ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
специалиста по социальной работы
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность специалиста по социальной работы подразделения «Социальные технологии» (далее - Специалист по социальной работе) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» (далее Учреждение).
1.2. На должность специалиста по социальной работы назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
Особые условия допуска к работе специалиста по социальной работы:
1.3. Специалист по социальной работе должен знать:
1.4. Специалист по социальной работе должен уметь:
1.5. Специалист по социальной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Специалист по социальной работе подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Социальные технологии»
2. Трудовые функции
3. Должностные обязанности
4. Права
Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности специалиста по социальной работы.
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию специалиста по социальной работы.
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
5. Ответственность
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения специалист по социальной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Социальная защита, социальная помощь населению - институты, характеризующие гуманное и сознательное гражданское общество. В этой сфере очень велика роль профессионала, оказывающего такую поддержку, - социального работника. С особенностями его труда, а также регламентирующими его работу документами стоит ознакомиться более основательно.
Социальная защита
В общем, соцзащита населения - комплекс мер, направленных на соблюдение прав гражданина, удовлетворение его социальных потребностей. Высокий уровень такой защищенности населения - признак сильного и благополучного государства.
Соцзащита в основном предоставляется в трех ипостасях - социальное обеспечение, социальная помощь и социальное страхование. В РФ ее гарант - Министерство труда и социальной защиты, глава которого на сегодня - М.А. Топилин. Обеспечивают ее оказание государственные российские внебюджетные фонды:
- обязательного медстрахования;
- соцстрахования РФ;
- пенсионной фонд России.
Данные организации действуют на местном, субъектном и общероссийском уровнях.
Виды и меры соцзащиты
Соцзащита населения состоит из ряда мер:
- Защита прав детей и контроль за соблюдением этого.
- Помощь в преодолении безработицы.
- Материальная и моральная поддержка многодетных семей.
- Выплата пособий малоимущим семьям.
- Определение МРОТа, наименьшего размера стипендий, пособий, пенсий.
Социальная защита разделяется на государственную и негосударственную. К первой относится:
- бесплатное образование;
- выплата пенсий;
- льготы;
- бесплатное здравоохранение;
- социальное обслуживание населения, соцуслуги.
Негосударственная соцзащита представлена:
- благотворительностью;
- программами добровольного социального страхования;
- доступными частными программами по охране и восстановлению здоровья и др.
На сегодня в мире действуют две модели государственной социальной поддержки:
- Бевериджская (английская). Минимальная соцпомощь каждому гражданину вне зависимости от его социального статуса.
- Бисмарковская (немецкая). Гражданин получает поддержку от государства согласно величине социальных взносов, которые он в течении жизни отчисляет казне. Для социально незащищенных категорий действуют иные правила и госпрограммы защиты.
Социальная помощь
Соцпомощь - это либо денежная поддержка, либо натуральная (ее, в частности, оказывает центр социальной помощи) гражданам, находящимся в тяжелом материальном положении. Такие выплаты финансируются либо из госказны, либо из фонда добровольных пожертвований неравнодушных.
Социальная помощь предоставляется как в результате проверки источников дохода нуждающимся, так и без проведения этих мер. Обычно помощь лицам, находящимся в особо тяжелых жизненных условиях, превышает поддержку другим гражданам, живущим более-менее сносно.
Социальная работа с семьей
Одним из самых приоритетных и нужных направлений соцзащиты является работа с семьей. Ключевыми ее задачами являются:
- поддержка ячеек общества, оказавшихся в сложных условиях;
- помощь в преодолении ими неразрешимых проблем;
- предупреждение появления новых трудностей;
- проведение работы, в результате которой "трудные" семьи учатся своими силами преодолевать подобные сложности на своем пути.
Центр социальной помощи, в основном, работает со следующими типами семей:
- члены которых находятся на обеспечении государства (инвалиды, пенсионеры);
- созданными несовершеннолетними родителями (родителем);
- с большим риском лишения матери или/и отца родительских прав;
- оказавшихся в нелегкой ситуации: инвалидность родителя, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи, вынужденное переселение, заражение ВИЧ-инфекцией, нахождение родителя в местах лишения свободы, столкнувшимися с безработицей, жестоким отношением, насилием, сиротством, беспризорностью.
Функции социального центра по работе с семьей
Социальная работа с семьей многофункциональна:
- Координация работы по социальному сопровождению "трудных" семей.
- Подготовка личных дел таких семей.
- Социальное инспектирование.
- Разработка плана сопровождения семьи с учетом пожеланий последней.
- Предоставление адресной поддержки и помощи.
- Предупреждение насилия в семье.
- Постановка в известность соответствующих служб и органов о факте в подопечных семьях.
- Защита интересов семей в суде при возникновении такой потребности.
- Предоставление другим заинтересованным в помощи госструктурам информации о подопечных семьях.
- Распространение социальной рекламы.
Требования к специалисту по социальной работе
Профессиональный социальный работник может не обладать опытом работы, но обязан иметь среднее или высшее образование социального, юридического или педагогического направления. Требования к профессионалу II и I (наивысшей) квалификации гораздо строже: высшее узкопрофильное образование, стаж работы в предыдущих категориях.
Должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает наличие знаний в следующих сферах:
- актуальные правовые нормативные документы, касающиеся соцзащиты и помощи, поддержки семьи и социально незащищенных граждан, охраны материнства и детства, государственной политики в отношении этих категорий граждан;
- эффективные направления повышения качества социальной помощи;
- основы психологии: ребенка, пенсионера, инвалида, людей, попавших в трудную ситуацию и т.д.;
- основы Трудового Кодекса, охрану труда;
- санитарно-гигиенические правила и инвалидами.
Также должностная инструкция специалиста по социальной работе говорит, что в профессиональной его деятельности активно применяются знания по философии, политологии, культурологии, истории, педагогике, социальной медицины. Важно знать этапы развития социального института и его настоящее состояние в РФ и в мире, формы, принципы, методы помощи людям различного возраста и соцстатуса, общий инструментарий, ключевые понятия, методы анализа и мониторинга в социальной работе.
Необходимые человеческие качества профессионала:
- бескорыстие;
- целеустремленность;
- коммуникабельность;
- доброжелательность;
- терпимость;
- социальная интуиция;
- трудолюбие;
- стрессоустойчивость;
- аналитический тип мышления;
- наблюдательность;
- работоспособность.
Функции социального работника
Актуальная должностная инструкция специалиста по социальной работе предполагает возложение на работника ниже перечисленных функций:
- Формирование базы данных "трудных" семей (социальной карты),нуждающихся в помощи одиноких пенсионеров, инвалидов.
- Определение истоков неблагополучия, размера и характера оказываемой помощи, оказания ее самой.
- Осуществление опеки неблагополучных ячеек общества, особенно имеющих в своем составе детей с отклонениями в развитии или инвалидов, семей вынужденных переселенцев, участников и жертв военных конфликтов, с родителями-сиротами, а также нетрудоспособных (в том числе и в силу инвалидности), престарелых людей.
- Оказание помощи в трудоустройстве подопечных и иных способах преодоления ими материальных трудностей.
- Ведение совместной работы с органами внутренних дел для профилактики незаконной деятельности и асоциального образа жизни подопечных.
- Проведение анализа проделанной работы, прогнозирование результатов социальной помощи.
- Воплощение в жизнь федеральных и региональных соцпрограмм, подготовка своих проектов и предложений.
- Участие в методических союзах по повышению качества оказываемой соцпомощи.
- Координация деятельности некоммерческих благотворительных объединений, также оказывающим помощь подопечным.
- Консультация заинтересованных граждан по предмету своей деятельности.
- Документирование проделанной работы.
Права и по социальной работе
Права соцработника:
- предлагать и воплощать в жизнь проекты по улучшению качества предоставляемых соцуслуг;
- обращаться к руководству за помощью в осуществлении своих функций;
- требовать для ознакомления документацию и информацию, необходимую для своего труда;
- повышать степень своей квалификации.
Должностная инструкция специалиста по социальной работе приписывает ему следующие обязанности:
- ответственность по ТК РФ за ненадлежащее исполнение своих должностных функций:
- ответственность по ГК РФ и КоАП за правонарушения в процессе работы;
- ответственность по УК, ГК, ТК РФ за причинение материального вреда.
Социальный работник - ответственная и необходимая специальность в любом развитом обществе. Сама и соцзащита имеют массу направлений деятельности, способов их улучшения и актуализации.
1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.
1.2. Специалист по социальной работе должен знать:
1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
5) типы и характеристики граждан - получателей социальных услуг;
6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);
7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;
9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;
11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;
12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;
13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;
14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;
15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;
17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;
18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;
19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
20) основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг;
21) основные формы и виды социального обслуживания;
22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;
23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;
24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;
25) регламенты ведения документации;
26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;
27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;
28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;
29) регламент межведомственного взаимодействия;
30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);
31) методы и технологию самоактуализации граждан - получателей социальных услуг;
32) основы валеологии, социальной медицины;
33) экономические основы социальной работы;
34) правовые основы социальной работы;
35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
36) психологию личности;
37) возрастную психологию;
38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;
39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;
40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
41) Правила внутреннего трудового распорядка;
42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)
1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:
1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;
2) осуществлять социальное консультирование;
3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;
4) фиксировать полученную от гражданина информацию;
5) хранить и обрабатывать персональные данные;
6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;
7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;
9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;
10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;
16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;
17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;
18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;
19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;
22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);
24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;
25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;
27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;
28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;
29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;
30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);
31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;
33) мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;
34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;
37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;
38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;
40) ……… (другие навыки и умения)
1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности
руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих
трудовые функции по должности)
1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.6. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:
1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;
3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет организацию первичного приема граждан;
2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;
3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;
4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;
5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;
6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;
7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;
8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;
9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;
10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;
11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;
2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;
3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;
4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;
5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;
6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;
7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;
2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;
3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;
4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;
5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;
6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан - получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;
7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан - получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;
8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;
9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;
10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе
соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и
доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности
специалиста по социальной работе.
3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения).
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, а также другим бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья, работы, веры в свои силы и будущее.
Выявляет граждан, нуждающихся в социальных услугах, определяет характер и объем необходимой помощи (ремонт жилья, обеспе-чение топливом, одежной, продуктами и т.п.), а также содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот и преимуществ. Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Участвует в оформлении необходимых документов, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях. Координирует усилия различных государственных и общественных структур.
Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению желаний и возможностей участия человека в посильном труде по имеющейся про-фессии или готовности к профессиональной переподготовке, повышению квалификации.
Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.), а также содействие в проведении уборок помещений, приеме пищи, обработке приусадебного участка и т.п. При необходимости берет на себя часть этих функций.
Работает с людьми, проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.
Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-11 разряду, социального работника - по 3-5 разряду. Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду.
Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).
Возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующей на хозрасчетной и спонсорской основе.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Необходима осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, проявлять интерес к вопросам этики, права, социологии, медицины, экономики, профконсультации, трудоустройства.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
· Порядочность, честность и бескорыстие;
· высокий уровень эмпатии;
· целеустремленность;
· сильная воля;
· трудолюбие;
· наблюдательность,
· эмоционально-волевая устойчивость;
· спокойный и приятный тембр голоса.
4. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
· заболеваниями сердечно-сосудистой системы,
· нервно-психическими заболеваниями;
· другими недугами, снижающими общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.п.
5. БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
Воспитатель в общежитии, школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах, преподавательская работа.
6. Обучение
Подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в вузах, социальных работников – в средних специальных учебных заведениях.
Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте - апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
Эмоциональные и психологические проблемы;
Нужда и бедность;
Алкоголизм и наркомания;
Насилие и дискриминация;
Национальные проблемы и миграция;
Преступление и правонарушение;
Безработица и профессиональная адаптация;
Жилищная проблема;
Опекунство, попечительство, усыновление;
Родительская жестокость и другие.
В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:
Сбор и анализ информации о личности;
Диагностика микросреды;
Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;
Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;
Организационно-коммуникативная педагогизация среды;
Охранно-правовая защита;
Образовательно-воспитательные задачи;
Составление и ведение документации;
Работа с педагогическим коллективом.
Теперь это стало реально, но возникла новая проблема - угроза дискредитации профессии.
Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:
«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.
Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.
Для каждого учреждения нужен особый подход, так, например, в сельской средней школе на 100 учащихся приходится 8 детей, имеющих поведение называемое дезадаптивным, в социально-реабилитационном центре эта цифра значительно выше, она составляет 24 из 100 по результатам анкетирования, здесь и проявляется специфика работы социального работника в различных учреждениях.
В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он - посредник в контексте: «человек - семья - общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.
Одновременно работник социальной сферы - защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.
Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.
Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.