Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
В России во второй половине XIX в. возникло своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Вот его основные черты: Человек – составная часть Природы; Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; Человек и все, что его окружает, – частицы единого (в этом контексте не так уж важно, что у одних это Бог, а у других - Вселенная).
3 слайд
Описание слайда:
Уже в начале XX в. В.И.Вернадский начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой Разума.
4 слайд
Описание слайда:
«Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества... Взрыв научного творчества <...> создает переход биосферы в ноосферу», – пишет Вернадский в 30-е гг. в книге «Научная мысль как планетарное явление».
5 слайд
Описание слайда:
Термин «ноосфера» был предложен в1927 году французским математиком и философом Э. Леруа. Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
6 слайд
Описание слайда:
Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
7 слайд
Описание слайда:
Теория Вернадского о ноосфере: человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь.
8 слайд
Описание слайда:
Условия, необходимые для становления и существования ноосферы: 1. Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9 слайд
Описание слайда:
Условия, необходимые для становления и существования ноосферы: 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12.Исключение войн из жизни общества.
10 слайд
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Концепция устойчивого развития
Ухудшение экологической обстановки во многих регионах земного шара и на планете в целом требует все более энергичных международных усилий, объединения всего человечества для за-щиты жизни на планете.
В 1983 г. Всемирная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию в своем отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре экономического развития , безопасного для окружаю-щей среды».
Комиссия отметила, что «человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих по-колений удовлетворять свои потребности». Таким образом, не-обходим переход к устойчивым формам развития, которые тре-буют разумных взаимоотношений с окружающей средой. Пер-спективу на этом пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружаю-щей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
В документах Конференции первые два тезиса сформулиро-ваны следующим образом:
«Все государства и все люди будут сотрудничать в осуще-ствлении крайне важной задачи устранения бедности как необ-ходимого требования для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять требования большин-ства людей в мире».
«Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потреб-ление и поддержать необходимую демографическую политику».
Остальные тезисы Конференции прямо или косвенно связаны с первыми двумя. В таблице № 5 вы можете ознакомиться с ос-новными проблемами, обсуждавшимися на Конференции ООН в июне 1992 г.
Человек - естественный компонент биосферы , он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на все остальные виды, распространяются законы биосферы.
Человечество может существовать на планете только в доволь-но узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид, чело-век имеет свою экологическую нишу - систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития, которых человеку необходи-мо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих законов может привести человечество к катастрофическим последствиям.
Таким образом, человечество стоит сегодня перед важной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете. В связи с этим Н. Н. Моисеев" определяет устойчивое развитие как «реализацию
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
СТРАТЕГИИ
человека, его пути к эпохе ноосферы, т. е. к состоянию коэволюции Общества и Природы». При этом под коэволюцией следует понимать совместную эволюцию социальной и природной систем, объединенных тесными экологи-
ческими связями, при которых эволюция одной системы зависит от эволюции другой и
одновременно влияет на нее. Следует отметить, что в науке проблема устойчивого развития еще не нашла однозначного, принятого всеми учеными объяснения. Концепция устойчивого развития сегодня еще в начале своего теоретического и практического подтверждения.
Главный источник выбросов в атмосферу - это производство и потребление энергии
В июне 1997 г. в Нью-Йорке состоялась Очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5 летнего периода по становлению устойчивого развития челове-чества (после Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро).
В работе форума принимали участие представители свыше 60 стран мира. Делегацию России возглавлял премьер-министр В. С. Черномыр-дин. В своем выступлении отметил приоритетность проблем экологии, экономики, выживаемости человечества в разработке стратегических направлений устойчивого развития России.
Запросы и задания
1.Определите в порядке наибольшей важности выдвину-тые руководителем Римского клуба А. Печчеи социаль-ные и экологические проблемы, стоящие перед челове-чеством
бесконтрольное распространение человека, засе-ляющего планету;
неравенство в обществе;
голод и недоедание;
безработица;
инфляция;
энергетический кризис;
недостаток природных ресурсов;
устаревшая система образования;
неграмотность населения;
преступность;
наркомания;
ядерное вооружение;
коррупция среди политиков;
бюрократизм;
деградация (разрушение) природной среды;
упадок моральных ценностей;
утрата веры в будущее;
недопонимание опасности экологических бедствий;
военные конфликты.
Попытайтесь обосновать предложенное вами ранжирование современных проблем.
2.Перечислите основные тезисы «Повестки дня XXI века» и дайте им свое объяснение.
3.На основании предложенных в таблице №6 определе-ний сформулируйте свое трактование термина «устой-чивое развитие».
Что такое устойчивое развитие ?
О Концепции устойчивого развития
Устойчивое развитие: новая стратегия планеты Земля
17 целей в области устойчивого развития
Ресурсы :
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Хостинг презентаций
НачатьСегодня стало понятным, как отмечаетА.Д. Урсул, что модель образования XXI века
должна претерпеть кардинальные трансформации и ориентироваться в своей основе
не на прошлое (консерватизм), а на будущее
(футуризм).
Однако будущее в принципе неопределенно
и альтернативно.
Как Вы понимаете последнее положение?
Развитие концепции в будущем
И все же в футурологическом подходе можно существенноуменьшить неопределенность грядущего, когда из различных
альтернатив и поисковых прогнозов удается вычленить спектр
наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных
тенденций, которые поддаются управлению.
Так произошло и с концепцией устойчивого развития –
новой моделью желаемого общецивилизационного развития. С
этой точки зрения модель образовательной системы XXI века как
прогностического образования должна ориентироваться на
модель устойчивого развития цивилизации. Опережающее
образование нацелено на созидание желаемого будущего, в
котором неопределенно долго будет развиваться человечество в
коэволюции с сохраняющейся биосферой. При этом процесс
футуризации образования и иных сфер социоприродной
деятельности приведет к становлению информационноэкологического общества.
В 1987 г. Международная Комиссия ООН по окружающей
среде и развитию (председатель – Г. Х. Брундтланд) в своем
отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре
экономического развития, безопасного для окружающей
среды». Комиссия отметила, что «человечество способно
сделать
развитие
устойчивым
–
обеспечить
удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску
способность будущих поколений удовлетворять свои
потребности».
Позиция ООН по вопросам окружающей среды
Таким образом,необходим переход к устойчивым
формам
развития,
которые
требуют
разумных
взаимоотношений с окружающей средой. Перспективу на этом
пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI
век», принятая на Конференции ООН по окружающей среде и
развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро и материалы
Международного саммита «Рио+10» (Иоханнесбург, 2002 г).
В документах Конференции первые два тезиса сформулированы
следующим образом:
«Все государства и все люди будут сотрудничать в
осуществлении крайне важной задачи устранения бедности
как необходимого требования для того, чтобы уменьшить
неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять
требования большинства людей в мире».
«Для достижения устойчивого развития и более высокого
качества жизни для всех людей государствам следует
ослабить и исключить экологически неприемлемые
производство и потребление и поддержать необходимую
демографическую политику».
Человечество может существовать на планете только в
довольно узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид,
человек имеет свою экологическую нишу – систему взаимоотношений
с окружающей средой, законы развития которых человеку
необходимо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих
законов может привести человечество к катастрофическим
последствиям.
Стратегия выживания
Таким образом, человечествостоит
сегодня
перед
важной
проблемой выработки стратегии
своего выживания на планете. В
связи
с
этим
Н.Н.
Моисеев
определяет устойчивое развитие как
«реализацию стратегии человека,
его пути к эпохе ноосферы, т.е. к
состоянию коэволюции Общества
и Природы». При этом под
коэволюцией (от лат. «co» –
совместно)
следует
понимать
совместную эволюцию социальной и
природной систем, объединенных
тесными экологическими связями,
при
которых
эволюция
одной
системы зависит от эволюции другой
и одновременно влияет на нее.
Проблема
1
2
Борьба с
бедностью
В мире насчитывается 157 миллиардеров, почти 2
миллиона миллионеров и более 1,1 миллиарда человек,
доход которых меньше 1 доллара США в день. Пути
преодоления
бедности:
обеспечение
заработков;
самообеспеченность бедных стран и сокращение
зависимости от богатых стран; увеличение численности
трудоспособного населения; устойчивое развитие и
сохранение природных ресурсов; совершенствование
образовательной
системы;
планирование
семьи;
финансовая помощь.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Изменение
структур
потребления
Расточительный
образ
жизни
богатой
части
человечества – одна из причин деградации среды и
истощения природных ресурсов. В то же время бедные
не могут получить минимально необходимое для жизни.
Альтернатива состоит в том, что необходимо установить
во всем мире такую норму потребления, какую Земля
может выдержать в течение длительного времени.
Необходимо уменьшить энергетические и сырьевые
затраты, развивать экологически чистые технологии и
др.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Население и
устойчивость
В 1993 г. население мира составило более 5, 5 млрд.
человек и, как прогнозируют ученые, к 2020 г. достигнет
8 млрд. человек. Глобальные демографические
проблемы условно представлены на диаграмме.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Защита и
улучшение
здоровья людей
Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды.
Стратегические задачи в области здравоохранения к 2000
году:
мобилизовать усилия на борьбу со спидом;
бороться с туберкулезом и другими тяжелыми
заболеваниями;
сократить детскую смертность;
создать эффективные службы контроля за состоянием
здоровья населения;
обеспечить право мужчин и женщин определять
количество своих детей и сроки их рождения;
удовлетворить потребность населения в питьевой воде,
здоровой пище;
защищать здоровье детей;
защищать окружающую среду от вредных для здоровья
выбросов, отходов.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Устойчивые
поселения
(урбанизация)
К 2000 году половина населения мира будет жить в
городах. Урбанизация общества является частью процесса
экономического развития, в городах производится 60%
валового национального продукта. Рост городского населения
в развитых и развивающихся странах неодинаков (см.
диаграмму).
Защита
атмосферы
Главный источник выбросов в
производство и потребление энергии.
атмосферу
–
это
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Рациональное
использование
земельных
ресурсов
Плодородие почвы снижается вследствие водной и
ветровой эрозии, а также химической и физической
деградации. Среди причин деградации почвы отмечают
чрезмерное пастбищное животноводство; оскудение и
вымирание
лесных
массивов;
сельскохозяйственную
деятельность; чрезмерную эксплуатацию земель и др.
Борьба с
уничтожением
лесов
Леса играют важнейшую роль в сохранении почвы и
воды, поддержании здоровой атмосферы и биологического
разнообразия
растительного
и
животного
мира.
Правительствам
следует
разработать
программы
национальных действий для устойчивого развития лесного
хозяйства.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Борьба с
опустыниванием и
засухой
Опустынивание – это процесс деградации земли,
вызванный изменением климата и деятельностью человека.
Особенно этому процессу подвержены засушливые земли.
Наиболее явными последствиями опустынивания являются
деградация пастбищных угодий и падение производства
продуктов питания. Засуха и опустынивание являются также
причинами бедности и голода.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Защита и
рациональное
использование
океанов
Около 70% загрязнения морской среды связано с
наземными источниками, включая большие и малые города,
промышленность, строительство, сельское хозяйство и
туризм. Большой экологический стресс испытывают океаны в
результате чрезмерного вылова рыбы и моллюсков (до 90
млн. т
ежегодно) и ухудшения состояния берегов и
коралловых рифов.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Охрана и
рациональное
использование
пресной воды
Проблема пресной воды сегодня стала одной из
важнейших экологических проблем. К 2000 г. должны быть
выполнены следующие задачи:
обеспечить всех жителей городов из расчета на одного
человека минимум 40 литрами питьевой воды в день;
установить и применять нормы по удалению и
обезвреживанию муниципальных и промышленных стоков;
обеспечить жителям всех сельских районов доступ к
экологически безопасной воде и др.
Повышение
безопасности
использования
токсичных
химических
веществ
Химические вещества используются во всем мире.
Существует около 10000 коммерческих химических веществ,
хотя на долю лишь 1500 из них приходится 95% мирового
производства. В настоящее время еще не достигнуто всеобщее
соглашение о торговле токсичными и опасными продуктами.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Удаление твердых
отходов и сточных
вод
Быстрое увеличение объемов бытовых отходов и сточных
вод в городах создает угрозу здоровью населения и
окружающей среде. Ежегодно 5,2 млн. человек, включая 4
млн.
детей,
умирают
от
заболеваний,
вызванных
неэкологичным удалением сточных вод и твердых отходов. К
2025 году объем отходов может возрасти в 4–5 раз.
Удаление
радиоактивных
отходов
Опасность, которую представляют собой радиоактивные
отходы, требует сокращения объема их выработки, безопасной
транспортировки и ликвидации. Ежегодно при работе АЭС
образуется 200 тыс. м3 отходов с низкой и 10 тыс. м3 отходов с
высокой радиоактивностью.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Роль детей и
молодежи в
обеспечении
устойчивого
развития
Программы развития должны гарантировать молодежи
безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья
окружающую среду, более высокий жизненный уровень,
образование и работу. Молодежь составляет почти 1/3
населения планеты, а во многих развивающихся странах –
половину их населения. Образовательный уровень должен
повыситься настолько, чтобы к 2000 году более половины
юношей и девушек в каждой стране имели возможность
получить среднее или профессиональное образование. В
образовании молодежи следует проводить занятия по
вопросам, связанным с проблемами окружающей среды и
развития.
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
ПроблемаКраткая характеристика проблемы
1
2
Наука и
образование в
целях устойчивого
развития
Научные исследования в настоящее время служат целям
выживания человечества. В XXI веке могут произойти
опасные изменения в биосфере. Ученые исследуют
проблемы: изменения климата, роста потребления ресурсов,
демографических тенденций, деградации среды, путей
использования
энергии
и
ресурсов,
космических
исследований биосферы, влияния среды на здоровье людей и
др. Программа должна обеспечить образование и
просвещение по вопросам развития и сохранения
окружающей среды для людей всех возрастов. Экологическое
образование – необходимое условие устойчивого развития
человечества.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию
В июне 1997 г. в Нью-Йорке (США) состоялась очередная СессияГенеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и
развитию, посвященная обсуждению итогов 5-летнего периода по
становлению устойчивого развития человечества (после Конференции
1992г. в Рио-де-Жанейро). В работе форума принимали участие
представители свыше 60 стран мира.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию
С 26 августа по 4 сентября 2002 г. в Иоханнесбурге (ЮАР)прошел Международный саммит по проблемам окружающей среды
и устойчивому развитию. Приветствуя участников саммита
генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал: «Мы живем на
одной планете, будучи связаны тонкой и сложной сетью
экологических,
социальных,
экономических
и
культурных
взаимоотношений, которые определяют нашу жизнь. достижение
устойчивого
развития
потребует
проявления
большой
ответственности – за экосистемы, от которых зависит жизнь
всей планеты, за судьбу каждого человека в составе единого
человеческого
сообщества
и
за
будущие
поколения.
Йоханнесбургская встреча на высшем уровне 2002 г. дает
возможность возобновить поиск путей построения более
устойчивого будущего.»
«Перспективы развития экологии» - Экологические аспекты в приоритетных направлениях модернизации. Стимулирование своевременного внедрения экологических нормативов. Создание национальной системы «зеленых» экономических индикаторов. Выводы и предложения. Регламентирование уничтожения токсичных отходов. Стимулирование добровольных обязательств бизнеса.
«Основы экологии» - В водоем запустили карпов. Основы экологии. Схема действия экологического фактора. Инфузорий –туфелек поместили в закрытую пробирку. Задания к теме «Зависимость организмов от факторов среды». Популяция – совокупность особей одного вида. Основные понятия. Задания для самоконтроля. Организмы. Компоненты биоценоза.
«История экологии» - Экология человека. Экология - это новая область науки. Сохранение и экологические движения. Надорганизменные системы и поиск объекта экологии. Биосфера. Первые экологи. Уоллес и Мебиус. История экологии. Экология и глобальная политика. Теофраст. Ботаническая география и Александр фон Гумбольдт.
«Предмет экологии» - Экологические факторы. Понятие и предмет экологии. История развития экологии. Причины образования озоновых дыр. Санитарно-биологические показатели. Регулирование численности населения. Строение атмосферы. Действие фактора. Уровни организации материи. Толерантность. Этап индустриальной цивилизации. Продуктивность экосистем.
«Основы общей экологии» - Свойства экосистем. Биологический оптимум. Пожар, эрозия, засуха. Экология – комплексная наука, изучающая законы существования. Экологические факторы. Влажность. Температура. Свет. Биогеоценоз = Биоценоз + Биотоп. Основные функции биогеоценоза. Темы докладов. Биотические факторы. Зависимость результата действия экофактора от его интенсивности.
Всего в теме 25 презентаций