УТВЕРЖДАЮ |
|||||
(наименование предприятия, организации, учреждения) |
(руководитель предприятия, организации, учреждения) |
||||
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ | |||||
(подпись) | |||||
Структурное подразделение: |
Отдел управления персонала | ||||
Должность: |
Интервьюер | ||||
дополнительные требования
3.1 Внешние документы:
3.2 Внутренние документы:
Устав предприятия, Приказы и распоряжения директора предприятия (заместителя директора по персоналу, менеджера по персоналу); Положение об отделе управления персонала, Должностная инструкция интервьюера, Правила внутреннего трудового распорядка.
Должностные обязанности интервьюераИнтервьюер:
4.1. Подготавливает тексты объявлений об открытии вакансий и размещает их в средствах массовой информации .
4.2. Осуществляет обработку поступивших резюме, устанавливает контакты с кандидатами.
4.3. Составляет графики собеседования.
4.4. Определяет вопросы, на которые в результате интервью должны быть получены ответы, и разрабатывает методики оценки ответов.
4.5. Проводит собеседования путем формулирования вопросов и получения ответов на вопросы, связанные с требованиями к конкретной профессии или должности.
4.6. Составляет отчеты о проведенных интервью.
4.7. Определяет профессиональные навыки и знания кандидата, сопоставляет их с текущими потребностями предприятия по данной позиции в штатном расписании.
4.8. Составляет аналитические материалы, содержащие оценку личных качеств кандидата, психологической совместимости с коллективом предприятия.
4.9. Дает заключение о степени соответствия кандидата необходимым требованиям.
4.10. Сообщает кандидатам результаты собеседования.
4.11. Организует встречу с кандидатами, прошедшими собеседование, для тестирования, введения в суть работы, ознакомления с корпоративной политикой предприятия.
4.12. Представляет кандидатов, прошедших заключительные этапы отбора, менеджеру по персоналу.
Права интервьюераИнтервьюер имеет право:
5.1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
5.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
5.3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Ответственность интервьюераИнтервьюер несет ответственность:
6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
Условия работы интервьюераРежим работы интервьюера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в предприятии.
Условия оплаты трудаУсловия оплаты труда интервьюера определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.
9 Заключительные положения
Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Предприятия, другой - у работника.
Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.
Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора предприятия.
Интервью - это метод получения информации, стоящий посередине между свободной беседой и массовым опросом и предполагающий сбор данных путем непосредственного общения исследователя с респондентом. Интервьюирование не только расширяет возможности сбора более точной и достоверной информации, но и позволяет глубже проникнуть в проблему исследования. Проводя интервью, нужно учитывать его широкие возможности.
Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников - интервьюер - помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Основные функции интервью показаны на рис. 10.1.
Рис. 10.1.
Информативная функция интервью направлена на получение сведений об объекте (предмете) исследования. Воспитательная функция реализуется через воздействие на респондента в процессе проведения интервью в целях формирования у него определенных взглядов по тому или иному вопросу. Вторая функция может быть и главной в зависимости от респондента и цели интервью. Например, исследуя ориентации подростков в сфере досуга, можно одновременно формировать их установки против тех или иных вредных привычек. Такие «интервью-советы» могут давать профилактический эффект еще до завершения исследования. Следует иметь в виду, что, проводя интервью с респондентами, интервьюер воздействует на их взгляды, даже если такая задача и не ставилась. Поэтому надо стремиться направлять это воздействие в позитивное русло.
Виды интервью определяются по различным основаниям (табл. 10.1). По целевому назначению выделяют:
- ретроспективное интервью (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации);
- интроспективное интервью (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий);
- прожективное интервью (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).
Таблица 10.1
Классификация интервью
Основания классификации |
Виды интервью |
По целевому назначению |
Ретроспективное, интроспективное, прожективное |
По типу опрашиваемых лиц |
Интервью экспертов; интервью простых респондентов; интервью ответственных, должностных лиц |
По количеству опрашиваемых респондентов |
Индивидуальное и групповое |
По процедуре проведения |
Однократное и многократное, формализованное, полуформализованное (биографическое), свободное (нарративное), лейтмотивное, фокусированное |
По способу общения с респондентом |
Личное, телефонное |
По типу опрашиваемых лиц выделяют: интервью экспертов; интервью простых респондентов; интервью ответственных, должностных лиц. По количеству опрашиваемых респондентов интервью может быть индивидуальным и групповым.
По процедуре проведения различают однократное и многократное {панельное) интервью, которое предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала.
К этой группе можно отнести и формализованное (структурированное) интервью, которое представляет собой беседу по заранее составленному плану, предусматривающему вопросы и возможные варианты ответов по широкому спектру задач исследования. Формализованное интервью практически ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, а интервьюером. К формализованному интервью прибегают для того, чтобы убедиться в доброкачественности заполнения вопросника, получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования, так как это помогает лучше интерпретировать их суждения. Кроме того, в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным в связи с разнородностью аудитории, необходимостью пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностями физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент, возможно, торопится, занят своими мыслями) и т.н.
Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформа- лизованных (полуструктурированных ) или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих затем более систематическому анализу. Здесь важно в ходе свободной беседы задавать вопросы, интересующие интервьюера, но так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удается, лучше не прерывать общий ход разговора, а задать вопросы в конце беседы, вернувшись к данной теме.
Разновидностью полуструктурированного интервью является биографическое интервью , где тематические блоки соответствуют последовательности основных этапов жизненного цикла респондента: «Детство», «Юность», «Учеба», «Брак», «Дети» и т.д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, но его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан.
Перечень интервью, принадлежащих вышеуказанной группе, продолжают нарративные интервью (от англ, narrative - рассказ, повествование) - свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера (кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа). Предполагается, что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные смыслообразующие моменты, конструирующие его биографию. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы». Как показала российская практика интервьюирования, такое само- осмысление и выделение своего «я» наиболее трудно дается опрашиваемым, особенно людям с невысоким уровнем образования. Русские люди больше привыкли осознавать себя в понятиях «мы». Ситуация интервью заставляет их задуматься о себе как об отдельном историческом и социальном субъекте. Задача интервьюера в данном случае заключается в том, чтобы корректировать тему разговора, создавать условия для полного и свободного высказывания мнения респондента. После нарративного интервью возможно пополнение необходимой информации путем дополнительных вопросов.
Лейтмотивное интервью (от нем. leitmotiv - ведущий мотив) позволяет проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии. Например, если нас интересует, как складывались отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в супружеских отношениях.
Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективного представления о предмете исследования.
По способу общения социолога и респондента различают личное и телефонное интервью (опосредованная форма общения с респондентом). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретными, краткими, однозначными, а варианты ответов к ним - исчерпывающими (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение.
По месту проведения интервью подразделяются па интервью по месту жительства, интервью по месту работы, учебы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций и проблем образования), интервью на у лице.
По цели исследования выделяют интервью разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном иоле), интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария) и интервью основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).
По способу регистрации ответов интервью могут быть с записью в опросном листе (информация регистрируется по «свежим следам», по ходу интервью) и со звуковой записью (проводится только в случае согласия на использование техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы). К этой группе относится и интервью с ассистентом , в ходе которого интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Следует подчеркнуть, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и искренности ответов респондента.
Представленные виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентируют на возможность выбора и использования конкретного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.
Интервьюирование -- форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
- а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
- б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
- в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
- г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования -- его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов и социальных работников он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социальных науках получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные исследователи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию следует получить в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
- а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
- б) в межличностной (интервьюер -- респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров -- респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые другие интервью под силу только квалифицированным специалистам - социологам и социальным работникам.
Экспертные опросы -- специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в организации социальной работы и все чаще используемый ею. Поэтому он нуждается в подробной характеристике, чему будет посвящен следующий параграф и один из параграфов третьего раздела.
Интервьюер при проведении интервью помимо своих непосредственных функций (функции сбора социальной информации, методологической, аналитической и прогностической функций ) выполняет ряд важных социальных функций.
Во-первых, часть выполняемых функций связана с тем, что интервьюер в процессе организации и проведения интервью выступает в качестве представителя определенного предприятия, фирмы, исследовательского учреждения, госструктуры (а в ряде случаев - правительства или даже целого государства). В известном смысле интервьюер рассматривается окружающими и как представитель своих непосредственных руководителей или заказчиков опроса. С этим связано выполнение интервьюером функции социального представительства .
Во-вторых, к интервьюеру, как правило, относятся как к специалисту в области социологии, по крайней мере, в области прикладных исследований, а вся его деятельность в общественном мнении освещена «ореолом научности». Поэтому от интервьюера ждут профессионального владения методиками опроса и - шире - процедур социального измерения. Таким образом, менеджер, да и любой человек, проводящий интервью, выполняет функции популяризатора социологического знания . Любая ошибка, допущенная при проведении интервью, способствует уменьшению престижа, а подчас и напрямую дискредитирует в глазах опрашиваемых и интервьюирование как метод социологического опроса, и эмпирические методы социологии, и социологию как науку.
В-третьих, интервьюер, поскольку он в процессе интервью и последующего анализа собранного материала накапливает большую базу данных и овладевает значимой информацией, подчас рассматривается людьми как социальный работник или даже «социальный терапевт». То есть, он потенциально может выполнять и вынужденно выполняет социально-терапевтическую функцию . Можно в этой связи привести пример: в процессе интервью опрашиваемые, если они не очень уверены в своих силах или просто оказались в ситуации, когда чувствуют, что их «застали врасплох» неожиданным или сложным вопросом, очень часто спрашивают у интервьюера о том, как следует отвечать или о том, как на этот вопрос отвечали другие респонденты. Интервьюер при этом оказывается в сложной ситуации, так как, если он ответит на интересующий респондентов вопрос, то обязательно повлияет на результаты ответов данных респондентов и результаты опроса в целом. Если он не ответит на заданный вопрос - то вовсе рискует потерять респондентов: скорее всего, снизится искренность их ответов, а возможно, они просто откажутся отвечать на дальнейшие вопросы. Поэтому в такой ситуации интервьюеру ничего не остается, как всеми доступными ему социально-психологическими приемами снизить уровень тревожности и успокоить опрашиваемых.
И, наконец, в-четвертых, выполняя интервьюирование и непосредственно общаясь со многими людьми, интервьюер выполняет значимую для себя лично работу, он растет профессионально, повышаются его социальная информированность и компетентность, приобретаются навыки общения, позитивно изменяется статусная самооценка. Таким образом, можно говорить о выполнении интервьюером функции личностного развития : участие даже в одном профессиональном интервью может быть очень значительным в приобретении личностью социального опыта.
Интервьюер выполняет значимые социальные функции и это налагает на него определенные социальные обязательства. Предполагается, что его поведение будет отвечать социальным ожиданиям участников интервью и всех тех, кто, так или иначе, будет участвовать или присутствовать в его организации и проведении. Следует особо обратить внимание на то, что интервьюер в процессе применения имеющегося в его распоряжении инструментария может располагать не только достоверной социально значимой, но и личностно значимой информацией, а распространение такой информации может серьезно повлиять на события жизни, судьбу респондента и его социального окружения. Поэтому личная ответственность интервьюера за сохранение имеющейся в его распоряжении личностно значимой информации очень и очень высока.
По сути дела в общественном мнении уже сформировались требования, выполнение которых считается обязательным. Множество требований, предъявляемых к интервьюеру, можно условно разбить на две основные группы: профессиональные требования и личностные требования.
Профессиональные требования , предъявляемые к интервьюеру:
- образовательные (высокий уровень общей грамотности и хорошее владение языком общения, социальная компетентность, солидный образовательный статус; методологическая грамотность, достаточно широкий кругозор, высокий уровень социально-культурной информированности),
- аналитические (умение работать с социальной информацией, выдвигать гипотезы, проводить типологии, делать сравнения, обобщения и выполнять иные аналитические операции),
- организационные (наличие знаний и навыков организации многоэтапных групповых мероприятий, наличие организационных способностей, развитые навыки деловой самоорганизации),
Собственно профессиональные или предметные (хорошее или как минимум достаточное знание предмета интервью, владение профессиональной научной терминологией и даже сленговой речью по теме интервью),
- управленческие (умение управлять собой, другой личностью или группой людей в ходе интервью; умение контролировать ситуацию общения одновременно по ряду параметров и на нескольких уровнях, навык делегирования поля речевой активности, умение грамотно выбрать стиль управленческого воздействия).
Среди требований, предъявляемых к личности интервьюера, следует отметить:
- аксиологические (знание и интериоризация социальных и групповых профессиональных ценностей; знание и учет национальных ценностей, традиций, обычаев и устоев; наличие осмысленных собственных ценностей, не противоречащих гуманистическим ценностям, социальная самодостаточность),
- этические (этическая корректность, знание и безусловное применение норм этикета, доброта, честность, высокая ответственность, моральная стойкость, отсутствие корыстности в отношении к людям, человечность, умение быть скромным),
- социально-психологические (овладение широким диапазоном поведенческих реакций, умение контролировать и адекватно корректировать свое поведение, контролируемая высокая эмоциональная подвижность, сильный тип нервной системы, высокая скорость реакций, адекватная положительная самооценка, низкие уровни конфликтности и критичности, эмпатия, стрессоустойчивость, помехоустойчивость, развитые навыки концентрации внимания),
- коммуникативные (высокая коммуникабельность, умение производить приятное впечатление и формировать социальные восприятия, умение слушать, широкий коммуникативный диапазон, умение налаживать психологический контакт в процессе общения, отсутствие усталости от общения, умение свободно говорить, формулировать и излагать свои мысли, навык диагностики напряженной коммуникативной ситуации и наработанный арсенал коммуникативных приемов выхода из них, овладение невербальным языком общения, коммуникативная открытость, элементарное чувство юмора),
- психофизиологические и шире - внешние (приятная, располагающая к себе внешность: спокойная осанка, доброжелательное выражение и умеренная мимика лица; опрятная, подобранная в деловом стиле, одежда; неброский макияж, незаметно используемые дезодорирующие и иные косметические средства, отсутствие бьющих в глаза физиологических особенностей),
А также некоторые специфические требования, связанные с особенностями общения в процессе интервью (например, умение сочетать высокую заинтересованность в собеседнике и результатах интервью с беспристрастностью объективного интервьюера; наличие развитого чувства меры в проявлении чувств на фоне отчетливо выраженной «прочитываемой» эмоциональности; присутствие пунктуальности в сочетании с умением производить впечатление «не зашоренного» человека; умение вызывать симпатию и стимулировать откровенные высказывания и в то же время в случае необходимости сдерживать коммуникативную активность собеседника и переводить ее на более формальные «рельсы»).
В некоторых случаях при проведении интервью совершенно необходимо, чтобы интервьюер обладал строго определенными характеристиками. Например, могут выдвигаться специальные требования и ограничения по ряду параметров: возраст, половая и национальная принадлежность, профессия, внешние данные, образование, сословно-статусная принадлежность и т.д.
При проведении интервью интервьюер должен видеть в респонденте конкретную личность и ее особенности (индивидуально-личностный подход ). Вместе с тем, он должен его воспринимать как человека, имеющего определенный набор образовательных, гражданских, этнонациональных, половозрастных и других статусов (социально-статусный подход ). Вне всякого сомнения, он должен рассматривать респондента и как человека, обладающего определенным набором профессиональных знаний, навыков и опыта (профессионально-личностный подход ) и как сотрудника конкретной организации, перед которым стоят те или иные задачи, (корпоративный подход ). На самом деле профессиональный интервьюер, если это не оговорено специальными задачами опроса, все эти стороны личности должны воспринимает и учитывает в комплексе (комплексный подход ). При кадровом интервьюировании применение комплексного подхода к личности респондента особенно важен, т.к. именно он позволяет наиболее эффективно реализовывать управленческие функции.
Роль интервьюера в ходе интервью очень значима. В зависимости от обстоятельств интервьюирования и его целей роль интервьюера может выполнять и авторы программы опроса, и специально приглашенные интервьюеры.
Интервьюер, принимавший участие в разработке программы и инструментария опроса склонен тщательнее следить за формулировками вопросов и последовательностью их предъявления респондентам, так как лучше понимает цели и задачи исследования, а также значение каждого вопроса и даже слова в вопроснике интервью. Помимо этого, интервьюер-разработчик программы, непосредственно принимавший участие в опросе, имеет возможность лично удостовериться в том, как работает вопросник, воспользуемся социологическим термином, «в полевых условиях» и составить представление о его недостатках. В некоторых случаях, например, в пилотном интервью, он может оперативно внести в него те или иные коррективы.
Если в качестве интервьюеров выступают неспециалисты в области социологии или люди, не имевшие опыта участия в подобных опросах, то они обязательно должны пройти специальную подготовку, которая, по возможности, должна завершаться элементарным контролем приобретенных навыков. Следует подчеркнуть, что в любом случае, не зависимо от уровня подготовленности и квалификации интервьюера, он должен быть знаком с основными характеристиками опроса, в котором он участвует: он должен хорошо представлять тему, знать цель, задачи опроса, особенности опрашиваемого контингента, специфику опросника и, разумеется, свои функции.
Роль и функции интервьюера в зависимости от целей и типа опроса могут значительно варьироваться. Более того, они могут меняться даже в ходе интервью. Например, могут существенно меняться активность, стиль управления беседой, доминирующие социально-психологические роли.
Существует довольно много типологий социально-психологических ролей. Многие из описанных в психологической литературе и литературе по менеджменту персонала могут быть в той или иной форме задействованы при интервьюировании.
Проанализируем типичные социально-психологические роли интервьюера.
«Протоколист» - интервьюер, который производит впечатление, что главным в ходе интервью для него является процедура заполнения бланков интервью. Он подробно записывает ответы респондента в бланки опросных листов, при этом обычно он тщательно делает пометки о репликах, паузах, формах и содержании эмоционального сопровождения ответов, о текущих контекстных событиях и происшествиях, которые могли повлиять на результаты ответов.
«Шеф» - интервьюер, который очень деловито, энергично, напористо задает вопросы, быстро фиксирует результаты опроса, создает образ достаточно беспристрастного занятого профессионала, который в полной мере руководит интервью и не намерен напрасно тратить свое время и «переливать из пустого в порожнее». Его интересуют деловые качества интервьюируемого, он всячески поощряет энергичность, деловитость, точность и адекватную полноту ответов, демонстрирует готовность к сотрудничеству. Наоборот, сомнения, неуверенность, неопределенность суждений и ответов интервьюируемого не только не поощряется, но и может вызвать явное осуждения или даже жесткую критику.
«Арбитр » или «третейский судья» - интервьюер, стремящийся несколько отстраниться от высказывания каких-либо собственных оценок по обсуждаемым вопросам, но при этом старается примирить возможные разногласия или противоречивые, спорные позиции как реальных участников интервью, так и чьих-либо еще. Интервьюер–арбитр, как правило, неэмоционален и беспристрастен, соблюдает некоторую психологическую дистанцию в общении с интервьюируемым; держится уверенно, спокойно, независимо от окружающих.
«Провокатор» - интервьюер, который периодически провоцирует высказывание противоположных мнений по обсуждаемому вопросу, стимулируя собеседника к аргументации своей позиции. Умеет использовать как предельно «холодные», так и «мягкие», доверительные интонации, непредсказуем для интервьюируемого и вызывает настороженное отношение и желание как можно быстрее завершить диалог.
«Психоаналитик» - интервьюер, который ставит перед собой и собеседником цель разобраться в глубинных причинах тех или иных поступков, мотивах поведения, способах рефлексии. При этом он активно привлекает к этому и респондента при помощи включения большого числа уточняющих вопросов. Имеет склонность к затягиванию продолжительности интервью. Часто воспринимается противоречиво, причем различные респонденты могут высказывать крайние противоположные оценки его манеры общаться: одни (те, для кого стиль общения, характер и глубина рассмотрения проблем оказались унисонными) - оценивают как исключительного профессионала, с которым не просто легко, а полезно общаться. Другие (те, которые не склонны к самоанализу или публичному самокопанию, закрытые, а также те, для кто воспринимает рассматриваемые проблемы не актуальные, диссонансные) - наоборот, приписывают такому интервьюеру «превышение полномочий» и «попытки без спроса залезть в душу».
«Эксперт» - это роль беспристрастного высококвалифицированного специалиста, заботящегося не о том, чтобы выяснить, кто именно прав и кто чего стоит, но стремящегося понять истину, или, по крайней мере, добросовестно применить имеющийся инструментарий и посмотреть, к чему это приведет. Эксперт обычно очень корректен, эмоционально сдержан и находится «над» ситуацией интервью, интересами интервьюируемого и даже над интересами организации. Для него характерны официальный стиль общения, некоторые элементы демонстрации инструментальных функций и тщательное выполнение процедур интервью. Часто он не очень разговорчив (слова лишнего не скажет) и действует строго в пределах своих компетенций.
«Школьник» - интервьюер, полностью ориентированный на содержание того, что ему рассказывает респондент, активно соглашающийся с его мнениями и даже демонстрирующий готовность испрашивать совета и при случае поступать в соответствии с рекомендациями респондента.
«Простак » - создает впечатление незнакомого с предметом обсуждения и поэтому задает много вопросов, среди которых встречаются то слишком простые, то слишком сложные, то просто наивные вопросы; он часто непоследователен и производит впечатление человека, который часто попадает впросак. Для него характерны популистский стиль общения, часто великолепная интуитивная подстройка к языку и манере общения респондента, известный психологизм, чуткость и нежелание строить прогнозы, давать рекомендации, инструктировать и т.п.
«Инопланетянин » - интервьюер, волею случая или каких-то чрезвычайных обстоятельств попавший на интервью, абсолютно не заинтересованный в личной включенности в детали происходящего. Он формально соблюдает все правила поведения и инструкции и как бы не вполне понимает суть происходящего, его возможные последствия. Впрочем, иногда он может неожиданно заинтересоваться и попытаться дотошно покопаться в деталях, но также внезапно его интерес ослабевает и он опять превращается в человека, живущего в другом мире и, возможно, по другим законам.
«Член команды » - интервьюер, демонстрирующий дружеские отношения с другими интервьюерами, руководителями, даже живо переговаривающийся с присутствующими о каких-то там корпоративных проблемах или личных вопросах. Он в общем добросовестно выполняет свои обязанности, но большего (участия, заботы, эмпатии, помощи) от него ждать не приходится. Он холоден и беспристрастно равнодушен к интервьюируемому и его переживаниям, его интересуют только служебные отношения и какие-то иные (не здесь и сейчас происходящие) события. Ему ничего не стоит удивиться вопросу респондента, пожать плечами и ответить: «Что Вы у меня спрашиваете? Решайте сами. Вам все, что необходимо знать, сказано».
Возможны и иные социально-психологические роли, например, роль «наивного новичка» или «своего парня», даже «весельчака» или «изгоя».
Впрочем, профессиональные интервьюеры (например, рекрутеры) часто так умело шлифуют свои профессиональные роли, что они плохо считываются интервьюируемыми.
Контрольные вопросы, задания и упражнения
1. Перечислите основные функции интервьюера на различных этапах подготовки и проведения интервью.
2. Какими личностными качествами должен обладать интервьюер? Аргументируйте свою позицию.
3. Какие формы поведения недопустимы для интервьюера?
4. Что должен предпринять интервьюер в следующих ситуациях:
1) если его собеседник явно «тянет время»;
2) если интервьюируемый, как показалось интервьюеру, симулирует плохое самочувствие и провоцирует к оказанию помощи в процессе ответов на вопросы;
3) если интервьюируемый постоянно задает вопросы типа «А что здесь нужно сказать?», «Как отвечают на этот вопрос обычно?», «Что бы Вы ответили на этот вопрос?»;
4) если интервьюируемый вызывает явное неприятие и даже раздражение и интервьюер чувствует, что это раздражение он уже начинает выказывать собеседнику;
5) если интервьюируемый сильно кашляет или чихает и невозможно от него отодвинуться;
6) если интервьюируемый демонстрирует интервьюеру явную симпатию, настолько явную, что, кажется, вот-вот поведет интервьюера в ЗАГС;
7) если интервьюируемый отвечает исключительно односложно (да, нет, не знаю, не думал, согласен), а в соответствии с целями и задачами интервью предполагаются более развернутые высказывания респондентов;
8) если в ходе интервью до окончания которого осталось не менее получаса его срочно вызывают к начальству;
9) если линейный руководитель, по каким-либо причинам не проинформированный об интервьюировании его сотрудника, требует прекращения интервью;
10) если почувствует себя плохо;
11) если он допустил ошибку при прочтении вопроса;
12) если интервьюируемый является давним знакомым, другом или родственником;
13) если неожиданно вошел посторонний и пытается решать неотложные вопросы с кем-либо из участников интервью;
14) если при проведении коллективного интервью кто-то из его участников почувствовал себя «обиженным» и собирается уйти до завершения интервью;
15) если в процессе проведения биографического интервью закончилась пленка диктофона, погас свет и т.п.;
16) если он почувствует, что сильно устал и не в состоянии понимать содержание ответов;
17) если при проведении индивидуального интервью кто-либо из случайно оказавшихся рядом сотрудников начинает «подсказывать» ответы интервьюируемому;
18) если его рабочий день окончен, а кто-то из опоздавших пришел и настаивает на проведении интервью;
19) если интервьюируемый нарушил правила этикета (пришел в верхней одежде, не снял головной убор, не поздоровался и т.п.);
20) если интервьюируемый явно несерьезно настроен?
5. При каких обстоятельствах ни в коем случае не следует продолжать проведение интервью?
6. В каких случаях допустимо отвечать на вопросы вместо интервьюируемого?
______________________________________________________
ПРОГРАММА ИНТЕРВЬЮ
Концепция и основная проблема интервью.
Цель и задачи, объект и предмет интервью.
Гипотезы и их роль в интервью.
Операции с понятиями при разработке инструментария интервью.
Интервью как продукт совместной деятельности исследователя и респондента. Виды интервью.
Требования к интервью. Достоинства и недостатки интервью как метода исследования.
Основные понятия: интервью, интервьюер, стандартизированное, фокусированное, открытое, нарративное интервью.
Большую роль в исследования в социальной работе играют интервью.
Интервью (англ.Interview– беседа) – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Специфика интервью как метода исследования определяет особую значимость этапа его организации и проведения и взаимодействия его главных действующих лиц: интервьюера и респондента.
Для успешного проведения интервью важны следующие моменты:
– место проведения (определяется спецификой предмета исследования), отсутствие посторонних лиц (особенно администрации);
– вступительное слово; краткое, обоснованное и уверенное: представить организацию, проводящую исследование, изложить цель (терминология должна быть понятной), заверить в анонимности (если надо!);
– нейтральная позиция интервьюера (не обнаруживать свое отношение к предмету исследования);
– создание дружеской атмосферы.
– темп интервью.
Виды интервью .
Классифицируют интервью по разным основаниям.
По стратегии и технике построения (в зависимости от степени свободы собеседника, которая выражается в наличии и форме вопросов, а также глубины ответов):
– глубинное – исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в выборе формы ответа;
– свободное (нестандартизированное) – интервьюеру представляется свобода в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но при условии, что он должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследований;
– фокусированное (полустандартизированное) – используется «путеводитель интервью» с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов;
– стандартизирванное (формализованное) – задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер; проводится на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов (в первом случае предполагаются любые возможные ответы, во втором – лишь те, которые указаны в опросном листе).
В зависимости от числа респондентов:
– индивидуальное;
– групповое.
В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом:
– личное;
– телефонное – краткое (5 – 10 минут). Недостаток – могут быть опрошены только те, у кого есть телефон, достоинство – возможность быстро получить информацию
В зависимости от частоты проведения:
– однократное;
– многократное (панельное) – предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью (либо проверить изменение мнения испытуемых лиц по данным вопросам, либо установить появление новых элементов в их сознании и поведении по истечении определенного времени.
В зависимости от объекта и целей исследования:
– интенсивное – для исследования структур или индивидуальных типов ответов (глубинное и свободное);
– экстенсивное – многократные беседы с большим числом респондентов (стандартизированное) – позволяет выявить общие типы ответов, но при этом на общем фоне исчезают личностные черты респондентов.
В зависимости от уровня подготовленности респондента:
– директивное – в ситуации, когда респондент достаточно хорошо представляет себе, почему он поступает так, а не иначе; в данном случае применяется опросный лист с упорядоченными вопросами;
– недирективное – в ситуации, когда респондент плохо разбирается в причинах своих действий; его цель – вовлечь респондентов в сотрудничество с интервьюером, выяснить их установки и настроения; здесь упорядоченность вопросов сведена к минимуму.
По цели, которую стремится реализовать исследователь:
– интервью мнений – выясняет оценки явлений, событий;
– интервью документальное – связано с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).
По структуре проведения:
– индивидуальное – беседа «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом;
– групповое – интервьюер обращается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально;
– панельное – неоднократное повторное интервьюирование одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам через определенный промежуток времени (через полгода, год, три года и т.д.) цель – проверить изменение мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентаций опрашиваемых по исследуемой проблеме;
– глубинное (клинические) – ориентировано на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях, так и о внутренних побуждениях респондентов;
– фокусированное – по сугубо конкретному вопросу (чаще всего при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации на опрашиваемых).
По типу опрашиваемых:
– с ответственным или очень известным лицом:
– с экспертом;
– с рядовым респондентом.
Так как главное действующее лицо в интервью – интервьюер, к нему предъявляются особые требования. Он должен быть хорошо образованным и эрудированным, общительным, должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования, должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизводить довольно обширные тексты вопросника, иногда и корректировать их, должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.
Как и каждый метод исследования, интервью имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства интервью:
– непосредственное общение исследователя с объектом изучения, имеется возможность наблюдать за респондентом;
– предоставляется возможность получить конкретные факты из первых рук.;
– в процессе интервью можно использовать для фиксации материала электронно-технические средства.
Недостатки интервью:
– отсутствие широкого охвата исследуемых лиц;
– ограниченная возможность использовать статистическую обработку полученного материала;
– не исключается момент случайности, т.е. нетипичности представлений интервьюируемого лица.
Вопросы для самоконтроля :
При решении каких исследовательских проблем целесообразно применение метода интервью?
Почему интервью рассматривается как продукт совместной деятельности исследователя и респондента?
В чем заключается специфика проведения интервью в социальной работе?
Что позволяет говорить о социально-психологических проблемах интервью?
Как классифицируются интервью?
Какова процедура проведения интервью?
Какие типичные ошибки допускаются при проведении интервью?
Какие требования предъявляются к кандидату в интервьюеры?
Каковы достоинства и недостатки интервью как метода исследования?