Роспотребнадзор – государственная инстанция, основной функцией которой является надзор за работой учреждений для защиты прав клиентов. В Роспотребнадзор входят Центры гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ), а также территориальные санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). Они занимаются реагированием на заявления физических лиц о санитарных нарушениях.
Функции Роспотребнадзора распространяются на проверки различных отраслей оказания услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 Роспотребнадзор отвечает за:
- Контроль за соблюдением санитарных норм в продуктовом магазине, на стройке, на предприятии общепита, в медицинских центрах, ;
- Соблюдение требований закона о правах клиента;
- Оформление заключения после проведения контрольных проверок;
- Мониторинг соблюдения санитарно-эпидемиологических правил;
- Переаттестация сотрудников, работающих на производстве, перевозке, продаже продуктов питания;
- Статистическую отчетность.
Классификация проверок
Инспекции Роспотребнадзора классифицируют в зависимости от планирования:
- Плановые;
- Внеплановые;
От проведения ревизии:
- Личные;
- Документарные.
Плановая ревизия
Плановая проверка Роспотребнадзора проводится один раз в три года по графику, который формируется на год. Публикуется план проверок Роспотребнадзора на официальном сайте ведомства. Ознакомившись с графиком, можно получить детальную информацию о времени, месте и назначении ревизии. За три дня до проведения инспекции, субъект предпринимательской деятельности оповещается об инспекции. Подобное сообщение передается предпринимателю лично или отправляется почтой.
На протяжении 2019-2020 годов в соответствии с федеральным законом №294-ФЗ не проводятся плановые ревизии предприятий малого бизнеса, кроме медицинских учреждений, учебных заведений и организаций, осуществляющих массовые мероприятия.
Внеплановые ревизии
Внеплановые проверки Роспотребнадзора могут быть результатом реагирования на или устранения недостатков, выявленных предыдущей ревизий. Основанием для инспекции может быть только обращение с указанием фактов нарушения, реквизитов заявителя и предпринимателя. На внеплановую проверку необходимо получить санкцию прокурора.
О проведении внеплановой инспекции предприниматель уведомляется за день до ее проведения. Без предупреждения могут быть проинспектированы учреждения, связанные с изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов, а также любые организации при возникновении угрозы жизни или здоровью людей.
Личная (выездная) ревизия
Проверка осуществляется инспектором непосредственно в организации. Инспектируется не только ведение документации, но и соблюдение санитарных правил производства (хранения, реализации) продукции или оказания услуг.
Документарная
Для проверки запрашиваются только документы.
Кто подпадает под ревизию
Учитывая сферу деятельности Роспотребнадзора, стать кандидатом на проверку может любое предприятие, оказывающее услуги или реализовывающее товары для населения. Например, образовательные, медицинские или торговые учреждения.
Другими словами, Роспотребнадзор имеет право проинспектировать любую деятельность, связанную с оказанием услуг гражданам.
Что контролируют
Что проверяет Роспотребнадзор? Плановые ревизии инспекции направлены на надзор за:
- Соблюдением закона о защите прав клиентов;
- Санитарно-эпидемиологическими нормативами;
- Проведением аттестации сотрудников общепита;
- Выполнением законодательства в сфере энергосбережения.
Инспекция в результате рассмотрения обращения гражданина изучает:
- Законность трудовых отношений;
- Соответствие квалификационного уровня сотрудников;
- Своевременное прохождение медосмотра, наличие санитарных книжек;
- Наличие сертификатов качества продукции;
- Работу контрольно-кассовой аппаратуры;
- Соответствие качества товара заявленному качеству (пробы);
- Визуальный осмотр и замеры строения – для подтверждения соответствия нормам.
Документы, подлежащие проверке
Многих предпринимателей интересует вопрос, какие документы проверяет Роспотребнадзор? По закону, предприниматель обязан предоставить для проверки:
- Статут, устав;
- Заполненные санкнижки;
- Документация контроля санитарных норм;
- Лицензии на предоставление услуг;
- Доски объявлений;
- Книжки жалоб и заявлений;
- Меню или прейскурант;
- Документы, на основании которых арендовано или приобретено помещение;
- Контракты с третьими лицами (на вывоз мусора, проведение дезинфекции);
- Журналы проведения санитарных ревизий;
- Журнал регистрации дезинфицирующих препаратов.
Правила проведения ревизии
Любая инспекция должна начинаться с предъявления проверяющего удостоверения и копии приказа о ревизии. Предприниматель имеет право знать, чем вызвана инспекция, кто и когда будет ее проводить.
В начале ревизии Роспотребнадзор проверяет документацию. На предоставление документов инспектор обязан предоставить письменный запрос с копией приказа о проведении проверки.
Сведения, которые должны быть известны инспектирующему органу, например, ИНН, субъект имеет право не предоставлять. Такие изменения действуют с 2016 года. Ответ на запрос документации, а именно заверенные копии запрошенных документов, должны быть предоставлены в течение десяти суток после получения запроса.
Если предприниматель отказывается предоставлять необходимую документацию, это грозит ему привлечением к административной ответственности и наложением штрафа.
Итог ревизии – оформление заключения или акта с указанием выявленных нарушений, предписаний об их исправлении. Копия акта выдается предпринимателю. Также о проведенной ревизии инспектор делает отметку в Журнале проверок.
На обжалование заключения проверяющего предпринимателю предоставляется три месяца. Направить заявление можно на адрес вышестоящего руководства или суда.
По результатам инспекции представитель Роспотребнадзора вправе:
- Оформить предписание об устранении выявленных недостатков;
- Оштрафовать организацию;
- Вынести предписание о временном приостановлении функционирования заведения до устранения нарушений;
- Направить материалы в суд, если действия предпринимателя квалифицируются, как преступление.
Сроки проведения инспекций
Проверяет Роспотребнадзор предприятия и организации не более 20 дней. Указанный срок может быть увеличен, в предусмотренных законом случаях, еще на двадцать дней. О таком продлении руководителя предприятия предупреждают заблаговременно.
Однако для документарной инспекции, которая перерастает в выездную, общий срок увеличивается до сорока дней. Для малых предприятий установлены сокращенные сроки инспекции: до пятидесяти часов за год для малого бизнеса, до пятнадцати часов для микробизнеса.
Заявить об увеличении сроков ревизии может инспектор, а утверждает руководитель, выдавший приказ о ее проведении. Для малого бизнеса продление сроков возможно только по согласованию с санитарными врачами.
Штрафные санкции
После проверки магазина Роспотребнадзором предприниматель может быть привлечен к:
- Административной;
- Дисциплинарной;
- Гражданской;
- Уголовной.
Наиболее распространенным взысканием за недостатки, выявленные при инспекции, является административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафных санкций составляет от двадцати до двухсот тысяч рублей. За неисполнение предписания Роспотребнадзора предприятие привлекается к ответственности по административному кодексу. Обжаловать подобное решение можно в течение десяти дней.
Подготовка к ревизии
Лучший способ выдержать проверку с честью – обратиться к специалистам. Существует ряд коммерческих организаций, предлагающих консультации и подготовку документации.
Самому быстро привести в порядок документацию вряд ли удастся. Поэтому, если нет желания тратиться на дополнительные услуги, следует организовать предприятие так, чтобы проверяющий ничего не нашел даже при внезапной инспекции.
Уделяйте внимание санкнижкам работников, сертификаты качества, срокам хранения продукции, периодичности дезинфекций, достоверности цен.
Правила поведения во время ревизии
- Сохраняйте спокойствие;
- Пригласите сотрудника юротдела; Размер и порядок расчета неустойки и пени по Закону о защите прав потребителей Как правильно составить коллективную жалобу – образец заявления и порядок оформления
Комментарий
М. Скудутис
юрист
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) образована по
Указу Президента РФ N 314*1. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с
постановлением Правительства РФ N 154*2 и на основании Положения, утв.
постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322. Роспотребнадзор осуществляет контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. О том, как осуществляется контроль юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, читайте в данной
статье.
_____
*1 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
*2
Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Эти нормы детализированы актами различных органов, в частности самим Роспотребнадзором.
Закон N 294-ФЗ не применяется к действиям государственных органов при проведении административного расследования и контроля на финансовых рынках.
Поскольку законодательством РФ не определено содержание понятия "финансовый рынок", Роспотребнадзор при реализации своих полномочий по контролю (надзору) на потребительском рынке исходит из того, что деятельность кредитных организаций (банков) по предоставлению финансовых услуг формирует рынок финансовых услуг. В свою очередь, под финансовыми услугами принято понимать деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств как юридических, так и физических лиц (потребителей), а под финансовым рынком - совокупность различных финансовых услуг (кредитование, страхование, привлечение денежных средств во вклады и т.д.).
Соответственно, такой рынок подлежит контролю со стороны Роспотребнадзора (его территориальных органов) в соответствующей его части при наличии потребительских правоотношений.
Правовая позиция Роспотребнадзора по данному вопросу нашла свое подтверждение в судебной практике.
Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А26-11264/2009, оставленном в силе судом кассационной инстанции, суд прямо указал на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при производстве финансового контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора.
В решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.01.2010 по делу N А58-162/2010, вступившем в законную силу и не обжалованном в установленном порядке, суд также применил аналогичное толкование закона, дополнительно указав, что в рассматриваемом случае Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) приняло в отношении банка соответствующие меры в рамках реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона РФ "О защите прав потребителей".
Плановые и внеплановые проверки
В соответствии со ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, а также соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, выполнение предписаний органов Роспотребнадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 утверждены типовые формы:
- распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, ИП;
- заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
Плановая проверка
Плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя на основании утвержденного руководителем территориального органа Роспотребнадзора ежегодного плана проведения проверок. Однако из этого правила есть свои исключения. Так, согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.
План проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, расположенным в соответствующем субъекте РФ.
Проверка проводится с учетом режима работы лица, подлежащего проверке. Иными словами, если режим работы вашего предприятия - с 9.00 до 20.00, то прийти в не урочное время (например, в 7 часов утра или 10 часов вечера) проверяющие не вправе. В противном случае вы сможете оспорить их действия.
При организации плановой выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства действуют такие правила:
- общий срок проведения такой проверки не может превышать 50 часов для одного малого предприятия и 15 часов для одного микропредприятия в год;
- при расчете количества дней, отводимых на проведение проверки, учитываются те рабочие дни юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащих проверке, которые одновременно являются рабочими днями для должностных лиц соответствующего территориального органа Роспотребнадзора;
- при расчете количества часов, отводимых на проведение проверки, учитываются те рабочие часы юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащих проверке, которые одновременно являются рабочими часами для должностных лиц Роспотребнадзора. Требования к порядку организации и проведения плановой проверки закреплены в ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых территориальными органами Роспотребнадзора в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный руководителем территориального органа Роспотребнадзора (его заместителем), доводится до сведения заинтересованных лиц путем размещения на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора в интернете либо иным доступным способом.
Требования к содержанию ежегодных планов проведения плановых проверок указаны в ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсутствие оснований проведения плановой проверки (ч. 2 и ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Приведенный выше перечень оснований является закрытым, т.е. не допускается проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям. В период между плановыми проверками в случаях, указанных в действующем законодательстве, могут быть проведены внеплановые проверки и процессуальные мероприятия, предусмотренные, в частности, КоАП РФ. Плановая проверка может быть документарной или выездной.
Обратите внимание!
Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) органа Роспотребнадзора и указывает в распоряжении о проведении проверки.
***
Орган Роспотребнадзора уведомляет о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки. Он направляет копию распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Нарушение рассматриваемого срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Помимо направления указанного уведомления заказным почтовым отправлением ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления.
В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия распоряжения о проверке может быть направлена путем факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, а также включающей подпись и данные подписанта (Ф.И.О., должность). Так что если пришел подобный факс, учтите - это надлежащее извещение.
Особенности проведения плановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в ч. 10, 13 и 14 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Уточнить, не назначена ли на этот год проверка вашего предприятия, можно на сайтах территориальных органов Роспотребнадзора. Например, на сайте Роспотребнадзора по г. Москве (http://77rospotrebnadzor.ru).
Как происходит согласование плана с прокуратурой
Разработанные органами Роспотребнадзора и подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.
Органы Роспотребнадзора должны рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями. Ежегодные планы направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в интернете (www.genproc.gov.ru) до 31 декабря текущего календарного года.
Внеплановая проверка
Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Важно обратить внимание, что ограничения по времени проведения проверок, установленные ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки. Другими словами, при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из них. Обратите внимание, что продление срока внеплановых проверок не допускается.
Внеплановая проверка может быть документарной или выездной. Форму проведения проверки выбирает руководитель (заместитель руководителя) органа Роспотребнадзора и указывает в распоряжении о проведении проверки.
Согласно ст. 10 Закона N 294-ФЗ проведение внеплановой проверки возможно в случаях:
1) истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного само управления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
4) издания приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора).
Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора РФ (см. приказ Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вместе с "Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; ред. От 12.05.2010)).
Методические рекомендации о порядке применения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (от 04.04.2008 N 01/3054-8-34) предназначены для использования уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориальных органов - управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ. Однако их положения знать не помешает. Это поможет лучше узнать о том, какие права есть у инспекторов, а каких - нет и понять, как не допустить нарушения своих прав, а в случае их нарушения - как их защитить.
Обратите внимание!
При отсутствии оснований проведение внеплановых проверок запрещается. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
***
При выявлении признаков административных правонарушений, но при отсутствии перечисленных выше оснований для проведения внеплановой проверки могут быть проведены процессуальные действия, указанные в КоАП РФ, например административное расследование.
Стоит отметить, что обращения граждан в Роспотребнадзор рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обратите внимание, что в случае получения обращения, имеющего признаки анонимности (т.е. без указания фамилии и почтового адреса заявителя), но содержащего данные о причинении вреда жизни, здоровью граждан или возникновении угрозы причинения такого вреда, а также о нарушении прав потребителей, должностное лицо Роспотребнадзора, рассматривающее данное обращение, должен будет принять меры по установлению личности заявителя по указанным в его обращении сведениям (номер телефона, адрес электронной почты и т.п.).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы Роспотребнадзора, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подп. 2 п. 5.4 Методических рекомендаций, не могут служить основанием для проведения проверки. Поэтому опасаться, что анонимный недоброжелатель решит наклеветать на вашу фирму, не стоит.
Внеплановые проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры только при наличии следующих обстоятельств:
- проверка является выездной;
- проверка проводится по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).
Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки установлен приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93. Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также обнаружение нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю путем направления соответствующих документов в течение 24 часов (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой проверки в день поступления соответствующих документов.
Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ.
Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Данное уведомление также не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).
Документарная проверка
Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.
Согласно ст. 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются:
- сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности;
- документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Обратите внимание!
Как сказано в ст. 11 Закона N 294-ФЗ, при проведении документарной проверки контролеры не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
***
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Роспотребнадзора в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа Роспотребнадзора, в т.ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке требований ст. 8 Закона N 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора).
Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, должностное лицо Роспотребнадзора, осуществляющее проверку, направляет в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы (ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что контролеры не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ.
С 1 января 2011 года проверяющим должностным лицам Роспотребнадзора также запрещено требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены органом Роспотребнадзора от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Обратите внимание, что за непредставление документов может грозить административная ответственность, предусмотренная ст. 19.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган Роспотребнадзора указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Если в ходе документарной проверки контролеры выявят ошибки или противоречия в представленных проверяемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа Роспотребнадзора документах, они направляют информацию об этом проверяемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Проверяемое лицо вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Поэтому если несоответствие вызвано какой-либо ошибкой и у вас есть подтверждающие это документы, - обязательно приложите их к пояснениям.
Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган Роспотребнадзора установит признаки нарушения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, должностные лица Роспотребнадзора, указанные в распоряжении о проведении проверки, вправе провести выездную проверку.
Выездная проверка
Согласно ст. 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются:
- соответствие их работников;
- состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств;
- производимые и реализуемые юридическим лицом, ИП товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка проводится, если при документарной невозможно:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления контролерами служебного удостоверения.
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений органов государственного контроля (надзора). Это общее требование к проверкам всеми контролирующими органами. Оно закреплено в Законе N 294-ФЗ. Проверяющие должны ознакомить руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц. Они также должны ознакомить указанных лиц с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Об этом сказано в ст. 12 Закона N 294-ФЗ.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
В распоряжении должно быть указано:
- наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
- фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в т.ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
- перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Указанные выше сведения (информация) в распоряжении о проведении проверки являются обязательными. Иные сведения относятся к категории факультативных. Форма распоряжения (приказа) о проведении проверки должна соответствовать типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России. Типовая форма распоряжения утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - приказ N 141).
Если к вам с проверкой пришли несколько человек, удостоверьтесь, указаны ли их фамилии в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе.
Распоряжение о проведении проверки, о продлении срока ее проведения или о прекращении вправе подписывать:
- руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;
- руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его заместитель;
- начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по субъекту РФ, по железнодорожному транспорту или его заместитель.
Обратите внимание!
Проведение проверки без распоряжения о ее проведении относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Заверенная печатью копия распоряжения обязательно должна быть передана представителю проверяемой организации под роспись, одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего. Если инспекторы не предъявили вам распоряжение о проведении проверки и служебное удостоверение, вы можете отказаться впускать контролеров. Такая проверка незаконна.
***
Если у инспекторов все в порядке с документами, не нужно мешать проверке. Иначе на вас могут наложить штраф. В статье 19.4 КоАП РФ установлены санкции за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей - предупреждение или штраф (для граждан - в размере от 500 до 1000 руб.; для должностных лиц - от 2000 до 4000 руб.).
Перед началом проведения выездной проверки вы также можете потребовать ознакомить вас с положениями административного регламента, в соответствии с которым она проводится.
Согласно требованиям ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, если этому не предшествовало проведение документарной проверки. Кроме того, закреплена обязанность обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В случае непредставления запрошенной информации в установленные сроки, а также при препятствовании или ином противодействии со стороны представителей проверяемого лица должностным лицам Роспотребнадзора при проведении проверок, невыполнении их законных требований и т.п. должностным лицам Роспотребнадзора следует реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), ст. 19.7 (непредставление сведений (информации)) КоАП РФ.
Для отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, привлекаются эксперты, экспертные организации, указанные в распоряжении о проведении проверки.
Конечно, поскольку в процессе проверок инспектируется соблюдение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, то большинство проверок Роспотребнадзора - выездные.
По требованию проверяемого лица (его представителей) должностные лица Роспотребнадзора обязаны представить информацию о Роспотребнадзоре и его соответствующем территориальном органе, а также об экспертах и экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
Привлекаемые эксперты, экспертные организации должны быть аккредитованы в соответствии с порядком, регламентированным Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689.
С 1 января 2011 года привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
При выездной проверке происходит обследование используемых лицом, подлежащим проверке, при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов; отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды (при необходимости); проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
Обратите внимание!
Органы Роспотребнадзора не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
***
Указанный в ч. 6 ст. 12 Закона N 294-ФЗ запрет относится только к случаям привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению выездной проверки, т.е. данные ограничения, например, не распространяются:
- на осуществление административного расследования (в т.ч. при проведении экспертиз, расследований, исследований, испытаний и т.п.), регламентированного нормами КоАП РФ;
- проведение документарных проверок;
- расследование причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;
- обстоятельства, когда не требуется взаимодействия органов Роспотребнадзора и проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов Роспотребнадзора (например, в случаях фиксации должностными лицами Роспотребнадзора с привлечением экспертов, экспертных организаций фактов нарушений без взаимодействия с подозреваемым лицом).
Запрет распространяется только на случаи действующих на период выездной проверки гражданско-правовых и трудовых правоотношений между экспертом, экспертной организацией и проверяемым лицом.
Если до даты начала проверки указанные правоотношения существовали, но были прекращены, то привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению выездной проверки не является нарушением запрета.
В некоторых случаях контролеры из Роспотребнадзора могут произвести отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений. Это возможно, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего (-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан;
- нарушение прав потребителей.
Кроме того, исследования, испытания, измерения и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в обязательном порядке в случаях, когда обязательные требования содержат требования к показателям продукции, объектам окружающей среды или производственной среды, оценка которых невозможна без проведения соответствующих обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Для осуществления отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, привлекаются специалисты, указанные (в качестве экспертов) в распоряжении о проведении данной проверки.
Стоит отметить, что в качестве таких экспертов могут выступать специалисты из центра гигиены и эпидемиологии в соответствующем субъекте Российской Федерации или его филиале либо из иной аккредитованной организации.
Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, публикуется на официальном сайте Росстандарта (ранее - Ростехрегулирование).
Должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, обязано составить протокол отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды и передачу отобранных образцов (проб) аккредитованным эксперту или экспертной организации.
Права и обязанности представителей Роспотребнадзора
Нужно помнить, что не только у предпринимателей есть обязанности. Права и обязанности контролеров нужно знать. Ведь, если они нарушат закон, это даст вам возможность признать проверку незаконной.
Если контролеры, например, препятствуют вашему присутствию при проверке, это незаконно. Следует сначала в устной форме указать им на это нарушение. Скорее всего, после этого контролеры перестанут нарушать ваши права. Об этом не стоит забывать и в случае оспаривания результатов проверки. Ведь такое нарушение закона может привести к признанию проверки незаконной.
Согласно ст. 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований и требований, не относящихся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному , т.е. при причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
Права и обязанности контролеров из Роспотребнадзора детализированы в Методических рекомендациях по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (утв. приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103). Этим документом закреплено, что при проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан).
- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверки обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, ИП, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности предпринимателей
Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении проверки перечислены в ст. 21 Закона N 294-ФЗ. Так, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету.
Если должностное лицо организации не согласно с составленным проверяющими актом, при подписании можно сделать пометку "не согласен" или расписаться только в его получении. Это также ваше право.
Еще одно право организации при проведении проверки - получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки.
Вы также вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Кроме того, вы имеете право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22 Закона N 294-ФЗ закрепляет право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Такой вред подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом РФ (через суд).
Обратите внимание!
Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
***
В свою очередь, в соответствии с требованиями ст. 25 Закона N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие своих руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
Требования к подтверждению полномочий представителя юридического и физического лица определены в ст. 185- 189 ГК РФ.
При препятствовании или ином противодействии со стороны проверяемых лиц (их представителей) или иных лиц должностным лицам Роспотребнадзора в ходе проведения проверок, невыполнении их законных требований и т.п. должностным лицам Роспотребнадзора следует реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности, предусмотренной, например, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7 КоАП РФ.
К ответственности могут быть привлечены юридические лица, их руководители или иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение.
Как оформляются результаты проверки
По результатам проверки должностным лицом Роспотребнадзора, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме (в двух экземплярах).
Типовая форма акта проверки утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
В акте отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, производимых и (или) реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка.
В акте проверки подробно указывается о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Роспотребнадзора, воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей.
&nbs
Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.
Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.
Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности . Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).
Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.
Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).
О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ " ").
Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.
Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).
В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).
Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:
- Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
- Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
- Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
- Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
- По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.
Проверяющий не имеет права:
- проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
- проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
- отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
- превышать сроки проведения мероприятий по контролю.
Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
- получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
- обжаловать действия проверяющих.
Последствия проверки
По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).
Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.
- Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
- Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
- Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
- Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
- Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
- Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
- Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
- Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (
Роспотребнадзор был создан для того, чтобы контролировать и пресекать несоблюдения санитарных правил, а также принимать эпидемиологические меры для предотвращения распространения разных заболеваний.
Еще Роспотребнадзор ассоциируется у нас как федеральный орган, призванный защищать права потребителей. Куда могут входить следующие функции:
- инспектирование торговли;
- организация контроля за качеством производимых и продаваемых товаров;
- контроль за тем, чтобы производители товаров соблюдали санитарные нормы;
- защита прав потребителей;
- разработка правил и нормативов по гигиене и санитарно-эпидемиологическому надзору.
После проведенной проверки структурное подразделение Роспотребнадзора выдает заключение, в котором признается санитарно-эпидемиологическая безопасность. Целью такой деятельности является предупреждение инфекционных заболеваний.
Даже перед тем, как пересечь границу с Россией, товары проверяются Роспотребнадзором.
Список таких товаров следующий:
- пищевые продукты;
- детские товары;
- бытовая химия;
- табак;
- парфюмерия;
- сырье.
Как подготовиться к проведению проверки Роспотребнадзором – смотрите в этом видео:
Функции этого федерального органа, так же как и полномочия указаны в ПП РФ от 2004 года «Положение о службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Служба осуществляет следующие полномочия:
- контроль за соблюдением законодательства РФ по санитарным нормам, защите прав потребителей;
- надзирает за обеспечением санитарно-эпидемиологических условий;
- контролирует продажу отдельных видов товаров;
- осуществляет контроль на пропускных пунктах через границу;
- контролируют создание продовольственного резерва страны;
- осуществление лицензирования.
Определенные товары нельзя производить без лицензии, это грозит немалым штрафом. В этих случаях организация или предприятие получают лицензию, обращаясь в государственный орган, который имеет право ее выдавать. Такие органы называются лицензиарами.
Роспотребнадзор также считается лицензиаром. Этот федеральный орган отвечает за санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, поэтому выдает лицензии следующим предприятиям, организациям и предпринимателям:
- тем, кто занимается производством, связанным с применением веществ, способных вызвать инфекции;
- тем, кто работает с источниками ионизирующего излучения.
Таким образом, Роспотребнадзор осуществляет защиту общества от неблагоприятного воздействия среды, некачественных продуктов, производственных процессов. Защищает от губительного действия вирусов.
К примеру, все прививочные компании против гриппа контролирует Роспотребнадзор. То есть блюдет интересы людей, их безопасность и благополучие.
Что запрещено проверяющим
Из предыдущего раздела можно заметить разнообразие функций Роспотребнадзора. Это и выдача заключений по итогам проверок, и контроль за соблюдением потребительских прав.
Все это многообразие можно выразить кратко: защита прав потребителей в самых разных областях. А поскольку все мы являемся потребителями, то по сути работа этого государственного органа связана со всеми нами.
Но хотя очень многие сферы производства и продажи подконтрольны Роспотребнадзору, у него есть свои ограничения. Запреты касаются и технической стороны таких мероприятий, как проверки. Что запрещено:
- если случай не представляет явной угрозы, нельзя делать проверку без проверяемого;
- ни в коем случае - изымать документы, с оригиналами можно только ознакомиться;
- не предусмотренные заранее объекты и документы запрещается проверять;
- проводить проверку неоправданно долго, умышленно затягивая время;
- брать пробы больше указанных в нормативных актах;
- забирать продукцию для «изучения» без оформления документов.
За последние 10 лет нарушения со стороны сотрудников Роспотребнадзора резко сократились. Это произошло благодаря усилению контроля и ужесточению взысканий с работников государственных структур и должностных лиц.
В каком порядке проводится проверка ООО и ИП?
Виды проверок для ИП и ООО
Основные виды проверок Роспотребнадзора зафиксированы в Федеральном законе №294. Для осуществления надзора за предприятиями организациями и ИП проводятся проверки:
- плановые;
- внеплановые.
Иногда такие мероприятия организуются совместно с несколькими структурами:
- ветеринарной инспекцией;
- пожарной службой;
- налоговой службой.
Главным отличием плановых и внеплановых проверок является причина проведения. В первом случае это происходит по графику, во втором - по поступившему сигналу.
– в чем основные различия вы можете узнать по ссылке.
Плановая проверка – к чему готовиться
Перемены, происшедшие за последние 2 года в российском законодательстве, затронули и 294-ФЗ РФ. Проверки не коснутся тех организаций, которые работают менее 3-х лет. После этого они включаются в общий график. О плановой проверке руководство предприятия оповещается заблаговременно.
Это происходит так. На адрес организации посылается заказным письмом копия приказа начальника местного отделения Роспотребнадзора. Проверка может начинаться не менее, чем через три дня после того, как письмо было получено. По правилам проверка не может длиться более 20-ти дней.
Для небольших компаний предусмотрены другие условия максимальной продолжительности проверок. В год их должно быть не больше, чем 50 часов. В исключительных случаях допускается продлить проверку еще на 20 дней.
Периодичность плановых проверок составляет 1 раз в 3 года. В ходе проверки разрешается:
- проверять любые документы, которые касаются предмета проверки, и журналы учета;
- проверять выполнение закона «О защите прав потребителей»;
- осуществлять контроль за наличием лицензий и сертификатов. Как получить лицензию на алкоголь – читайте ;
- проверять выполнение санитарно-эпидемиологических мероприятий;
- осуществлять контроль за аттестацией сотрудников;
- предлагать пути устранения нарушений;
- проверять выполнение исправлений в работе или оформлении документов;
- брать образцы для проверок.
По поводу последнего пункта стоит сказать отдельно, что стоимость забранного на экспертизу материала не компенсируется, а само взятие пробы нужно оформить. Все документы по поводу проверок должны быть в наличии.
При осмотре территорий Роспотребнадзор проверяет:
- уголок покупателя;
- оформление вывески, согласно правилам;
- наличие ценников на товарах;
- на ценниках должны быть реквизиты организации с подписью руководителя;
- наличие полной информации о товаре, в том числе - поставщиках и производителях;
- параметры помещения должны быть в норме;
- освещенность должна соответствовать требованиям;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил: нормы освещения, шума, чистоты и вибрации.
Любое нарушение со стороны Роспотребнадзора по соблюдению правил плановой проверки, может стать основанием для отказа в проведении проверки. Перед тем, как пускать инспектора проверять документы, нужно убедиться в том, что его документы в наличии.
Любое несоблюдение правил проверки является основанием для ее прекращения.
Образец акта проверки Роспотребнадзора.
Документы для проверки
Подготовьтесь заранее к плановой проверке, приведите в порядок всю документацию. В процессе проверки инспектор имеет право потребовать любые из перечисленных бумаг:
- Учредительные (например, ). Что проверяется: актуальность, соответствие заявленного действительности о предприятии, его структуре, видах деятельности, лицензии.
- Имущественные договоры. Проверка проходит: идентификации помещений по документам, учитывается метраж и другие параметры.
- Кадровые документы. Проверяются данные: численность работников, создание дополнительных условий в случае повышенного вреда для здоровья, в том числе - регулярных медосмотров. Как составить отчет по среднесписочной численности работников вы можете узнать
- Наличие медицинских книжек (в случае необходимости). Проверяются сроки.
- Санитарные мероприятия. Документы на дезинфекцию, вывоз мусора и т. д.
- Проверка выполнения прежних предписаний. Контролируется, что сделано, чтобы были устранены все недостатки.
- Все сертификаты на продукцию.
- В торговых точках: расположения всей документации торгового зала в доступных для людей местах.
- Возможны иные документы.
Перечень документов, которые могут быть запрошены, в законодательстве отсутствует. Список подбирается в зависимости от направления и специфики работы предприятия или организации, от цели проверки.
При подготовке к проверке нужно в первую очередь учесть предыдущие замечания.
Основания для внеплановой проверки
Внеплановая проверка может быть организована по жалобе, поступившей в местное отделение Роспотребнадзора. Чаще всего, эти претензии касаются несоблюдения санитарно-эпидемиологических норм или угрозы жизни и здоровью населения. Жалобу может подать:
- граждане;
- организации.
Анонимные жалобы не рассматриваются. В случае плановой проверки, одним из условий ее проведение является присутствие лица, которое контролируют. При внеплановой проверке, когда речь идет об угрозе здоровью или безопасности, организация не предупреждается за три дня до начала проверки.
Но план предстоящей проверки должен быть согласован с прокуратурой. Иначе проверка не будет считаться действительной. Как при плановой, так и при внеплановой проверках обязательно соблюдаются сроки: продолжительность составляет не более 20-ти дней.
Документация требуется точно такая же, то есть: учредительные документы, лицензии, имущественные договоры и прочее.
Что грозит в случае нахождения правонарушений
Результатом проверки является составление акта в двух экземплярах. Один забирает с собой сотрудник Роспотребнадзора, другой - остается на предприятии.
Составляется также предписание с выявленными недостатками и предложениями по их устранению в течение определенного времени. В документе перечисляются итоги проверки:
- по санитарным нормам;
- реализации товаров;
- качество предлагаемых товаров и услуг;
- нарушения законодательства;
В случае выявления нарушений предприятие, организацию или индивидуального предпринимателя может ждать административные взыскания в виде:
- штрафа;
- отстранения от должности на определенное по закону количество лет;
- конфискация товара;
- приостановление деятельности компании.
Штрафы назначаются в зависимости от нарушений. Они могут быть минимальными и составлять 500 рублей, а могут - 500 тысяч. Дисквалификация руководителя может продолжаться до 3-х лет.
Предписание можно обжаловать в течение определенного срока. Со дня получения копии документа должно пройти не более 10-ти дней.
Можно ли избежать проверки
Чтобы избежать проверки нужно соблюдать закон «О защите прав потребителей». Сотрудники Роспотребнадзора не имеют права превышать свои полномочия, что нетрудно проверить. В остальных случаях нужно заботиться не о том, как избежать проверки, а о приведении всей документации в порядок.
Как происходит проверка Роспотребнадзора на практике вы можете узнать тут:
ПРОВЕРКИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА – ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ!
1. Виды проверок
2. Кого Роспотребнадзор может проверить?
3. Что проверяет Роспотребнадзор?
4. Как проходит проверка Роспотребнадзора
5. Самые распространенные штрафные санкции Роспотребнадзора:
6. Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?
Многим предпринимателям, работающим в различных областях бизнеса, при осуществлении своей деятельности приходиться иметь отношения с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, а по-простому Роспотребнадзором! Это ведомство является контролирующей государственной организацией и выносит предписания и накладывает штрафы. Любой бизнес обязан выстраивать правильную стратегию отношений с Роспотребнадзором, чтобы избежать санкций с его стороны. Знать, как проводит проверки Роспотребнадзор – обязан каждый предприниматель! Ниже приведена основная информация о проверках, осуществляемых Роспотребнадзором в рамках его полномочий!
ВИДЫ ПРОВЕРОК
Роспотребнадзор, в рамках действующего законодательства, может проводить проверки следующих основных видов:
Плановые, которые проводятся один раз в 3 года для отдельной организации или частного предпринимателя на основании графика, разработанного на календарный год вперед. В этом документе расписан предмет проверки, сроки проведения и наименование проверяемого субъекта.
предпринимательской или иной деятельности, который будет официально предупрежден о ней не позже чем за 3 дня до прихода сотрудников Роспотребнадзора. Исключение составляют организации, осуществляющие свою деятельность в системе массовых мероприятий, образования и здравоохранения;
Внеплановые, которые проводятся на основании жалоб и обращений граждан, а также для контроля выполнения ранее вынесенных предписаний на устранение нарушений. Проверка не проводится на основании анонимных или не содержащих реальные сведения заявлений. К тому же любая внеплановая проверка должна быть согласована с прокуратурой. В секторах предпринимательства, связанных с продуктами питания, внеплановая проверка проводиться без предупреждения. В критических случаях, когда существует реальная угроза здоровью человека и животным, проверка проводится без санкции прокуратуры;
Выездные или документарные. Этот вид проверок определяет саму процедуру взаимоотношений инспектора и бизнеса. Сотрудник Роспотребнадзора может лично посетить предприятие, подлежащее проверке, или запросить пакет документов для исследования на собственном рабочем месте.
КОГО РОСПОТРЕБНАДЗОР МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ?
Ответ на этот вопрос достаточно прост! Практически любое предприятие, но чаще всего проверяется бизнес, работающий в сфере потребительских отношений, то есть тесно связанный с населением. Предприятия торговли, производства продуктов питания, оказывающие услуги различного характера, образования – вот далеко не полный перечень организаций, которые могут быть проинспектированы сотрудниками Роспотребнадзора.
ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР?
В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество разнообразных функций, которые осуществляют специалисты разных направлений. Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемическими станциями. Роспотребнадзор осуществляет контроль по следующим направлениям:
Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей;
Мониторинг санитарной и эпидемиологической обстановки на предприятиях;
Аттестация сотрудников, работающих в контакте с продуктами питания;
Аудит гигиенической и социальной обстановки предприятий;
Соблюдение норм и законов в сфере энергосбережения.
Часто, после поступления жалоб от граждан, Роспотребнадзор инициирует комплексную внеплановую проверку правильности оформления трудовых отношений, наличия санитарных книжек, ККМ и сертификатов на продукцию, а также соответствия используемых помещений нормам и стандартам.
КАК ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Все проверки начинаются с аудита документов. Инспектор вправе затребовать любую документацию, входящую в компетенцию Роспотребнадзора. При проведении выездной проверки сотрудник ведомства обязан предъявить:
Личное удостоверение;
Приказ на проведение контролирующих мероприятий.
В итоге проверки оформляется акт или заключение, где отражаются все нарушения, которые необходимо устранить. Инспектор Роспотребнадзора, в случае обнаружения нарушений, может выписать предписание на устранение, наложить штраф, приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений или передать дело в судебные инстанции.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА:
ВАЖНО! Заключение инспектора Роспотребнадзора можно обжаловать в течение 3 месяцев с момента оформления предписаний или наложения штрафа в вышестоящей структуре Роспотребнадзора либо непосредственно в суде!
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:
В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ:
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
сообщества комиссии таможенного союза о принятии технического
регламента таможенного союза "о безопасности продукции легкой
промышленности".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ, КАФЕ, БАНКЕТНЫХ ЗАЛОВ:
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" редакция №22 от 29.12.2014г.
5. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г № 302/н « Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
9. Единые санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно – эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010г № 299.
10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
11. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
12. СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"».
13. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
14. ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880)».
15. ТР ТС 029/2012 «Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (Утвержден решением Совета ЕЭК от 20.07.2012 №58)».
16. ТР ТС 034/2013 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (Принят Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 68)».
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?
СОВЕТ! Не паникуйте при получении оповещения о проверке или внезапном приходе сотрудника Роспотребнадзора. Если необходимо пригласите юриста. Строго следите за соблюдением инспекторами правовых норм и все будет в порядке!
Самый лучший способ избежать необоснованных решений сотрудников Роспотребнадзора при проведении проверки – ЭТОпривлечь к процессу специалистов в этой области, но такая услуга стоит недешево. Самостоятельно привести в порядок свою деятельность и документацию очень сложно, поэтому следует вести свой бизнес так, чтобы инспектор Роспотребнадзора не смог ни к чему придраться!
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан