- Приложение 1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения РФ и республик в составе РФ, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения
Приложение 2. Положение об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики
Приложение 3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики
Приложение 4. Положение о враче функциональной диагностики отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики
Приложение 5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения функциональной диагностики
Приложение 6. Положение о медицинской сестре отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики
Приложение 7. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений
Приложение 8. Инструкция по применению расчетных норм времени на функциональные исследования
Приложение 9. Инструкция по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований
Приложение 10. Квалификационные требования к врачу-специалисту функциональной диагностики
Приложение 11. Квалификационные требования к медицинской сестре кабинета (отделения) функциональной диагностики
Приложение 12. Рекомендуемый примерный перечень минимального набора методов и методик функциональных исследований для лечебно-профилактических учреждений
Приложение 13. Методы расчета цен на диагностические исследования для отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики
Приложение 14. Форма N 157/у-93 "Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики"
Приложение 15. Инструкция по заполнению "Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики" (форма N 157/у-93)
Приложение 16. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации
Приказ Минздрава РФ от 30 ноября 1993 г. N 283
"О совершенствовании службы функциональной диагностики
в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"
В условиях реформы здравоохранения и перехода к медицинскому страхованию граждан становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе диагностических систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно-диагностического процесса и сокращать экономические и трудовые потери.
В этой связи возрастает роль и значение функциональных методов исследования, которые широко применяются с целью раннего выявления патологии, дифференциальной диагностики различных заболеваний и контроля эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.
В 1993 году в лечебно-профилактических учреждениях республики насчитывается 10,7 тыс. отделений функциональной диагностики, в которых ежегодно проводится около 60 млн. исследований.
Постоянно расширяется номенклатура исследований в основном за счет высокоинформативных методик функциональной диагностики. Удельный вес их в общем объеме инструментальных исследований только в диагностических центрах достигает 25-30 процентов.
Вместе с тем, во многих лечебно-профилактических учреждениях, особенно на догоспитальном этапе допущено серьезное отставание в развитии службы функциональной диагностики.
По состоянию на 01.01.93 в Российской Федераций из 19,6 тыс. амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений лишь около половины учреждений имели отделения (кабинеты) функциональной диагностики.
В последние, три года практически прекратился рост обмена функциональных исследований, особенно в поликлиниках для обслуживания взрослого населения.
Наметилась устойчивая тенденция к снижению показателя обеспеченности населения этими видами исследований с 5,6 в 1990 г. до 5,0 в 1992 г. на 100 посещений.
По сравнению с 1991 годом уменьшилось количество дистанционно-диагностических кабинетов с 354 до 286 и число проведенных ЭКГ-исследований а них - с 887,7 до 857,1 тысяч.
Возможности функциональной диагностики неоправданно снижаются вследствие недостаточно четкой организации работы ее структурных подразделений, нерационального использования технических средств, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, высокоэффективных диагностических программ и алгоритмов.
Эффективность использования полученной информации в лечебно-профилактических учреждениях недостаточна в связи со слабой подготовленностью специалистов по функциональной диагностике и лечащих врачей, отсутствием должной преемственности в их работе.
В определенной степени трудности в организации службы функциональной диагностики связаны с отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры, штатного расписания и номенклатуры исследований в отделениях и кабинетах функциональной диагностики ЛПУ различной мощности. Не отработаны принципы этапности с разграничением уровней и строгой унификацией используемых методов и методик на каждом этапе, а также учет и отчетность, позволяющие в необходимом объеме анализировать деятельность службы.
Не получила системного развития разработка отечественной диагностической аппаратуры, необходимой для технического оснащения учреждений здравоохранения всех уровней. В лечебно-профилактических учреждениях на крайне низком уровне осуществляется метрологическое обеспечение средств измерений.
Необходимо принятие действенных мер по усилению взаимодействия функциональной диагностики с другими диагностическими службами, внедрению алгоритмов диагностики.
В целях совершенствования организации службы функциональной диагностики и повышения качества ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических методов, а также улучшения подготовки кадров и технического переоснащения подразделений современной аппаратурой утверждаю:
1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения (приложение 1).
7. Расчетную норму нагрузки для врача и медицинской сестры отделения (кабинета) функциональной диагностики на 6,5 часовой рабочий день - 33 условные единицы.
8. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений (приложение 7).
10. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований (приложение 9).
15. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики - форма N 157/у-93 (приложение 14).
16. Инструкцию по заполнению журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики (приложение 15).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
1.1. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с настоящим приказом.
1.2. В течении 1993-1994 гг. организовать на базе лечебно-профилактических учреждений и клиник медицинских и научно-исследовательских институтов отделения функциональной диагностики включающие кабинеты по инструментальному исследованию функции кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем, а также других видов функциональной диагностики с учетом профиля учреждений и местных условий; организовать их работу в соответствии с положениями об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики и его персонале (приложения 2-6).
1.3. Утвердить должность главного внештатного специалиста органа здравоохранения по функциональной диагностике, организовать его деятельность в соответствии с положением о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике (приложение 1).
1.4. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам функциональной диагностики.
1.5. Совместно с территориальными ПТО "Медтехника" обеспечить организацию высококачественного и своевременного сервисного обслуживания диагностического оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.
2. Управлению медицинской помощи населению Минздрава России (Царегородцев А.Д.) совместно с другими заинтересованными управлениями:
2.1. Обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.
2.2. Провести в 1994-1995 гг. семинары для специалистов по различным направлениям функциональной диагностики.
3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по функциональной диагностике в медицинских и фармацевтических вузах, а также на медицинских факультетах университетов с учетом внедрения в практическую работу современной аппаратуры и новых методов исследования.
4. Руководителям учреждений здравоохранения:
4.1. Рекомендовать устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).
4.2. Разработать стандартизированные и унифицированные схемы диагностического обследования пациентов при различных заболеваниях с учетом этапности и преемственности в обследовании, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня.
5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов и врачей различного профиля по вопросам функциональной диагностики в соответствии с утвержденными типовыми программами.
6. Государственной центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинов Б.Р.) создать справочные информационно-методические центры по обеспечению врачей специалистов и курсантов необходимой информацией о современных эффективных методах функциональной диагностики.
7. Управлению научных исследований Минздрава России (Самко Н.Н.):
7.1. Разработать и утвердить в установленном порядке перспективную программу, связанную с созданием различных типов приборов для функциональных исследований, отвечающих современным техническим и медицинским требованиям для оснащения лечебно-профилактических учреждений различного уровня.
7.2. Обеспечить регулярную рассылку органам здравоохранения с правом тиражирования в необходимом количестве приказов Минздрава Российской Федерации о разрешении к применению новых приборов и аппаратов и об исключении из номенклатуры устаревшей техники.
8. Всероссийскому научно-исследовательскому и испытательному институту медицинской техники (Леонов Б.И.)
8.1. Совместно с главными метрологами административно-территориальных органов управления здравоохранением организовать работу по аттестации методик выполнения измерений в функциональной диагностике.
8.2. Обеспечить на хозрасчетной основе представление по запросам органов и учреждений здравоохранения информации о потребительских характеристиках серийно выпускаемой отечественной медицинской техники, адреса и реквизиты организаций и фирм-изготовителей.
8.3. Организовать постоянно действующую и передвижные выставки медицинской техники для функциональной диагностики.
9. Руководителям и главным метрологам территориальных органов управления здравоохранением, руководителям учреждений здравоохранения обеспечить своевременное техническое обслуживание изделий медицинской техники и поверку средств измерений.
10. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздрава России приказ Минздрава СССР от 12 августа 1988 года N 642 "О расчетных нормах времени на функциональные исследования", приказ Минздрава СССР от 7 июля 1989 года "О дополнении к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1988 года N 642.
"Положение об электрокардиологическом кабинете", утвержденное Главным управлением лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР 21 апреля 1954 года.
11. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра А.М.Москвичева.
Э.А.Нечаев |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предназначение сайта БукваПрава — помочь обычным людям, не имеющим юридического образования, разобраться в решении житейских вопросов и проблем.
БукваПрава – это сайт, на котором оказывается юридическая помощь всем гражданам, нуждающимся в профессиональном совете. Мы принимаем вопросы по всем отраслям российского законодательства и оказываем юридические консультации онлайн.
Что такое консультации юриста онлайн
Наши граждане давно привыкли к тому, что за любую полученную услугу необходимо платить, поэтому бесплатная юридическая консультация кажется им менее надежной, чем та же информация, полученная при встрече с нотариусом или юристом.
Обращаем внимание, что консультации юриста онлайн регламентируются ФЗ № 324 от 21.11.11 года об оказании правовой помощи и поощряется Государственной программой, работающей в сфере поддержки населения страны в области права.
Таким образом, юридическая помощь онлайн является реальным шансом получить первичную профессиональную консультацию и сориентироваться в способах решения возникшей проблемы. Для этого не понадобится записываться на прием и терять время в очередях.
Практика «юрист онлайн» позволяет срочно узнать ответ на актуальный запрос правовой направленности. Если описанная ситуация относится к часто обсуждаемой тематике и не содержит подводных камней, то помощь юриста займет всего несколько минут. Для решения сложных вопросов понадобится больше времени. Чтобы получить юридическую консультацию, полностью соответствующую сложившейся ситуации, понадобится ответить на дополнительные вопросы, предоставить сведения о сопутствующих обстоятельствах или просто сформулировать тему более четко и подробно.
Юридические услуги позволяют быстро принять решение и не допустить ошибочных шагов при оценке возникшей ситуации или решении спорной проблемы.
Что предлагает сайт БукваПрава
Для вас работают опытные юристы, специализирующиеся в различных отраслях законодательства и ведущие ежедневную практическую деятельность. Все консультации адвоката составляются с учетом современного состояния правового поля.
У нас вы можете:
- ознакомиться со статьями по актуальным и интересным многим темам трудового, гражданского и семейного законодательства
- получить консультацию адвоката онлайн, задав вопросы по бесплатному номеру телефона или сформулировав проблему в виде письменного запроса
- узнать о новых изменениях в законодательстве и уточнить действенность ранее существовавших законодательных норм
- сохранить полную конфиденциальность заданных вопросов и ответов, так как мы не просим документов, удостоверяющих личность
- увидеть свою ситуацию с точки зрения действующих норм и судебной практики и оценить перспективы решения проблемы.
Предлагаем бесплатную помощь адвоката всем, кто нуждается в срочных квалифицированных ответах по возникшим случаям.
Здесь вы найдете:
- Статьи, разъясняющие различные ситуации с юридической точки зрения
- Пошаговые инструкции по насущным вопросам
- Словарь юридических терминов
- Шаблоны часто используемых документов
- Справочник адресов необходимых служб и организаций
Свежие статьи и пошаговые инструкции
Мы ежедневно добавляем новые статьи на актуальные темы. Если вы не наши ответа на свой вопрос, напишите нам [email protected] , мы разберемся в вопросе и опубликуем статью в ближайшее время.
А если у вас вопрос, относящийся к области семейного права, то вы можете зайти на сайт Внебрака , где вы можете получить помощь юриста онлайн по семейным вопросам: по заключению и расторжению брака, алиментам, наследстве, родительским правам и различного рода пособиям.
В условиях реформы здравоохранения и перехода к медицинскому страхованию граждан становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе диагностических систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно - диагностического процесса и сокращать экономические и трудовые потери.
В этой связи возрастает роль и значение функциональных методов исследования, которые широко применяются с целью раннего выявления патологии, дифференциальной диагностики различных заболеваний и контроля эффективности лечебно - оздоровительных мероприятий.
В 1993 году в лечебно - профилактических учреждениях республики насчитывается 10,7 тыс. отделений функциональной диагностики, в которых ежегодно проводится около 60 млн. исследований.
Не получила системного развития разработка отечественной диагностической аппаратуры, необходимой для технического оснащения учреждений здравоохранения всех уровней. В лечебно - профилактических учреждениях на крайне низком уровне осуществляется метрологическое обеспечение средств измерений.
Необходимо принятие действенных мер по усилению взаимодействия функциональной диагностики с другими диагностическими службами, внедрению алгоритмов диагностики.
В целях совершенствования организации службы функциональной диагностики и повышения качества ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических методов, а также улучшения подготовки кадров и технического переоснащения подразделений современной аппаратурой
Утверждаю:
1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения (приложение 1).
2. Положение об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики (приложение 2).
3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики (приложение 3).
4. Положение о враче отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 4).
5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения функциональной диагностики (приложение 5).
6. Положение о медицинской сестре отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 6).
7. Расчетную норму нагрузки для врача и медицинской сестры отделения (кабинета) функциональной диагностики на 6,5 часовой рабочий день - 33 условные единицы.
8. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно - профилактических учреждений (приложение 7).
9. Инструкцию по применению расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 8).
10. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований (приложение 9).
11. Квалификационные требования к врачу - специалисту функциональной диагностики (приложение 10).
12. Квалификационные требования к медицинской сестре функциональной диагностики (приложение 11).
15. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики - форма N 157/у-93 (приложение 14).
16. Инструкцию по заполнению журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики (приложение 15).
17. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (приложение 16).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:
1.1. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с настоящим приказом.
1.2. В течении 1993-1994 гг. организовать на базе лечебно - профилактических учреждений и клиник медицинских и научно - исследовательских институтов отделения функциональной диагностики включающие кабинеты по инструментальному исследованию функции кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем, а также других видов функциональной диагностики с учетом профиля учреждений и местных условий; организовать их работу в соответствии с Положениями об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики и его персонале (приложения 2 - 6).
1.3. Утвердить должность главного внештатного специалиста органа здравоохранения по функциональной диагностике, организовать его деятельность в соответствии с Положением о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике (приложение 1).
1.4. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам функциональной диагностики.
1.5. Совместно с территориальными ПТО "Медтехника" обеспечить организацию высококачественного и своевременного сервисного обслуживания диагностического оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.
2. Управлению медицинской помощи населению Минздрава России (Царегородцев А.Д.) совместно с другими заинтересованными управлениями:
2.1. Обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.
2.2. Провести в 1994-1995 гг. семинары для специалистов по различным направлениям функциональной диагностики.
3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по функциональной диагностике в медицинских и фармацевтических вузах, а также на медицинских факультетах университетов с учетом внедрения в практическую работу современной аппаратуры и новых методов исследования.
4. Руководителям учреждений здравоохранения:
4.1. Рекомендовать устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).
4.2. Разработать стандартизированные и унифицированные схемы диагностического обследования пациентов при различных заболеваниях с учетом этапности и преемственности в обследовании, проводимых в лечебно - профилактических учреждениях различного уровня.
5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов и врачей различного профиля по вопросам функциональной диагностики в соответствии с утвержденными типовыми программами.
6. Государственной центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинов Б.Р.) создать справочные информационно - методические центры по обеспечению врачей специалистов и курсантов необходимой информацией о современных эффективных методах функциональной диагностики.
7. Управлению научных исследований Минздрава России (Самко Н.Н.):
7.1. Разработать и утвердить в установленном порядке перспективную программу, связанную с созданием различных типов приборов для функциональных исследований, отвечающих современным техническим и медицинским требованиям для оснащения лечебно - профилактических учреждений различного уровня.
7.2. Обеспечить регулярную рассылку органам здравоохранения с правом тиражирования в необходимом количестве приказов Минздрава Российской Федерации о разрешении к применению новых приборов и аппаратов и об исключении из номенклатуры устаревшей техники.
8. Всероссийскому научно - исследовательскому и испытательному институту медицинской техники (Леонов Б.И.).
О признании незаконным приказа о введении норм труда
По делу № 2-
Принято Хорольским районным судом (Приморский край)
- Хорольский районный суд Приморского края в составе:
- Председательствующего судьи Ивашинниковой Е.А.
- при секретаре Гуровой Н.Ю.
- рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Кобзевой Ирины Вячеславовны о признании незаконным приказа о введении норм труда Главного врача МУЗ Хорольская ЦРБ,
Установил:
- Заявитель просит суд иск удовлетворить по следующим основаниям:
- 28 мая 2010 года в кабинете функциональной диагностики (ФД) МУЗ ХЦРБ проведен хронометраж исследований, по результатам которого издан Приказ МУЗ ХЦРБ № 293 от 3.06.2010 года «О введении норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики». Она, Кобзева И.В., врач кабинета функциональной диагностики, не согласна с данным приказом, так как нормативы труда завышены. Деятельность медицинских сотрудников отделений (кабинетов) функциональной диагностики регламентируется действующим Приказом МЗ РФ № 283 от 30.11.1993 года «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
- Хронометраж исследований в кабинете ФД МУЗ ХЦРБ от 28 мая 2010года считает проведенным незаконно, так как согласно п.п.2.1 Приказа МЗ РФ № 283 от 30.11.1993г, корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени приказано проводить Управлению медицинской помощи Минздрава России. А руководителям учреждений здравоохранения, согласно п.4 одноименного приказа, установить численность персонала отделений в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).
- Хронометраж исследований в кабинете ФД МУЗ ХЦРБ от 28 мая 2010года проведен формально: в течении 1 часа, однократно, без учета стандартных технологических операций и т.д., и не всех функциональных методов; с актом хронометражного замера исследований медицинские сотрудники не ознакомлены. В составе хронометражной комиссии не было членов профсоюза, специалиста по функциональной диагностики и охране труда.
- В п.3 примечания приложения 7 « Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений» одноименного приказа указано, что руководителем учреждений по согласованию с профсоюзным комитетом устанавливаются нормы времени только при внедрении новой аппаратуры или новых методов функциональных исследований, используя Приложения 8 «Инструкция по применению расчетных норм времени на функциональные исследования» и Приложения 9 «Инструкция по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых методов исследований» к приказу Минздрава РФ от 30.11.1993г.
- . Изменений характера, условий труда в кабинете функциональной диагностики за последние 10 лет не произошло. Внедрения новых методов диагностики, модернизации деятельности кабинета функциональной диагностики за счет приобретения и использования нового оборудования, мультикомплексных систем не было. Замена аппаратуры, вышедшей из строя из-за поломок, старения, производилась на однотипные модели. Все исследования, проводимые в кабинете ФД, рассчитываются, согласно Приказа № 283 МЗ РФ (Приложение 7).
- Считает нарушением прав трудящихся введение норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики, согласно Таблицы 1 Приказа МУЗ ХЦРБ №293 от 3.06.2010года «О введении норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики», завышающего действующий норматив Приказа МЗ РФ. Просит признать указанный приказ главного врача МУЗ ХЦРБ №293 от 3.06.2010 г. незаконным и обязать соответствующее должностное лицо устранить данные нарушения.
- В судебном заседании заявитель Кобзева И.В. просит удовлетворить ее заявление по основаниям, изложенным в нем. Пояснила суду, что по сравнению с нормами, установленными Приказом МЗ РФ № 283, нормы труда, установленные приказом главного врача МУЗ ХЦРБ №293 от 3.06.2010года, значительно завышены. Например, Приказом МЗ РФ установлена норма времени для проведения врачом ЭКГ - 1,7 условная единица времени, согласно приказа 1 условная единица соответствует 10 минутам, то есть на проведение ЭКГ Приказом МЗ РФ отведено 17 минут, а приказом МУЗ ХЦРБ №293 на проведение ЭКГ отведено 6 минут, и чтобы выполнить свою норму нагрузки за день, ей нужно провести большее количество исследований, нагрузка повышена примерно на 40 процентов, что нарушает ее нормы труда. Утверждает, что внедрения новых методов диагностики, модернизации деятельности кабинета функциональной диагностики за счет приобретения и использования нового оборудования за последние 10 лет не было. Замена аппаратуры, вышедшей из строя из-за поломок, старения, производилась на однотипные модели; технологический процесс исследований не изменился. Считает, что представитель ответчика не предоставил суду доказательств, что оборудование, поступившее за последнее время в кабинет ФД, является технологически новым. По поводу предоставленного представителем ответчика суду приказа главного врача МУЗ ХЦРБ № 333 от 28 июня 2010г., пояснила, что с данным приказом ее не ознакомили, в нем приведены нормы нагрузки для медицинских сестер, и приказ № 333, согласно его названия, вносит изменения в приказ МУЗ ХЦРБ № 293, а не отменяет его. В связи с чем она настаивает на удовлетворении своих исковых требований.
- Представитель Хорольской ЦРБ Павлов А.А. с заявление не согласен и пояснил суду, что позиция главного врача МУЗ ХЦРБ Клименко И.Ю., принявшей оспариваемый приказ, по поводу исковых требований изложена в объяснении, предоставленном суду. Считает, что приказ главного врача МУЗ ХЦРБ принят в соответствии с ее полномочиями как работодателя согласно Уставу МУЗ ХЦРБ; в соответствии с работодатель имеет право пересмотра норм труда, и данный приказ принят правомерно. По сравнению с нормами, установленными Приказом МЗ РФ № 283, нормы труда, установленные приказом главного врача МУЗ ХЦРБ №293 от 3.06.2010 года, немного повысились, так норма труда за день повысились с 30 до 33, но он считает это несущественным, так как аппаратура, поставленная за последнее время в кабинет ФД, технологически новее и позволяет выполнить на ней большее количество исследований. Это было сделано для повышения доступности медицинских услуг. Считает, что приказ МЗ РФ № 283 от 30.11.1993г. не подлежит применению, так как он устарел и противоречит . Кроме того, согласно дополнительного объяснения суду главного врача МУЗ ХЦРБ Клименко И.Ю. приказом главного врача МУЗ ХЦРБ № 333 от 28 июня 2010г. внесены изменения в приказ главного врача МУЗ ХЦРБ №293 от 3.06.2010 года, фактически данный приказ отменяет действие приказа № 293, так как таблицы № 1 и № 2 в нем изложены в новой редакции, которые устанавливают новые нормы труда только для медицинских сестер, а истец является врачом, и ее нормы труда остались неизменными, и нарушений ее трудовых прав не имеется. В связи с чем просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
- Согласно письменному объяснению главного врача МУЗ Хорольская ЦРБ, предоставленному суду, Клименко И.Ю. пояснила, что нормы труда для работников кабинета функциональной диагностики установлены Приказом Минздрава РФ №. 283 от 30.11.1993 г. «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Приказ № 293 от 03.06.2010 г. «О введения норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики» (далее - Приказ № 293) был издан на основании акта проведения хронометражного замера фактических затрат времени в кабинете функциональной диагностики от 28 мая 2010г. Данный приказ был издан для увеличения доступности медицинской помощи, в соответствии с требованиями пункта 2.2. приказа МЗ РФ № 283 от 30.11.1993 г., ТК РФ. В соответствии со ТК РФ, «Нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования». Порядок введения новых норм труда в организации регламентирован ТК РФ, согласно которой «Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В МУЗ Хорольская ЦРБ имеется профсоюзный комитет, Приказ № 293 согласован с профкомом. Необходимо отметить, что с 1993 года до 03 июня 2010г. нормы труда в кабинете функциональной диагностики не изменялись, Приказом № 293 нормативы времени на проведение ЭКГ исследований уменьшены незначительно. Так, согласно нормативов, утвержденных Приказом Минздрава РФ № 283 от 30.11.1993 г. «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», количество проводимых в день ЭКГ исследований - 30; согласно нормативов, установленных Приказом № 293 - количество данных исследований - 33. Естественно, что за 17 лет медицинская техника значительно шагнула вперед, в связи с чем и были незначительно изменены нормы труда. Список поступившего в кабинет функциональной диагностики в период с 2006 по 2009 г. современного медицинского оборудования прилагает к объяснению. Ранее, 18.06.2010 г, Кобзева И.В. обратилась с заявлением на имя главного врача МУЗ ХЦРБ о несогласии с введением новых норм труда, на данное заявление был дан ответ от 23.06.2010 г., в котором в доходчивой форме разъяснялась необходимость незначительного уменьшения норм времени.
- Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
- На основании ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- Согласно Трудового кодекса РФ, нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
- В соответствии со ТК РФ, типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Согласно ТК РФ, локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
- Пунктом 2.2 Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 283 от 30.11.1993 года «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» Управлению медицинской помощи населению Минздрава России совместно с другими заинтересованными управлениями приказано обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.
- Пунктом 4.1 Приказа МЗ РФ № 283 от 30.11.1993г. руководителям учреждений здравоохранения рекомендовано устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (Приложение 7).
- Судом установлено, что нормы труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики, согласно Таблицы 1 Приказа главного врача МУЗ ХЦРБ № 293 от 03.06.2010года «О введении норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики», завышены, так как данные нормы труда превышают нормы, установленные в Приложении № 7 « Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений» Приказа МЗ РФ № 283.
- В п.3 примечания к указанному приложению 7 Приказа МЗ РФ № 283 определено, что нормы времени устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом на основании объективных данных о затратах рабочего времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов функциональных исследований. Однако ответчиком не предоставлено доказательств внедрения новой аппаратуры или новых видов функциональных исследований в кабинете функциональной диагностики. Ответчик поясняет, что Приказ № 293 был издан на основании акта проведения хронометражного замера фактических затрат времени в кабинете функциональной диагностики от 28 мая 2010г. В акте проведения хронометражного замера от 28 мая 2010г. также ничего не оговаривается, что в кабинете функциональной диагностики внедрена новая аппаратура или новые виды функциональных исследований. Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований, предусмотренных трудовым законодательством, для установления новых норм времени у руководителя учреждения не было.
- В соответствии с п.4 Трудового кодекса РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
- Учитывая, что нормы приказа главного врача МУЗ ХЦРБ № 293 от 3.06.2010 года «О введении норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики» ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (Приказом МЗ РФ № 283 от 30.11.1993г.), приказ МУЗ ХЦРБ № 293 от 3.06.2010 года не подлежит применению, и не может быть признан судом законным.
- Принятие главным врачом МУЗ ХЦРБ приказа № 333 от 28 июня 2010г. «О внесении изменений в приказ главного врача № 293 от 03.06.2010г.» суд не может рассматривать как отмену приказа № 293 либо признание его незаконным, так как в приказе № 333 отсутствуют такие формулировки, поэтому его издание не исключает рассмотрение исковых требований заявителя о законности приказа № 293, нарушающего права истца.
- Доводы представителя ответчика, что Приказ МЗ РФ № 283 от 30.11.1993г. не подлежит применению, так как он устарел и противоречит , суд не может принять во внимание, так как данный Приказ МЗ РФ № 283 является действующим, он не отменен в связи с принятием , и суд не усматривает никаких противоречий норм Приказа № 283 с
- Признать незаконным приказ главного врача МУЗ Хорольская ЦРБ № 293 от 03.06.2010 года «О введении норм труда для сотрудников кабинета функциональной диагностики» и обязать указанное должностное лицо устранить данные нарушения.
- Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня его оглашения путем подачи жалобы через Хорольский районный суд.
- Судья
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.11.93 № 283
«О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»
В условиях реформы здравоохранения и перехода к медицинскому страхованию граждан становится чрезвычайно актуальной задача разработки и внедрения в практику новых медицинских технологий, в том числе диагностических систем и комплексов, позволяющих повышать эффективность лечебно-диагностического процесса и сокращать экономические и трудовые потери.
В этой связи возрастает роль и значение функциональных методов исследования, которые широко применяются с целью раннего выявления патологии, дифференциальной диагностики различных заболеваний и контроля эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.
В 1993 году в лечебно-профилактических учреждениях республики насчитывается 10,7 тыс. отделений функциональной диагностики, в которых ежегодно проводится около 60 млн. исследований.
Постоянно расширяется номенклатура исследований в основном за счет высокоинформативных методик функциональной диагностики. Удельный вес их в общем объеме инструментальных исследований только в диагностических центрах достигает 25-30 процентов.
Вместе с тем, во многих лечебно-профилактических учреждениях, особенно на догоспитальном этапе допущено серьезное отставание в развитии службы функциональной диагностики.
По состоянию на 01.01.93 в Российской Федераций из 19,6 тыс. амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений лишь около половины учреждений имели отделения (кабинеты) функциональной диагностики.
В последние, три года практически прекратился рост обмена функциональных исследований, особенно в поликлиниках для обслуживания взрослого населения.
Наметилась устойчивая тенденция к снижению показателя обеспеченности населения этими видами исследований с 5,6 в 1990 г. до 5,0 в 1992 г. на 100 посещений.
По сравнению с 1991 годом уменьшилось количество дистанционно-диагностических кабинетов с 354 до 286 и число проведенных ЭКГ-исследований в них - с 887,7 до 857,1 тысяч.
Возможности функциональной диагностики неоправданно снижаются вследствие недостаточно четкой организации работы ее структурных подразделений, нерационального использования технических средств, медленного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, высокоэффективных диагностических программ и алгоритмов.
Эффективность использования полученной информации в лечебно-профилактических учреждениях недостаточна в связи со слабой подготовленностью специалистов по функциональной диагностике и лечащих врачей, отсутствием должной преемственности в их работе.
В определенной степени трудности в организации службы функциональной диагностики связаны с отсутствием необходимой нормативной базы, рекомендаций по оптимизации структуры, штатного расписания и номенклатуры исследований в отделениях и кабинетах функциональной диагностики ЛПУ различной мощности. Не отработаны принципы этапности с разграничением уровней и строгой унификацией используемых методов и методик на каждом этапе, а также учет и отчетность, позволяющие в необходимом объеме анализировать деятельность службы.
Не получила системного развития разработка отечественной диагностической аппаратуры, необходимой для технического оснащения учреждений здравоохранения всех уровней. В лечебно-профилактических учреждениях на крайне низком уровне осуществляется метрологическое обеспечение средств измерений.
Необходимо принятие действенных мер по усилению взаимодействия функциональной диагностики с другими диагностическими службами, внедрению алгоритмов диагностики.
В целях совершенствования организации службы функциональной диагностики и повышения качества ее работы, быстрейшего внедрения новых диагностических методов, а также улучшения подготовки кадров и технического переоснащения подразделений современной аппаратурой утверждаю:
1. Положение о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике Министерства здравоохранения Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, областного (краевого), городского отделов, управлений здравоохранения (приложение 1).
2. Положение об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики (приложение 2).
3. Положение о заведующем отделом, отделением, кабинетом функциональной диагностики (приложение 3).
4. Положение о враче отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 4).
5. Положение о старшей медицинской сестре отдела, отделения функциональной диагностики (приложение 5).
6. Положение о медицинской сестре отделения, кабинета функциональной диагностики (приложение 6).
7. Расчетную норму нагрузки для врача и медицинской сестры отделения (кабинета) функциональной диагностики на 6,5 часовой рабочий день - 33 условные единицы.
8. Расчетные нормы времени на функциональные исследования, проводимые в кабинетах функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений (приложение 7).
9. Инструкцию по применению расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 8).
10. Инструкцию по разработке расчетных норм времени при внедрении новой аппаратуры или новых видов исследований (приложение 9).
11. Квалификационные требования к врачу-специалисту функциональной диагностики (приложение 10).
12. Квалификационные требования к медицинской сестре функциональной диагностики (приложение 11).
15. Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики - форма № 157/у-93 (приложение 14).
16. Инструкцию по заполнению журнала регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики (приложение 15).
17. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (приложение 16).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения республик в составе Российской Федерации, руководителям органов управления и учреждений здравоохранения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
1.1. Организовать работу отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с настоящим приказом.
1.2. В течении 1993-1994 гг. организовать на базе лечебно-профилактических учреждений и клиник медицинских и научно-исследовательских институтов отделения функциональной диагностики включающие кабинеты по инструментальному исследованию функции кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем, а также других видов функциональной диагностики с учетом профиля учреждений и местных условий; организовать их работу в соответствии с положениями об отделе, отделении, кабинете функциональной диагностики и его персонале (приложения 2-6).
1.3. Утвердить должность главного внештатного специалиста органа здравоохранения по функциональной диагностике, организовать его деятельность в соответствии с положением о главном внештатном специалисте по функциональной диагностике (приложение 1).
1.4. Обеспечить регулярную подготовку врачей лечебной сети по актуальным вопросам функциональной диагностики.
1.5. Совместно с территориальными ПТО «Медтехника» обеспечить организацию высококачественного и своевременного сервисного обслуживания диагностического оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.
2. Управлению медицинской помощи населению Минздрава России (Царегородцев А.Д.) совместно с другими заинтересованными управлениями:
2.1. Обеспечить систематическую (каждые 2-3 года) корректировку, разработку и утверждение расчетных норм времени с учетом совершенствования и развития методов и аппаратуры, используемых в функциональной диагностике.
2.2. Провести в 1994-1995 гг. семинары для специалистов по различным направлениям функциональной диагностики.
3. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) дополнить учебные программы подготовки специалистов по функциональной диагностике в медицинских и фармацевтических вузах, а также на медицинских факультетах университетов с учетом внедрения в практическую работу современной аппаратуры и новых методов исследования.
4. Руководителям учреждений здравоохранения:
4.1. Рекомендовать устанавливать численность персонала отделов, отделений, кабинетов функциональной диагностики в соответствии с объемом работы на основе расчетных норм времени на функциональные исследования (приложение 7).
4.2. Разработать стандартизированные и унифицированные схемы диагностического обследования пациентов при различных заболеваниях с учетом этапности и преемственности в обследовании, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня.
5. Ректорам институтов усовершенствования врачей обеспечить в полном объеме заявки учреждений здравоохранения на подготовку специалистов и врачей различного профиля по вопросам функциональной диагностики в соответствии с утвержденными типовыми программами.
6. Государственной центральной научной медицинской библиотеке Минздрава России (Логинов Б.Р.) создать справочные информационно-методические центры по обеспечению врачей специалистов и курсантов необходимой информацией о современных эффективных методах функциональной диагностики.
7. Управлению научных исследований Минздрава России (Самко Н.Н.):
7.1. Разработать и утвердить в установленном порядке перспективную программу, связанную с созданием различных типов приборов для функциональных исследований, отвечающих современным техническим и медицинским требованиям для оснащения лечебно-профилактических учреждений различного уровня.
7.2. Обеспечить регулярную рассылку органам здравоохранения с правом тиражирования в необходимом количестве приказов Минздрава Российской Федерации о разрешении к применению новых приборов и аппаратов и об исключении из номенклатуры устаревшей техники.
8. Всероссийскому научно-исследовательскому и испытательному институту медицинской техники (Леонов Б.И.)
8.1. Совместно с главными метрологами административно-территориальных органов управления здравоохранением организовать работу по аттестации методик выполнения измерений в функциональной диагностике.
8.2. Обеспечить на хозрасчетной основе представление по запросам органов и учреждений здравоохранения информации о потребительских характеристиках серийно выпускаемой отечественной медицинской техники, адреса и реквизиты организаций и фирм-изготовителей.
8.3. Организовать постоянно действующую и передвижные выставки медицинской техники для функциональной диагностики.
9. Руководителям и главным метрологам территориальных органов управления здравоохранением, руководителям учреждений здравоохранения обеспечить своевременное техническое обслуживание изделий медицинской техники и поверку средств измерений.
10. Считать утратившими силу для учреждений системы Минздрава России приказ Минздрава СССР от 12 августа 1988 года № 642 «О расчетных нормах времени на функциональные исследования», приказ Минздрава СССР от 7 июля 1989 года «О дополнении к приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 августа 1988 года № 642.
«Положение об электрокардиологическом кабинете», утвержденное Главным управлением лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР 21 апреля 1954 года.
11. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра А.М. Москвичева.