Настоящая статья посвящена описанию модели обеспечения готовности технологического оборудования ракетно-космических комплексов к целевому применению с учетом стоимости выбранной стратегии пополнения ЗИП. Обосновывается задача определения совокупности оптимальных стратегий пополнения элементов ЗИП каждой номенклатуры по критерию «готовность – стоимость» с учетом параметров безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости. Для решения оптимизационной задачи анализируются известные модели обоснования требований к системам обеспечения запасами, которые основаны на методах расчета их оптимальной структуры, номенклатуры и количества элементов ЗИП, а также периодичность пополнения конкретной номенклатуры ЗИП. Предлагаемая модель позволяет определять величину затрат на реализацию стратегии пополнения элементов ЗИП одной номенклатуры в течение назначенного срока службы оборудования на основе использования критерия «готовность – стоимость» и учитывает параметры безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости этого оборудования. В статье приводится пример применения моделей для выбора оптимальных стратегий пополнения комплекта ЗИП агрегата заправки.
модель обеспечения готовности
ресурсоемкость эксплуатационных процессов
системы обеспечения запасами
коэффициент готовности
1. Бояршинов С.Н., Дьяков А.Н., Решетников Д.В. Моделирование системы поддержания работоспособного состояния сложных технических систем // Вооружение и экономика. – М.: Региональная общественная организация «Академия проблем военной экономики и финансов», 2016. – № 3 (36). – С. 35–43.
2. Волков Л.И. Управление эксплуатацией летательных комплексов: учеб. пособие для втузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – 400 с.
3. Дьяков А.Н. Модель процесса поддержания готовности технологического оборудования с обслуживанием после отказа // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Вып. 651. Под общ. ред. Ю.В. Кулешова. – СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского, 2016. – 272 с.
4. Кокарев А.С., Марченко М.А., Пачин А.В. Разработка комплексной программы повышения ремонтопригодности сложных технических комплексов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4–3. – С. 501–505.
5. Шура-Бура А.Э., Топольский М.В. Методы организации, расчета и оптимизации комплектов запасных элементов сложных технических систем. – М.: Знание, 1981. – 540 с.
В течение последних лет в научных исследованиях, посвященных созданию и эксплуатации сложных технических систем (СТС), значительное развитие получил подход повышения эффективности их функционирования за счет снижения стоимости жизненного цикла (ЖЦ) этих систем. Управление стоимостью ЖЦ СТС позволяет получить превосходство перед конкурентами за счет оптимизации затрат на приобретение и владение продукцией.
Указанная концепция актуальна и для ракетно-космической техники. Так, в Федеральной космической программе РФ на 2016-2025 гг. в качестве одной из приоритетных задач постулируется задача повышения конкурентоспособности существующих и перспективных средств выведения.
Существенный вклад в стоимость услуг по выведению на орбиту полезных нагрузок вносят затраты на обеспечение готовности технологического оборудования (ТлОб) ракетно-космических комплексов (РКК) к целевому применению. Эти затраты включают затраты на закупку комплектов ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности), их доставку, хранение и обслуживание.
Вопросу обоснования требований к системам обеспечения запасами (СОЗ) посвящено множество работ таких авторов, как А.Э. Шура-Бура, В.П. Грабовецкий, Г.Н. Черкесов, в которых предлагаются методы расчета оптимальной структуры СОЗ, номенклатуры и количества элементов ЗИП. При этом периодичность (стратегия) пополнения конкретной номенклатуры ЗИП, существенно влияющая на стоимость доставки, хранения и обслуживания ЗИП, либо считается заданной, либо остается за рамками исследований.
S1 - работоспособное состояние ТлОб;
S2 - состояние отказа, выявление причины отказа;
S3 - ремонт, замена элемента ЗИП;
S4 - ожидание поставки элемента ЗИП при отсутствии на объекте эксплуатации;
S5 - контроль технического состояния после ремонта.
Рис. 1. Граф модели обеспечения готовности
Таблица 1
Законы переходов от i-го к j-му состоянию графа
p23 = PДостЗИП |
p24 = 1 - PДостЗИП |
||||
Цель исследования
В этой связи задача разработки модели обеспечения готовности ТлОб РКК к целевому применению, с учетом стоимости выбранной стратегии пополнения ЗИП, становится особенно актуальной.
Материалы и методы исследования
Для определения коэффициента готовности ТлОб РКК воспользуемся следующим выражением:
где K Гh - коэффициент готовности h-го элемента, зависящий от показателей безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости;
H - число элементов.
Опишем зависимость коэффициента готовности оборудования от показателей безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости h-го элемента оборудования графовой моделью реализуемых на этом оборудовании эксплуатационных процессов.
Сделаем допущение, что оборудование может находиться одновременно только в одном состоянии i = 1, 2, …, n из множества возможных Е. Поток изменения состояний простейший. В начальный момент времени t = 0 оборудование находится в работоспособном состоянии S1. Через случайное время τ1 оборудование мгновенно переходит в новое состояние j∈E с вероятностью p ij ≥ 0, причем для любого i∈E. В состоянии j оборудование пребывает случайное время, прежде чем переходит в следующее состояние. В этом случае законы переходов от i-го к j-му состоянию графа могут быть представлены в следующем виде (табл. 1).
Для построения аналитической зависимости используются следующие частные показатели системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР):
ω1 - интенсивность отказа элемента;
ω3 - параметр потока восстановления отказов (параметр Эрланга);
ω5 - параметр потока отказов, выявляемых при контроле технического состояния ТлОб после установки элементов ЗИП (обусловлен математическим ожиданием срока сохраняемости элемента ЗИП);
ТПост - длительность ожидания поставки элемента ЗИП, отсутствующего на объекте эксплуатации;
Т д - длительность диагностирования, выявления причины отказа, поиска отказавшего элемента;
Т Ктс - длительность контроля технического состояния после замены элемента ЗИП;
n - количество элементов ЗИП одной номенклатуры в составе ТлОб;
m - количество элементов одной номенклатуры в составе ЗИП.
Таблица 2
Зависимости, описывающие свойства графовой модели
Переходы |
||||
Для получения аналитических зависимостей, характеризующих модель, использован широко известный подход, приведенный в . Во избежание повторения известных положений опустим вывод и приведем итоговые выражения, характеризующие состояния графовой модели (табл. 2).
Тогда вероятности состояний исследуемого полумарковского процесса:
, (2)
, (3)
, (4)
, (5)
. (6)
Полученные зависимости определяют вероятности нахождения элемента ТлОб в состояниях исследуемого эксплуатационного процесса. Так, например, показатель P1 представляет собой комплексный показатель надежности - коэффициент готовности, а выражение (2) моделирует связь между параметрами безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и интегральным показателем, в качестве которого используется KГh.
Подставив в выражение (2) выражения для эксплуатационно-технических характеристик оборудования из табл. 2, получим выражение, позволяющее оценить влияние элементов одной номенклатуры на коэффициент готовности оборудования:
(7)
где λ h - интенсивность отказа h-го элемента;
t2h - математическое ожидание длительности контроля технического состояния;
t3h - математическое ожидание времени восстановления;
t4h - математическое ожидание длительности ожидания поставки h-го элемента ЗИП, отсутствующих на объекте эксплуатации;
t5h - математическое ожидание срока сохраняемости h-го элемента ЗИП;
Т7h - математическое ожидание длительности контроля технического состояния;
Т10h - период пополнения h-го элемента ЗИП.
Предложенная модель отличается от известных тем, что она позволяет рассчитать значение KГ ТлОб РКК в зависимости от параметров его безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Для определения величины затрат на реализацию стратегии пополнения элементов ЗИП одной номенклатуры в течение назначенного срока службы оборудования можно воспользоваться следующим выражением:
где - затраты на хранение элемента ЗИП одной номенклатуры в период назначенного срока службы ТлОб;
Затраты на поставку элементов ЗИП одной номенклатуры взамен израсходованных в течение назначенного срока службы ТлОб;
Затраты на обслуживание элемента ЗИП одной номенклатуры.
Количество элементов ЗИП одной номенклатуры, необходимое для обеспечения требуемого уровня готовности ТлОб в течение периода пополнения.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим применение моделей для выбора оптимальных стратегий пополнения комплекта ЗИП агрегата заправки, обеспечивающих значение коэффициента готовности агрегата не ниже 0,99 в течение 10 лет эксплуатации.
Пусть поток отказов простейший, параметр потока отказов примем равным интенсивности отказов. Аналогично примем параметры потока ω3 и ω5 как величины обратно пропорциональные математическим ожиданиям длительностей соответствующих процессов.
Для проведения расчетов рассмотрим три варианта стратегий пополнения комплекта ЗИП, являющихся предельными случаями:
Закладка на весь срок службы;
Периодическое пополнение (с периодом 1 год);
Непрерывное пополнение.
В табл. 3 представлены результаты расчетов для комплекта ЗИП агрегата 11Г101, полученные при использовании описанных выше моделей.
Таблица 3
Результаты расчетов
Номенклатура комплекта ЗИП |
Стратегия пополнения |
Требуемое количество элементов h-й номенклатуры ЗИП для обеспечения требуемого KГ |
Стоимость стратегии на срок службы |
Номенклатура 1 |
Закладка на весь срок службы |
2 675 ден. ед. |
|
Периодическое пополнение |
2 150 ден. ед. |
||
Непрерывное пополнение |
2 600 ден. ед. |
||
Номенклатура 2 |
Закладка на весь срок службы |
2 390 ден. ед. |
|
Периодическое пополнение |
1 720 ден. ед. |
||
Непрерывное пополнение |
1 700 ден. ед. |
||
Окончание табл. 3 |
|||
Номенклатура 3 |
Закладка на весь срок службы |
2 735 ден. ед. |
|
Периодическое пополнение |
3 150 ден. ед. |
||
Непрерывное пополнение |
2 100 ден. ед. |
||
Номенклатура 4 |
Закладка на весь срок службы |
2 455 ден. ед. |
|
Периодическое пополнение |
1 800 ден. ед. |
||
Непрерывное пополнение |
3 000 ден. ед. |
||
Номенклатура 5 |
Закладка на весь срок службы |
2 700 ден. ед. |
|
Периодическое пополнение |
2 050 ден. ед. |
||
Непрерывное пополнение |
1 300 ден. ед. |
Из анализа табл. 3 следует, что для номенклатур 1 и 4 оптимальной является стратегия периодического пополнения ЗИП, а для номенклатур 2, 3 и 5 - непрерывного пополнения.
Предложена новая модель обеспечения готовности ТлОб РКК, которая может быть применима для решения задачи определения совокупности оптимальных стратегий пополнения элементов ЗИП каждой номенклатуры по критерию «готовность - стоимость» с учетом параметров безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Библиографическая ссылка
Богдан А.Н., Бояршинов С.Н., Клепов А.В., Поляков А.П. МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11-2. – С. 272-277;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41934 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Ракетно-космические системы в своем развитии прошли значительный путь от первых немецких ракет V-1 иV-2 до современных ракетоносителей «Протон-М», «Энергия» и «Ангара» советского и российского производства, «ТитанIIIС», «Шаттл» производства США, «Ариан» производства Франции и многих других. В истории космонавтики важными вехами остались достижения советской и российской науки и техники: запуск первого спутника Земли; запуск в космос первого человека; первый выход человека в открытый космос; первый полет в автоматическом режиме многоразового космического корабля «Буран» и др. В настоящее время интенсивное развитие ракетно-космических систем и освоение космоса осуществляют такие страны, как Россия, США, Англия, Франция, Япония, Китай.
Рассмотрим общие положения и принципы конструктивно- технологического членения ракетно-космических систем.
Ракетно-космический комплекс (РКК) представляет собой с овокупность ракетно-космической системы, системы управления полетом и стартового оборудования, расположенного на космодроме. Ракетно-космические системы (РКС) – это транспортные системы, предназначенные для выведения (доставки)полезного груза массойm пг от нескольких десятков килограмм до сотен тонн в заданную точку околоземного или околосолнечного пространства с определенным вектором скорости.
Массу ракетно-космической системы, расходуемую для разгона, называют активной массой (массой топлива) и обозначаютm т. Активная масса делится на две части: первая часть обеспечивает разгон ракетно-космической системы до заданной скорости полета, вторая – управление ракетно-космической системой и компенсацию различных возмущений в полете.
Пассивная масса (масса конструкции) ракетно-космической системы (m к) также делится на две части. В первую входят пассивные массы, обеспечивающие функционирование ракетно-космической системы в течение всего времени полета, во вторую – часть пассивной массы, обеспечивающей хранение активной массы. Активная масса составляет большую часть (до 90%) ракетно-космической системы и расходуется на разгон полезного груза и пассивной массы.
Наиболее эффективным способом разгона ракеты в настоящее время является истечение из сопел ракетных двигателей продуктов сгоранияракетных топли в .
Сумма масс полезного груза m пг, активной массыm т, пассивной массыm к, составляетстартовую массу ракетно-космической системыm ст. При заданной массе полезного грузаm пг стартовая массаm ст зависит от следующих факторов:
– от координат точки пространства и конечной скорости движения ракетно-космической системы на активном участке траектории;
– от сил сопротивления движению ракетно-космической системы по траектории;
– от нагрузок, действующих на ракетно-космическую систему при движении ее по траектории;
– от необходимости корректировки пассивного участка траектории.
Разделение ракетно-космической системы на составные части обусловлено следующими причинами:
– необходимостью отделения отработавших частей конструкции при движении ракетно-космической системы по траектории;
– различием в функциональном назначении смежных элементов конструкции и их различным конструктивным оформлением (например, герметичный бак и ферма);
– сложностью транспортирования нерасчлененного изделия от предприятия - изготовителя к месту старта;
– требованиями удобства технического обслуживания элементов ракетно-космической системы в период ее хранения и подготовки к старту;
– ограничениями, накладываемыми на размеры и конфигурацию обрабатываемых элементов конструкции, в зависимости от имеющихся в распоряжении производства технологических процессов и технологического оборудования;
– необходимостью обеспечения свободного доступа к элементам конструкции для сборки и технического контроля;
– организационными причинами, связанными с сокращением продолжительности цикла изготовления изделия (расширением фронта работ при сборке сложных агрегатов).
Разделение ракетно-космической системы на части позволяет осуществлять параллельное проектирование этих частей группами специалистов и таким образом сократить сроки проектирования изделия и повысить его качество за счет специализации групп.
В производстве разделение ракетно-космической системы на части предопределяет одновременность (параллельность) процессов изготовления деталей и их сборки, что сокращает продолжительность цикла производства. Количество составных частей ракетно-космической системы имеет некоторый оптимум. По мере разукрупнения сборочных единиц сокращается цикл их изготовления, но увеличивается цикл сборки и технического контроля сборочных единиц.
Однотипность конструктивно-технологических решений составных частей позволяет осуществить технологическую специализацию подразделений предприятия (участки сборки топливных емкостей и сухих отсеков, заготовительное производство и т.п.). Технологическая специализация создает предпосылки для механизации и автоматизации выполняемых работ, для рационального использования производственных мощностей, для повышения производительности труда и качества продукции.
Конструктивная и технологическая законченность составных частей дает возможность изготовлять их на специализированных предприятиях - смежниках, способствует развитию специализации и кооперации в ракетостроении.
Ракетно-космическая система состоит из следующих составных частей (рис. 5).
Рис.5. Структура ракетно-космической системы
В головном блоке (ГБ) ракетно-космической системы размещается полезный груз , – различного рода космические аппараты (космический корабль, космическая станция, искусственный спутник планеты, системы телекоммуникаций, аппараты, предназначенные для проведения исследований в космическом пространстве или на планетах, и т. п.).
В состав головного блока помимо полезного груза входит сбрасываемый головной обтекатель (ГО), предохраняющий полезный груз от мощного силового и теплового воздействия набегающего потока атмосферного газа на активном участке полета ракетно-космической системы со сверхзвуковыми скоростями и отделяющийся при выходе за пределы атмосферы.
Ракета-носитель (РН), доставляющая полезный груз в заданную точку околоземного или околосолнечного пространства с заданной по величине и направлению скоростью. В состав ракеты - носителя входят несколькоракетных блоков (РБ). Схемы и примеры типовых компоновок ракетных блоков представлены на рис.6 – 7.
Рис. 6 Схемы последовательной компоновки блоков и ступеней ракетно-космических систем с жидкостными ракетными двигателями:
а – схема «тандем»; б – схема «пакет»
Рис. 7. Схема параллельно-последовательной компоновки блоков и ступеней ракетно-космических систем:
а – все ракетные блоки жидкостные; б – ракетные блоки РБ1А и РБ1Б твердотопливные
Все блоки ракетно-космической системы, объединяются в ступени (С1, С2 и т.д.), состав которых изменяется по мере отделения при движении ракетно-космической системы по траектории.
3. Система управления движением ракетно-космической системы по траектории (см. рис. 2.5) позволяет управлять работой ракетных блоков, отделением элементов конструкции, движением ракетно-космической системы по траектории полета. В ее состав входят чувствительные элементы: измерительные преобразователи (гироскопические устройства, датчики ускорений, давления, расхода топлива и т.п.);бортовые вычислительные комплексы для обработки результатов измерений и выработки управляющих команд; разнообразныеисполнительные механизмы , обеспечивающие требуемые параметры движения и ориентацию ракетно-космической системы в пространстве. Работа элементов системы управления обеспечивается разнообразнымиисточниками энергии (электрическими, пневмогидравлическими, зарядами твердого топлива, взрывчатыми веществами и т.п.). Элементы системы управления рассредоточены по блокам. Связь между элементами системы управления осуществляется с помощью бортовой кабельной сети (БКС).
Космический ракетный комплекс
Космический ракетный комплекс – ракетная система, состоящая из космического корабля и разгонных блоков. В 1962 г. было начато проектирование опытного образца ракетно-космического комплекса серии «Союз». Разработка была начата ракетно-космической корпорацией «Энергия», в те времена она именовалась ОКБ-1.
Первоначальной задачей было создание космического летательного аппарата, пригодного для облета Луны.
В дальнейшем направление исследовательских работ было перенаправлено на создание трехместного орбитального корабля.
Его основным назначением должна была стать отработка операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, а также проведение различных экспериментов, в том числе изучение воздействия условий длительного космического полета на человеческий организм. Ракетно-космический комплекс «Союз» состоял из трех основных отсеков: спускаемый аппарат, он же кабина космонавтов; орбитальный отсек; приборно-агрегатный отсек.
Кроме того, имелась возможность дополнительно установить стыковочный узел, который мог быть активным либо пассивным. Внешняя поверхность корабля «Союз» была покрыта всевозможными датчиками научной аппаратуры, датчиками системы ориентации и оптическими устройствами. В стадии выведения на околоземную орбиту все устройства на внешней поверхности, во избежание повреждения, находились под защитой головного обтекателя, который впоследствии сбрасывался. «Союз» имел очень важное отличие от космических кораблей серий «Восток» и «Восход» – возможность осуществлять управление траекторией спуска. Этого можно было достигнуть посредством разворотов аппарата во время спуска по углу крена.
Первые испытания выявили ряд серьезных конструктивных недоработок, тем не менее 23 апреля 1967 г. состоялся первый запуск в пилотируемом режиме. Полет длился 27 ч, за которые космонавт, управляющий кораблем «Союз-1», полностью выполнил программу полета. К сожалению, при спуске космонавт погиб из-за неисправностей парашютной системы. К 1969 г. была завершена доработка ракетно-космического комплекса.
В дальнейшем система претерпела ряд серьезных конструктивных изменений. Корабль был переоборудован в двухместный, а также лишился систем жизнеобеспечения и солнечных батарей. Впоследствии корабль получил новый индекс «Союз-ТМ», что означало наличие новой двигательной установки, более совершенной парашютной системы, а также системы сближения.
Первый полет модифицированного корабля был совершен в 1986 г. на советскую станцию «Мир», а завершающий полет этой модификации состоялся в 2002 г. уже к другой орбитальной станции «МКС». В настоящее время российской «рабочей лошадкой» является модификация «Союз-ТМА». Корабль конструктивно изменен, улучшены условия работы космонавтов во время полетов на «МКС», улучшена парашютная система, снижена теплозащита.
Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич Из книги 100 великих изобретений автора Рыжов Константин Владиславович95. КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ Космическими кораблями в наше время называются аппараты, созданные для доставки космонавтов на околоземную орбиту и возвращения их потом на Землю. Понятно, что технические требования к космическому кораблю более жесткие, чем к любым другим
Из книги Непознанное, отвергнутое или сокрытое автора Царева Ирина Борисовна Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов Из книги автора Из книги автора Из книги автораЗонд космический Зонд космический – автоматический космический аппарат, иногда с возможностью дистанционного управления с поверхности Земли, основной целью которого является исследование космического пространства либо тестирование каких-либо технологических
Из книги автораКосмический лифт Космический лифт – устройство, которое предположительно сможет осуществлять доставку грузов на планетарную орбиту либо за ее пределы.Первое упоминание о возможности создания устройства, способного осуществить доставку на орбиту, можно найти в трудах
Из книги автораКосмический корабль Космический корабль – космический аппарат, используемый для полетов по околоземной орбите, в том числе под управлением человека.Все космические корабли можно разделить на два класса: пилотируемые и запускаемые в режиме управления с поверхности
Из книги автораКосмический скафандр Космический скафандр – специальное снаряжение, которое было разработано и предназначено для изоляции человека или животного от внешней, космической, среды.Составные части снаряжения образуют оболочку, которая непроницаема для компонентов
Ракетно-космический комплекс «Союз»
Ракетно-космический комплекс «Союз» - старейший на космодроме Байконур. Самые яркие события в истории мировой космонавтики связаны с функционированием этого комплекса. Наиболее значимыми среди них являются запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли и полет 12 апреля 1961 г. первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.
Комплекс создан на основе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, знаменитой королевской «семерки». Ее модификации широко известны всему миру под названиями «Спутник», «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».
Количество запусков космических аппаратов, проведенных с помощью ракетно-космического комплекса «Союз», приближается уже к тысяче. Неудачными оказались только 27. Высокая надежность комплекса позволяет широко задействовать его в реализации Федеральной космической программы России и в программах международного сотрудничества.
Для пусков ракет-носителей «С оюз» на космодроме построены две стартовые позиции, одна из них создана в 1957 г., другая - в 1961 г. Стартовые позиции занимают обширную территорию (более 100 гектаров) и имеют по одной пусковой установке, ка ждая из которых способна выполнить до 24 пусков ракет-носителей в год.
Подготовка ракет-носител ей и космических аппаратов к старту проводится в пяти монтажно-испытательных корпусах. Специальная аппара тура и оборудование обеспечивают необходимые температурно-влажностный и чистовой режимы, проведение полн ого перечня технологических операций по подготовке к пуску ракет-носителей, разгонных блоков и космичес ких аппаратов.
Ракета-носитель «Союз» использует экологически чистые компоненты топлива; керосин и жидкий кислород. Во время старта масса ракеты составляет около 310 тонн, а ее двига тели развивают у поверхности земли суммарную тягу до 400 тонн. Технические параметры ракеты позволяют выведение на опорную орбиту полезной нагрузки массой до 7 тонн.
Ракетно-космический комплекс «Протон»
Ракетно-космический комплекс «Протон» - один из основных на космодроме Байконур. Благодаря заложенным в него прогрессивным научно-техническим решениям, данный комплекс по своей надежности и по многим другим показателям является лучшим в мире среди систем выведения аналогичного класса. Полеты автоматических межпланетных станций с посадками аппаратов на Луну, Венеру и Марс, а также запуски долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир», спутников связи и телевещания на геостационарную орбиту осуществляются с использованием комплекса «Протон».
Комплекс создан на базе трехступенчатой ракеты-носителя «Протон», имеющей длину 44,3 метра и максимальное поперечное сечение 7.4 метра. У поверхности земли ее двигатели развивают тягу в 900 тонн. Ракета способна вывести на опорную орбиту полезную нагрузку массой до 20 тонн, а при использовании разгонного блока - на геостационарную орбиту спутник массой до 3,5 тонн. Первый пуск «Протона» состоялся 16 июля 1965 года. Сейчас количество пусков превышает 250, из которых только 11 закончились неудачно.
Подготовка ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов к запуску проводится на технических позициях, которые размещены в четырех монтажно-испытательных корпусах. Технические позиции оснащены специальным технологическим и общетехническим оборудованием, подъездными путями и инженерными коммуникациями. Они предназначены для приема ракет-носителей и полезных нагрузок с заводов-изготовителей, их хранения, сборки и испытаний. Здесь же космические аппараты заправляются компонентами топлива и сжатыми газами, производится пристыковка полезных нагрузок к ракетам-носителям.
Монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя «Протон» - уникальное сооружение, состоящее из собственно монтажно-испытательного зала площадью более 1500 квадратных метров и множества служебных помещений с пультовыми, аппаратными, лабораториями и другими службами.
Запуск ракет-носителей «Протон» производится с двух стартовых площадок, каждая из которых имеет по две стартовые позиции, командный пункт, хранилища горючего и окислителя, холодильные центры, высоковольтные подстанции и другие объекты инфраструктуры.
В 1996 году «Протон» первым из отечественных ракет-носителей вышел на мировой рынок коммерческих услуг по запуску космических аппаратов, его маркетингом занимается компания International Launch Services.
За время эксплуатации ракета неоднократно совершенствовалась. Сейчас заканчивается очередной этап ее модернизации. Новый «Протон-М» будет иметь более совершенную систему управления. Уменьшится загрязнение окружающей среды остатками топлива в районах падения отработавших ступеней.
Ракетно-космический комплекс «Зенит»
Самым новым среди ракетно-космических комплексов космодрома Байконур является «Зенит». Его создание было начато в 1976 г. и велось параллельно с разработкой многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Доработанные первые ступени ракеты-носителя «Зенит» использовались в качестве боковых блоков ракеты-носителя «Энергия».
Ракета-носитель «Зенит» выполнена по двухступенчатой схеме и способна выводить на опорную орбиту высотой 200 км и наклонением 51° полезную нагрузку массой до 13,7 тонны. На обеих ступенях используются экологически чистые компоненты топлива - жидкий кислород и керосин.
На стартовой позиции, занимающей площадь 113 га, имеются две пусковые установки, криогенный центр и более 50 технологических систем. Все операции по транспортировке, установке ракеты на пусковое устройство, стыковке заправочных и других коммуникаций производятся автоматически. Старт ракеты может быть произведен уже через полтора часа после ее установки на стартовое сооружение. Даже в случае отмены пуска работы по приведению ракеты в исходное состояние выполняются при дистанционном управлении из командного пункта.
Техническая позиция ракетно-космического комплекса «Зенит» включает монтажно-испытательный корпус, хранилища ракет-носителей и космических аппаратов, технические здания и другие сооружения.
В конце 80-х годов космические программы страны подверглись серьезному сокращению. Многие новые спутники, ориентированные на «Зенит», так и не были созданы. Поэтому нагрузка на ракетно-космический комплекс выпала невысокая - всего осуществлено 32 пуска. Вместе с тем у создателей комплекса родилась новая идея производить пуски ракеты-носителя с плавучей платформы. Тем самым существенно расширяются ее возможности за счет перемещения точки старта к экватору. Проект получил название «Морской старт». В нем участвуют фирмы Украины. России, США и Норвегии. Первый успешный пуск «Зенита-31» с платформы «Одиссей» состоялся 28 марта 1999г.
Ракетно-космический комплекс «Циклон»
Генеральным направлением работ при создании ракетно-космического комплекса «Циклон» было повышение безопасности обслуживающего персонала при подготовке ракеты-носителя на стартовой позиции. Разработчикам «Циклона» в полной мере удалось реализовать концепцию «безлюдного старта». В период предстартовой подготовки ракеты-носителя и космического аппарата на пусковой установке управление всем оборудованием комплекса ведется дистанционно с командного пункта.
Ракета-носитель «Циклон» создана на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36, разработанной конструкторским бюро «Южное» под руководством главного конструктора М.К. Янгеля.
Запуски ракеты-носителя «Циклон» были начаты в 1967 г. Стартовая масса этой двухступенчатой ракеты (без учета массы космического аппарата) составляет 178,6 тонны. Ракета «Циклон» обеспечивает вывод на круговые орбиты высотой 200 км и наклонением 65° и 90° космических аппаратов массой 3,2 и 2,7 тонны соответственно. В настоящее время данная ракета используется только для запуска космических аппаратов серии «Космос».
Элементы наземной инфраструктуры ракетно-космического комплекса «Циклон» компактно расположены на левом фланге космодрома. Стартовая позиция оборудована двумя пусковыми установками, одна из которых сейчас законсервирована. Подготовка ракеты-носителя и полезных нагрузок производится в одном монтажно-испытательном корпусе.
Недостатком ракетно-космического комплекса «Циклон» является высокая токсичность компонентов топлива, создающая опасность загрязнения окружающей среды в случае аварии. Однако этот недостаток в значительной мере компенсируется высокой надежностью комплекса. На сегодняшний день проведено уже более сотни запусков ракеты-носителя «Циклон», среди которых нет ни одного аварийного.
Ракетно-космический комплекс «Энергия-Буран»
В состав ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» входят универсальная сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», орбитальный корабль «Буран», а также средства наземной космической инфраструктуры ракеты-носителя и орбитального корабля.
Ракета-носитель «Энергия» представляет собой двухступенчатую ракету, выполненную по схеме «пакет» с боковым размещением выводимого полезного груза. Ее первая ступень состоит из четырех боковых блоков высотой 40 м и диаметром 4 м Боковые блоки размещены вокруг центрального блока, его высота 60 м, диаметр 8 м. Двигатели первой ступени работают на кислородно-керосиновом топливе, второй ступени - на кислородно-водородном топливе. Стартовая масса ракеты-носителя составляет 2400 тонн. «Энергия» способна вывести в околоземное космическое пространство полезный груз массой более 100 тонн. В создании ракеты-носителя «Энергия» принимали участие многие предприятия страны во главе с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.П. Королева. Создание ракетно-космического комплекса стало выдающимся достижением отечественных конструкторов ракетно-космической техники.
Орбитальный корабль «Буран» - космический корабль многоразового использования, способный совершать длительные полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром.
С помощью «Бурана» можно доставлять в космос и возвращать на Землю космонавтов и полезные грузы массой до 30 тонн, а также проводить ремонт и обслуживание космических аппаратов непосредственно на орбите. Длина орбитального корабля 36,4 м, высота 16,45 м, максимальная стартовая масса 105 тонн.
Технический комплекс многоразовой космической системы (ИКС) «Энергия-Буран» расположен в 5 км от старта, В его составе находятся сооружения поистине грандиозных размеров. К ним относится монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя «Энергия», где собирается и проходит весь цикл испытаний ракета-носитель. Он представляет собой самое большое здание космодрома, имеет пять пролетов, его длина 240 м, ширина 190 м и высота 47 м. В наиболее напряженные дни здесь одновременно работали до 2000 человек. Монтажно-испытательный корпус орбитального корабля «Буран» несколько меньше, он имеет длину 224 м, ширину 122 м и высоту 34 м. В его помещениях может вестись одновременно подготовка трех орбитальных кораблей.
Стартовый комплекс МКС «Энергия-Буран» - это огромный наземный комплекс, занимающий площадь более 1000 гектаров. Он состоит из нескольких десятков сооружений, в которых размещены более 50 технологических и 200 технических систем.
Стартовое сооружение МКС «Энергия-Буран» представляет собой заглубленное на пять этажей железобетонное строение с контрольно-проверочной аппаратурой и другим оборудованием. Из монтажно-заправочного корпуса к стартовому сооружению ведут две железнодорожные колеи, разнесенные на 18 м. По ним на старт четырьмя тепловозами вывозится транспортно-установочный агрегат с закрепленными на нем ракетой-носителем «Энергия» и орбитальным кораблем «Буран».
В состав стартового комплекса входит универсальный комплекс «стенд-старт», который не только обеспечивает подготовку и проведение пуска ракеты-носителя, но и с его помощью осуществится динамические и огневые испытания, отрабатывается технология заправки ракеты-носителя «Энергия».
Все системы старта управляются современной мнительной техникой из командного пункта. Высокая степень автоматизации процессов управления обеспечивает возможность обнаружения и устранения более 500 предусмотренных программой нештатных ситуаций.
Уникальным сооружением является и посадочный комплекс орбитального корабля «Буран», который ранее имел в своем составе основной аэродром Юбилейный (Байконур) и два запасных (Симферополь и Хороль). Он предназначен для доставки корабля с завода-изготовителя, обеспечения его посадки при возвращении на Землю, а также послеполетного обслуживания. Кроме своего основного назначения, посадочный комплекс может использоваться как аэродром и принимать самолеты любого класса. Взлетно-посадочная полоса посадочного комплекса имеет длину 4,5 км и ширину 84 м.
Пуски ракеты-носителя «Энергия», проведенные 15 мая 1987 г. с макетом космического аппарата «Полюс» и 15 ноября 1988 г. с орбитальным кораблем «Буран» в беспилотном варианте, - огромный шаг отечественной науки и техники в создании новых средств освоения и исследования космического пространства.
Создание МКС «Энергия-Буран» могло стать новым этапом бурного развития российской ракетно-космической техники. Однако из-за экономических проблем дальнейшие работы по ракетно-космическому комплексу «Энергия-Буран» были приостановлены.
Научно-технический задел, накопленный в процессе создания ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», является ценным национальным достоянием и в настоящее время широко используется во многих сферах человеческой деятельности.
Фотографии РКК «Энергия-Буран»
, органы управления , проектирование баллистических ракет , разгонные блоки , ракетно-космические системы выведения , ракеты-носители , сопловые блоки , траектории полета , транспортные космические системы
На большом фактическом материале подробно прослежены основные этапы развития ракетно-космических систем выведения и представлены направления их совершенствования. Проведен детальный сравнительный анализ характеристик отечественных и зарубежных баллистических ракет дальнего действия и ракет-носителей, включая многоразовые транспортные космические системы. Изложены основы проектирования и особенности конструкции ракетно-космических средств выведения.
Для студентов технических университетов, обучающихся по ракетно-космическим специальностям и направлениям, а также для всех интересующихся историей развития ракетно-космической техники и перспективами ее совершенствования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. Основы устройства ракетно-космических систем выведения
Глава 1. Баллистические ракеты как основа создания ракет-носителей
1.1. Предыстория и начальные этапы создания первых БРДД
1.2. Основные понятия и термины
1.3. Усовершенствование конструктивно-компоновочной схемы одноступенчатых ракет для увеличения дальности и переход к многоступенчатым БРДД
Глава 2. Особенности конструкции баллистических ракет дальнего действия
2.1. Одноступенчатые ракеты
2.2. Многоступенчатые ракеты
2.3. Особенности боевых ракет
Глава 3. Влияние особенностей траектории на управление полетом ракеты
3.1. Функции системы управления
3.2. Органы управления
3.3. Развитие конструкции соплового блока РДТТ
3.4. Применение выдвижного насадка на ЖРД
Глава 4. Общая задача управления полетом
4.1. Основные способы управления
4.2. Способ управления по "жесткой" траектории
4.3. Система регулирования кажущейся скорости
4.4. Система синхронного опорожнения баков
4.5. Способ управления по "гибкой" траектории
4.6. Способ управления с коррекцией на пассивном участке траектории
Глава 5. Развитие конструкций межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей
5.1. Основные направления развития
5.2. Базирование ракет-носителей и боевых баллистических ракет
5.3. Особенности отделения головной части и разделения ступеней у ракет с РДТТ
5.4. Ракета-носитель "Протон"
5.5. Использование криогенных компонентов топлива в ракетах-носителях
5.6. Ракета-носитель "Сатурн-V"
5.7. Ракета-носитель Н-1
5.8. Использование РДТТ в качестве "нулевой" (бустерной) ступени в ракетах-носителях
5.9. Использование гибридных двигателей в ракетных блоках
5.10. Разгонные блоки, или межорбитальные транспортные аппараты
5.11. Многоразовые транспортные космические системы
5.12. Баллистические ракеты подводных лодок
Глава 6. Современное состояние и тенденции развития средств выведения
6.1. Развитие конструкции ракет-носителей семейства "Союз" (Р-7)
6.2. Ракеты-носители семейства "Русь-М" и перспективный пилотируемый корабль нового поколения
6.3. Семейство ракет-носителей "Ангара"
6.4. Конверсионные ракеты-носители
6.5. Общие тенденции в развитии систем выведения
Часть 2. Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия и ракет-носителей
Глава 7. Общая задача проектирования
7.1. Стадии проектирования
7.2. Основные тактико-технические требования
7.3. Критерии оптимизации и общая задача проектирования
Глава 8. Баллистический и массовый анализ
8.1. Анализ сил, действующих на ракету в полете на активном участке траектории
8.2. Уравнения движения ракеты на активном участке траектории
8.3. Уравнения движения ракеты в полярной системе координат
8.4. Изменение летных характеристик ракеты во время полета
8.5. Приближенное определение дальности полета. Задачи пассивного участка траектории
8.6. Уравнения движения ракеты на активном участке траектории в функции основных проектных параметров
8.7. Приближенное определение скорости ракеты
8.8. Влияние основных проектных параметров на скорость полета ракеты
8.9. Влияние основных проектных параметров на дальность полета ракеты
8.10. Массовый анализ одноступенчатой жидкостной ракеты
Глава 9. Особенности выбора основных проектных параметров многоступенчатой ракеты
9.1. Основная терминология
9.2. Определение скорости многоступенчатой ракеты
9.3. Определение основных проектных параметров многоступенчатой ракеты
Приложение. Программы выбора проектно-баллистических параметров