В данной статье мы рассмотрим реестр субъектов малого предпринимательства. Узнаем, для чего нужен реестр субъектов малого предпринимательства. Разберемся, где можно посмотреть список субъектов малого предпринимательства.
База данных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) создана 1 августа 2016 года. Принцип работы реестра основан на доступе к данным заинтересованных физических, юридических лиц, государственных служб без ограничений и дополнительной платы. Информация реестра подлежит ежегодному автоматическому обновлению и ежемесячной корректировке. Ответственность за ведение реестра и регулярное обновление данных возложена на налоговые органы.
Особенности предприятий, имеющие право на статус МСП
В перечень коммерческих предприятий, имеющих право на получение статуса МСП, входят хозяйственные общества, АО, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, КФХ, ИП, хозяйственные партнерства. Не могут быть признаны субъектами МСП некоммерческие организации, государственные или муниципальные учреждения. В реестре размещаются малые (а также микро и средние) предприятия при соответствии их организационных характеристик установленным критериям.
Организационная форма | Требование исполнения одного из условий |
Доля участия в уставном капитале субъектов РФ составляет менее 25%, иностранных юридических лиц – до 49% | |
Хозяйственные общества и партнерства | Наличие статуса участника проекта «Сколково» либо ведущие деятельность по внедрению ноу-хау, инновационных технологий с исключительными правами |
Акционерные общества | Наличие акций, принадлежащих к высокотехнологичному сектору экономики |
Публичные акционерные общества | Количество акций в размере более 50% принадлежит РФ или при наличии у хозяйственного общества более 50% голосующих акций акционерного общества |
Юридические лица | Принадлежащие к госкорпорациям или созданные в рамках реорганизации Российской корпорации нанотехнологий |
Кроме требований к организационной форме предприятий обязательными условиями МСП являются предельные показатели численности и выручки.
Критерии отнесения предприятий к микро, малым и средним предприятиям
Автоматическое формирование данных реестра основывается на отборе предприятий по критериям принадлежности предприятия к средним, малым или микро. Реестр представляет данные предприятий с группировкой по видам. Критерии предельных физических показателей применяются в равной степени для юридических лиц и ИП:
Особенности включения в реестр ряда организационных форм
Имеется ряд особенностей при внесении в реестр данных ряда предприятий:
- В реестр вносятся организации и ИП в течение первого года деятельности вне зависимости от состава учредителей;
- ИП, выбравшим патентную систему, сразу присваивается статус микропредприятий с автоматическим включением в реестр;
- Список об АО не является полным. Данные об отдельных видах акционерных обществ, отвечающих критериям СМП, будет дополнена в августе 2017 году на основании информации держателей реестров акций;
- Перечень потребительских кооперативов содержит только их сельскохозяйственные виды. В августе 2017 года список будет дополнен остальными видами ПК.
Пример использования показателей предприятия для внесения информации в реестр.
Показатели | Данные о предприятии вносятся в реестр | Предприятие не сможет попасть в реестр |
Регистрация | Официальная регистрация организации или ИП | Отсутствие данных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП |
Представление отчетности | Подана отчетность, позволяющая определить численность и доход | Отчетность не представлена |
Предельные параметры среднесписочной численности, полученного дохода | Соблюдаются, для вновь созданных предприятий ограничения не установлено | Не соблюдаются в течение 3 лет |
Участие субъектов в доли уставного капитала | Предельные параметры соблюдены | Установленное ограничение не исполняется |
Создание реестра и источники поступления информации
Внесение данных о предприятии категории МСП в реестр осуществляется в автоматическом режиме. Источником формирования данных реестра служат сведения, содержащиеся в ЕГР и отчетности организаций или ИП. Предприятия, не представляющие отчетность в ИФНС, не включают в реестр или могут быть исключены из информационной базы. В дальнейшем компаниям не требуется подтверждать статус, контроль данных и исключение из баз осуществляет ИФНС.
Часть сведений обновляется на основании данных, представляемых в ИФНС третьими лицами – организаторами бирж, органами исполнительной власти, учреждениями, контролирующими инновационную деятельность или производящими нормативно-правовое регулирование. Для передачи информации используется электронный сервис.
Реестр субъектов малого предпринимательства: периодичность обновления информации
Дата ежегодного обновления сведений назначена на 10 августа по данным, имеющимся в ИФНС на 1 июля. Дополнительно 10 числа ежемесячно подлежит смене особо актуальная информация о вновь зарегистрированных предприятиях или прекративших деятельность. Обновлению подлежит информация:
- О вновь зарегистрированных предприятиях;
- Об организациях или ИП, подлежащих исключению в связи с прекращением деятельности, более не соответствующих критериям или отсутствием отчетности;
- Сведений, находящихся в реестре по источникам ЕГРЮЛ, ЕГРИП или дополнительных данных о деятельности, контрактах, тендерах.
Исключение из реестра малых предприятий, превысивших предельные показатели численности, долей участия в капитале или выручки, осуществляется не по истечению периода. Лишение статуса малого предприятия производится, если превышение лимитов имеется в течение идущих подряд 3 календарных лет.
Обязательные сведения, содержащиеся в реестре
Данные о лицах, размещенные в базе сервиса, позволяют подтвердить статус малого предприятия. В реестре указываются:
- Наименование предприятия, ИНН;
- Месторасположение организации или регистрация ИП;
- Категория принадлежности компании к микро, малому или среднему предприятию;
- Информация о видах деятельности, наличии лицензии и прочие сведения;
- Данные о контрактах, реализованных в предшествующем году;
- Дата записи и обновления информации.
Кроме информации, внесенной регистратором в автоматическом режиме, предприятия могут внести дополнительные сведения. В дополнение к общей федеральной базе создан отдельный реестр регионального уровня об МСП, получающих государственную поддержку. Информация формируется после начала получения субсидий с сохранением данных в течение 3 лет после окончания предоставления помощи. Сведения необходимы для контроля целевого использования государственных средств.
При поиске предприятий со статусом МСП более достоверную информацию можно получить из реестра федерального уровня. Региональные реестры не всегда включают в перечень предприятия со статусом МСП. Одновременно малые организации или ИП, которые не получали поддержки, не будут внесены в базу.
Изменение информации, размещенной в реестре
Самостоятельная регистрация в ресурсе не предусмотрена. Поступление, изменение, удаление информации производится через регистрирующий орган. Дополнить информацию частного характера о продукции, тендерах, контактах, сайте, телефоне предприятие может после авторизации на ресурсе с использованием усиленной квалификационной подписи.
Предприятия, обнаружившие отсутствие о них сведений или их недостоверность, могут обратиться с электронным сообщением на сайт. При направлении запроса важным реквизитом является код ИФНС, осуществляющий учет. Отсутствие реквизита не позволит регистратору рассмотреть заявку. Выявленные по факту обращения расхождения будут устранены в ежегодном изменении информации по данным, имеющимся на 1 июля текущего года.
Льготы, возникающие у предприятий при отражении данных в реестре
Предприятия малого бизнеса имеют ряд преимуществ благодаря открытому доступу к информации, имеющей официальный источник формирования. Удостоверения о статусе малого предприятия не предусмотрено, что упрощает подтверждение принадлежности к МСП по данным реестра.
Предприятия имеют возможность:
- Получить преимущество в виде оперативной подачи заявки при участии в тендерах по госзакупкам;
- Сократить время при подтверждении права на каникулы в отношении неналоговых проверок;
- Снизить затраты и время на подготовку документов для получения субсидии в форме государственной помощи, направляемой на развитие бизнеса;
- Подтвердить право на преимущественный выкуп муниципальной собственности, имеющейся в аренде;
- Сделать доступной информацию о деятельности деловым партнерам, расположенным в других регионах.
Открытый доступ к информации о предприятии позволяет оперативно предоставить потенциальным партнерам сведения о компании, продукции, контрактах и прочих данных.
Ответы на вопросы
Вопрос № 1 . Как поступить в случае размещения в реестре предприятия, не принадлежащего к категории малого? Исключение информации требуется в связи с получением кредита.
Ответ: Для исключения данных необходимо отправить электронное сообщение на сайт. По результатам проверки сведения будут исключены в порядке ежегодного обновления информации.
Вопрос № 2 . Почему выгодно получить статус малого предприятия?
Ответ: Организации или ИП со статусом малого имеют право вести упрощенный учет без использования ряда ПБУ, представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном количестве форм, получать пониженные региональные ставки при ведении специальных режимов. Малый бизнес имеют квоты по тендерам госзакупок и финансовую поддержку со стороны государства.
Вопрос № 3 . Как определяются предельные показатели численности или выручки при отнесении к малым предприятиям?
Ответ: Верхняя граница показателей является допустимой. Например, при наличии среднесписочной численности в количестве 100 человек лимит не считается превышенным.
Вопрос № 4 . Какие субъекты РФ могут быть представлены в составе 25% доли уставного капитала малого предприятия?
Ответ: В состав учредителей могут входить коммерческие предприятия, государственный или муниципальный капитал, некоммерческие общественные, религиозные организации.
Вопрос № 5 . Влияет ли выбранная система налогообложения на получение статуса малого предприятия?
Ответ: В состав критериев отнесения субъекта к малому предприятию вид налогообложения не входит. Статус определяется по составу участников в доле капитала, численности, доходу и иным показателям, зависящим от специфики деятельности.
В рамках перехода государственных органов на безбумажные технологии включения в государственные Реестры, выпущено постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009г. №1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы", предусматривающее отказ от выдачи Свидетельств о включении в Реестр и замену их информацией, размещаемой на официальном сайте Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, собственно реестр малых предприятий.
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, реестр МСП - получателей поддержки
Информационно-аналитическая система «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки» ведётся Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Промышленная эксплуатация реестра с возможностью публичного доступа к данным начата 19.07.2011.
С 1 августа 2016 года, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства возложено на ФНС РФ
Поиск в реестре малых предприятий ФНС РФ
Цель реестра по поиску субъектов малого предпринимательства - обеспечить персонифицированный учёт государственной поддержки, оказанной органами исполнительной власти Москвы по линии малого и среднего предпринимательства. Он содержит полные сведения о том, кому, в каком объеме и на каком основании оказывается помощь. В частности, реестр малых предприятий МСП содержит следующую информацию о получателях поддержки:
- наименование органа, предоставившего поддержку;
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- вид, форма и размер предоставленной поддержки;
- срок оказания поддержки;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
- информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Публичный доступ к реестру субъектов малого предпринимательства осуществляется через форму поиска на сайте ДНПиП. Поиск возможен как по наименованию получателя поддержки или его ИНН, так и по виду оказанной поддержки и календарному периоду. Информация выводится согласно выбранным поисковым параметрам для 50 последних принятых решений о поддержке. По истечении трех лет с даты окончания срока поддержки сведения из реестра исключаются.
Для чего создан реестр предприятий малого и среднего бизнеса?
Согласно пункту 7 статьи 10 закона «О внесении…» от 29.12.2015 № 408-ФЗ, с 1 августа 2016 года налоговые органы обязаны вести специальный реестр малого и среднего предпринимательства, размещенный на сайте ФНС и доступный для всеобщего сведения. Основная цель создания реестра малого бизнеса — это автоматическое признание за организацией или ИП соответствующего правого статуса, что дает предпринимателям целый ряд льгот и дополнительных преимуществ без дополнительного подтверждения своих прав на такие привилегии при заключении сделок, участии в конкурсах, аукционах и т. д.
Так, например, госзаказчики в силу требований статьи 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязаны не менее 15% продукции, необходимой для их нужд, закупать исключительно у субъектов малого и среднего бизнеса. Аналогичные обязанности по закупкам предусмотрены и пунктом 2 статьи 5.1 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ для госкорпораций и других заказчиков, подпадающих под требования обозначенного акта.
Важно отметить, что для включения в реестр малого и среднего бизнеса от организаций и ИП не требуется совершения каких-либо обязательных юридических процедур. Согласно части 4 статьи 4.1 закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, наполнение реестра производится органами ФНС самостоятельно, путем использования доступной налоговым органам информации:
- данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- сведений о среднесписочной численности сотрудников;
- данных о доходах организаций и ИП, получаемых из налоговой отчетности и документов о применении тех или иных налоговых режимов;
- сведений из других официальных источников (от бирж, инновационного центра «Сколково», субъектов РФ, муниципальных образований и т. д.).
Какие организации включаются в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?
Признаки, по которым субъект подлежит включению в реестр, определяются статьей 4 ФЗ № 209. Согласно данной статье, быть включенными в перечень могут товарищества (партнерства) и общества, ИП, кооперативы и фермерские хозяйства, для чего каждый из таких субъектов должен соответствовать 2 обязательным требованиям, касающимся:
- численности занятых в организации;
- величины дохода.
Помимо 2 перечисленных критериев к товариществам и обществам предъявляется и третье требование — о ведении определенной деятельности или предельной концентрации акций (размера долей) не у субъектов малого либо среднего предпринимательства.
Численность занятых для реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
Для получения соответствующего статуса среднесписочная величина работников, исчисляемая за промежуток, равный календарному году, не должна быть, согласно части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209, более 250 человек. При этом в пределах указанной величины также производится градация на 3 группы:
- при числе занятых до 15 человек организация относится к микропредприятиям;
- при числе работающих от 15 до 100 — к малым предприятиям;
- при числе трудящихся в пределах от 101 до 250 человек — к средним предприятиям.
Следует помнить, что вновь организованные компании в период с 10 августа по 31 июля следующего после создания года (то есть еще не определившие годовую среднесписочную величину занятых), согласно части 3 статьи 4 ФЗ № 209 автоматически относятся к категории микропредприятий. Что же касается индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников, то к ним требование статьи 4 ФЗ № 209 о численности сотрудников не применяется.
Величина дохода для включения в единый реестр малого и среднего предпринимательства
Значение предельного ежегодного дохода измеряется за промежуток, равный календарному году, по правилам пункта 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265 также исходя из градации на малые, средние и микропредприятия:
- 120 млн руб. — предел дохода для микропредприятия;
- 800 млн руб. — для малого предприятия;
- 2 млрд руб. — для средней организации.
При исчислении дохода принимается во внимание выручка, полученная от всей осуществляемой организацией деятельности.
Не знаете свои права?
Дополнительное требование к обществам и товариществам для попадания в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса
В пункте 1 части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 перечислены 6 условий, хотя бы одному из которых должно соответствовать общество или товарищество:
- Акции ПАО, оборот которых происходит на бирже (ином организованном рынке), относятся к инновационному сектору экономики.
- Общество или товарищество ведет бизнес в сфере применения или внедрения результатов интеллектуальной деятельности, которые являются результатом деятельности их учредителей — бюджетных организаций и учреждений.
- Общество или товарищество включено в проект «Сколково».
- Учредителями или участниками таких обществ (товариществ) являются организации, осуществляющие инновационную деятельность согласно требованиям закона «О науке…» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
- Размер долей в обществе, принадлежащих государству, бюджетным и некоммерческим структурам, не превышает 25%, а размер долей, принадлежащих крупным компаниям или корпорациям, составляет не более 49%.
- В случае владения акциями должны соблюдаться аналогичные цифры (25 и 49%) для государства (бюджетных и некоммерческих организаций) и крупных компаний, если речь идет об акционерном обществе.
Какие сведения включает налоговая в реестр малого бизнеса?
В реестре субъектов малого предпринимательства учитываются и публикуются данные, перечисленные в части 1 статьи 4.1 ФЗ № 209:
- Инициалы ИП или наименование организации.
- ИНН ИП или организации.
- Сведения о месте жительства (регистрации).
- Дата включения сведений в перечень.
- Категория субъекта (исходя из числа занятых сотрудников).
- Сведения о том, является ли субъект недавно начавшим свою деятельность.
- Информация о том, какую хозяйственную деятельность ведет учтенный субъект (по кодам ОКВЭД).
- Сведения о получении (наличии) лицензий для ведения бизнеса в лицензируемых сферах.
- Сведения о производимом учтенным субъектом продукции (работ, услуг), а также информация о том, является ли таковая к инновационной.
- Сведения об участии в партнерских программах с другими организациями в сфере закупок, организованных в порядке, предусмотренном ФЗ № 223.
- Данные о контрактах, заключенных с государственными, муниципальными и иными заказчиками, согласно уже упомянутым ФЗ № 44 и 223.
Для справки отметим, что доступ к перечисленным сведениям, размещенным в реестре на сайте ФНС РФ, осуществляется:
- при помощи ввода в специальную форму данных о конкретной организации (ИНН, ОГРН, названия или инициалов ИП).
- посредством поиска по определенным критериям (по регионам, форме осуществляемой деятельности, численности сотрудников и т. д.).
Когда в последний раз ФНС обновила реестр малого бизнеса?
Порядок корректировки данных, содержащихся в реестре, определен частью 5 статьи 4.1 ФЗ № 209. Согласно подпункту 1 данной нормы, сведения в полном объеме о работающих как минимум 1 год организациях и ИП вносятся ежегодно 10 августа текущего года. При этом в обязательном порядке предоставляется информация по пунктам 1-5, 7, 8 из указанного выше перечня.
Для вновь созданных организаций и ИП, которые работают менее 1 года, действует иной порядок внесения сведений (ввиду отсутствия по ним данных о годовом доходе и численности занятых). Пункты 1-5, 7, 8 для таких субъектов подлежат заполнению 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда данные о таких субъектах появились у налоговых органов.
При этом, согласно пункту 4 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, для вновь созданных организаций и ИП заполняется пункт 6 указанного выше перечня — это указывает на то, что данные о конкретном субъекте являются неполными. Соответственно, при получении полных годичных данных 10 августа текущего года информация из пункта 6 исключается и данные о таком субъекте вносятся в полном объеме.
В свою очередь, корректировка данных при их изменении у субъекта, включенного в реестр (смене наименования, получении лицензии, изменении и дополнении вида деятельности и т. д.), производится 10 числа того месяца, который будет следующим за месяцем получения налоговыми органами данных о внесенных изменениях.
Информация в пункты 9-11 для всех включенных в реестр субъектов вносится в общем порядке 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда соответствующая информация появляется у ФНС РФ.
Исключение из реестра
Согласно пунктам 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, при прекращении организацией или ИП своего бизнеса такой субъект подлежит исключению из реестра 10 числа месяца, следующего за месяцем получения налоговыми органами данных о завершении хозяйственной деятельности.
В случае если организация или ИП перестает соответствовать требованиям, которые позволяют им находиться в реестре, не представляет годичные данные о доходе и численности занятых либо не подает налоговую отчетность, исключение такого субъекта производится 10 августа текущего календарного года.
Подводя итог, отметим, что наличие реестра организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего бизнеса, значительно упрощает работу как таких лиц, так и их партнеров по бизнесу. Жесткие же требования к порядку обновления данных делают информацию, содержащуюся в реестре, актуальной на текущий момент.
Об условиях, при выполнении которых организация или ИП относятся к малым или средним предприятиям, мы рассказывали в нашей . Сведения о таких организациях и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (также реестр СМП, реестр СМСП) (). Подробнее о реестре малого и среднего предпринимательства расскажем в этом материале.
Какая информация содержится в едином реестре СМП?
Единый реестр малого и среднего предпринимательства содержит следующие сведения о малых и средних предприятиях (ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
- наименование организации или Ф.И.О. ИП;
- место нахождения организации или место жительства ИП;
- дата внесения сведений об организации или об ИП в реестр малого и среднего бизнеса;
- категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
- указание на то, что организация (ИП) является вновь созданной (вновь зарегистрированным);
- содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о кодах по ОКВЭД;
- содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведения о полученных лицензиях;
- сведения о производимой организацией, ИП продукции (в соответствии с ОКПД) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- сведения о включении организации, ИП в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства — участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;
- сведения о наличии у организации, ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ ;
- иные сведения, включаемые в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Кто ведет реестр предприятий малого и среднего бизнеса?
Реестр малого и среднего бизнеса ведет Федеральная налоговая служба (ФНС) (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , п. 1 Положения о ФНС , утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).
Как формируется реестр малых и средний предприятий?
ФНС вносит и исключает из единого реестра СМСП сведения об организациях и ИП, в частности, на основании:
- сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- представленных сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- сведений о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
- сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.
Большую часть сведений в реестр малых предприятий ФНС вносит самостоятельно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которые имеются у налогового ведомства по состоянию на 1 июля текущего года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Применительно к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным ИП основная часть сведений добавляется ФНС в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о создании организации или госрегистрации ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Порядок изменения, а также исключения сведений из единого реестра субъектов малого предпринимательства указан в ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .
Например, если организация или ИП не сдали сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или налоговую отчетность, которая позволила бы определить величину дохода, либо такие организации и ИП перестали отвечать условиям для малых и средних предприятий, они исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Реестр СМП: проверить предприятие
Сведения, которые содержатся в едином реестре СМП, 10-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте ФНС и являются общедоступными в течение 5 календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений (ч. 9 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Проверить, включены ли организация или ИП в реестр малого бизнеса, можно .
Указав один из реквизитов (ИНН, ОГРН, ОГРНИП, наименование организации, Ф.И.О. ИП) в сервисе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» , можно получить выписку из реестра СМП. Ее можно экспортировать в Excel, перенаправить в электронном виде или распечатать в форме сведений из реестра, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью и обладают юридической силой в соответствии с
" № 10/2016
С 01.08.2016 на сайте ФНС успешно работает Единый реестр субъектов МСП. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр?
Основные цели реестра.
Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209-ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.
В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.
Создание Единого реестра преследовало следующие цели:
- снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
- обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
- обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
- повышение качества проработки мер поддержки МСП;
- максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.
Состав информации Единого реестра.
Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ и включает:
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.
*Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).
Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП.
В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.
Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.
Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.
В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 – 2018 годы).
Периодичность обновления сведений Единого реестра.
Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
- внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ);
- исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ);
- актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, – наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ);
- внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Дополнение и изменение сведений субъектами МСП.
Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 – 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.
В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:
В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.
Заключение
Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209-ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ.
Https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/por_sved_site
Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».