ЖЦ для альтернативных стратегий использования оборудования сравниваются между собой, и выбирается наиболее выгодная стратегия.
Одно из важных преимуществ некоторых (не большинства) моделей стоимости ЖЦ - возможность их применения на ранних стадиях проектирования, в том числе при параллельном проектировании и разработке систем интегрированной логистической поддержки изделия. Учёт стоимости ЖЦ на ранних стадиях проектирования гарантирует ее минимизацию при одновременной разработке конструкции конечного изделия, процессов производства, испытаний/оценки и поддержки.