28 июля 2017 года на Севмаше состоялась церемония закладки многоцелевого атомного подводного крейсера (АПК) проекта 885 «Ясень-М» . Приказом Главкома ВМФ России кораблю присвоено наименование «Ульяновск».
Закладную доску в «карман» секции будущего корабля установили вице-адмирал Виктор Бурсук и первый зампредседателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин.
АПК «Ульяновск» станет 6-ым в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М», спроектированных морским бюро машиностроения «Малахит» (г.Санкт-Петербург). Головной корабль этого проекта - «Казань» - 31 марта 2017 года был спущен на воду и проходит заводские испытания. АПК «Красноярск», «Архангельск», «Новосибирск» и «Пермь» находятся на разных этапах строительства.
Заложена атомная подводная лодка «Князь Пожарский» >>
Справка 24РосИнфо:
Головная подводная лодка проекта - К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше». В 1996 строительство АПЛ было остановлено, работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания, 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Заводские испытания и доработка лодки заняли 3 года. Сроки сдачи неоднократно переносились, попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря был подписан приёмный акт, лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, а 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России.
2-ая подводная лодка - К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». На "Казани" удалось реализовать множество современных технологий, которых не существовало во время закладки его предшественницы. В первую очередь это касается малошумности и гидроакустического вооружения. Отличается оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами.
Экипажи для атомоходов «Казань» и «Князь Владимир» сформированы >>
Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, "Казань" вооружена большим арсеналом ракет. На лодке установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" лодка способна нести и более мощные П-800 "Оникс" , специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей. Возможность комбинировать "содержимое" пусковых установок делает "Казань" по-настоящему универсальной.
Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий. Спущена на воду 31 марта 2017 года, принятие на вооружение ожидается в 2018 году.
АПЛ «Святой Георгий Победоносец» стал лучшим кораблем в составе ВМФ >>
3-я подводная лодка - К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М». Ввод в строй ожидается в 2019 году.
4-я подводная лодка - К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года - должна сойти со стапелей в 2019 году.
5-я подводная лодка - К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года.
Атомные подлодки проекта «Ясень-М» строятся большой серией. Изменения и технические решения, внедренные в проект, касаются комплексов радиотехнического вооружения, модернизированного оборудования и материалов, производимых российскими предприятиями кооперации. Согласно Военно-морской доктрине России, в перспективе подводные лодки этого проекта станут основными многоцелевыми атомными подлодками России.
P/S В соответствии с госпрограммой вооружения России, до 2020 года в состав ВМФ войдут 15 новых атомных подлодок четвертого поколения. Восемь из них – РПКСН проекта 955 «Борей»/955А «Борей-А», а еще семь – ПЛАРК проекта 855 «Ясень»/885М «Ясень-М».
На крупнейшем судостроительном заводе России «Севмаш» в процессе создания находятся уже 13 атомных субмарин, а также проводится обширный ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера .
Головной корабль проекта «Борей» названный «Князь Владимир» сегодня уже находится на стадии завершения. Его готовят к выходу из цеха, который намечен уже на ближайшее время. Вслед за этим намечена достройка на плаву и швартовые испытания.
Вслед за ним флоту будут переданы субмарины «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Их создание ведется ударными темпами, они находятся на разных этапах строительства.
Боевые подлодки «Борей» также неумолимо приближаются к дате своего вступления в состав ВМФ.
Первая лодка «Казань» уже проходит испытания и достройку – первый выход субмарины в море намечен на 2018 год. Вслед за ним идут «Новосибирск», «Красноярка», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск» - эти машины также находятся на различном уровне формирования и оснащения.Кроме того, после сдачи этой партии субмарин, Минобороны рассматривает дальнейшие перспективы расширения флота. В соответствии с планом, к 2023-2024 году в распоряжении ВМФ РФ появятся еще 17 новых атомных подводных лодок, которые также построит «Севмаш».
в Избранное в Избранном из Избранного
0Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию статью с сайта "Стелс машины" посвященную АПЛ пр. 885 и 885М типа «Ясень».
В рамках работ над многоцелевыми ударными АПЛ 4-го поколения, наряду с разработкой проекта 957 в ЦКБ «Лазурит», в СПМБМ «Малахит» с 1980 года под руководством Главного Конструктора В.Н.Пялова велись собственные работы над подобным проектом под номером 885 (08850) (шифр «Ясень»). Его истоки находятся еще в 1976 году, когда в рамках предэскизного проекта 971/958 была сконструирована лодка с заложенными в нее чрезвычайно высокими требованиями малошумности. Однако, большинство этих идей не были реализованы в результате сопротивления промышленности. Согласно начальному тактико-техническому заданию, «Ясень» должен был по своим задачам и характеристикам во многом походить на многоцелевые АПЛ проекта 971, но с качественным снижением уровня акустической заметности. Таким образом, большинство технических решений, заложенных в раннем проекте «Щуки-Б», были использованы в новом проекте. Аналогично проекту 957, это потребовало отказа от двухкорпусной архитектуры и от требований надводной непотопляемости, при затоплении одного из отсеков. Технический проект был, согласно планам, подготовлен в конце 1980-х годов, однако, тогда, в связи с изменением в руководящих структурах ВМФ и качественным изменением доктрины флота, проект 885 был коренным образом пересмотрен. Параллельно, в 1987 году, в «НПО Машиностроения» вышел на летно-конструкторские испытания новый противокорабельный ракетный комплекс «Оникс», который должен была стать общим для целой серии воздушных, наземных, надводных и подводных носителей. Попытки унификации техники флота заставили руководство ВМФ отказаться в 1989 г. от серии узкоспециализированных проектов, к коим относились темы «Кедр» и «Меркурий» в пользу единого по-настоящему многоцелевого проекта. Появление в ВМС США в 1985 году многоцелевых АПЛ типа «Los Angeles» подсерии «Providence» с вертикальными шахтными ПУ СКР «Tomahawk» в носовой части корпуса, объясняет желание флота получить лодку с аналогичными боевыми возможностями. Все вместе это привело к тому, что в 1989 г. было принято решение о дооснащении АПЛ 885-го проекта унифицированными шахтными ПУ для ПКР «Оникс» и СКР «Гранат», а позднее для перспективных образцов ракетных комплексов. К тому времени «Ясень» находился в завершающей стадии технического проекта и его полная переработка завершилась лишь в 1991 году. Новая тактика применения субмарины подразумевала функции противолодочной обороны и нанесения ударов ракетным оружием по суше и кораблям противника. Планами судостроения на промежуток времени с 1990 по 2000 гг. предусматривалась постройка от шести до девяти единиц проекта 885. Кроме того, в некоторых источниках утверждается, что общий объем серии «Ясеней» должен был достичь даже 30 единиц. Однако, реализации этих планов помешал распад Советского Союза и последовавшие за ним сложности финансового и политического характера. Тем не менее, 10 декабря 1993 года головной корабль серии был включен в списки кораблей ВМФ под наименованием «Северодвинск», которое до этого с 1991-го года носила ПЛАРК К-266 проекта 949А (позднее «Орел»), а 21 декабря того же года на Северном Машиностроительном предприятии состоялась его закладка под заводским номером 160. Лодка получила тактическую литеру К-329, а в НАТО ей было присвоено кодовое наименование «Granay». Предполагалось, произвести спуск «Северодвинска» в 1996 и принять его в строй в 1998 году. В дальнейшем этот срок был передвинут на 2000 и даже на 2005 год. Вместо этого, в условиях отсутствия финансирования его постройка была полностью заморожена в 1996 году. Длительное простаивание задела подводной лодки «Северодвинск», существовавшей тогда лишь в виде разрозненных корпусных конструкций и отдельных контрагентских поставок оборудования, привело к тому, что к началу 2000 х гг. проект начал морально устаревать в отношении запланированного для него бортового радиоэлектронного оборудования и части конструктивных решений. Помимо этого, велись разработки серии новых образцов вооружения, которое могло быть использовано на 885-м проекте. В связи с этим, требовалась очередная корректировка его технического проекта, в которой учитывались как вышеназванные факторы, так и сложности с контрагентскими поставками из стран бывшего СССР, которые оказались фактически за границей. Не готова оказалась новая паротурбинная установка нового поколения, что также сказалось на корректировке проекта. Соответствующие изменения были внесены в начале 2000-х гг, после чего было возобновлено строительство АПЛ, приведенной в соответствие новым требованиям. Уже в 2005 году на лодке полностью были завершены корпусные работы, а первого декабря того же года сформированы оба экипажа, которые с 2006 по 2007 гг прошли обучение в 270-м УЦ ВМФ в Сосновом Бору. В 2006 году на СМП была доставлена блочная паротурбинная установка, а в Госзаказе на 2008 год на постройку «Северодвинска» была отведена сумма порядка 4 млрд. руб. Все вместе это позволило ожидать, что спуск первого «Ясеня» должен был состояться в 2008 году, однако этот срок впоследствии неоднократно переносился по причине сложностей, вызванных большим количеством новых конструкционных решений и проблем технологического характера. В конечном итоге, после того, как церемония вывода лодки из строительного цеха была официально назначена на 21 декабря 2009 года, выяснилось, что передаточный док «Сухона», в который должен был производиться вывод, нуждался в срочном ремонте и, таким образом, событие было перенесено на 7 мая 2010 года. Но, даже эта дата позднее подверглась корректировке. Из-за пожара на лодке ее спуск на воду был окончательно назначен на 11 июня 2010 года. В настоящий момент на лодке проводятся в основном малярно-изоляционные работы и установка общекорабельного оборудования и ее можно считать практически готовой. Принятие АПЛ в строй запланировано не раньше октября 2010 года, а скорее всего на 2011 год с базированием на Северном Флоте, предположительно, в составе 11-й дивизии подводных лодок СФ в Заозерске. В настоящий момент, там базируются лодки проектов 949А и 971РТМК. Для обучения личного состава лодок 4-го поколения и, в частности, проекта 885, в НПО «Аврора» был разработан полномасштабный комплексный электронный тренажер «Каллао», а для тренировок по борьбе за живучесть корабля – учебная компьютерная программа «Позиция».
За время постройки лодки у обоих ее экипажей сменились, в общей сложности, 4 командира: с 18 июня 2005 по 2008 гг лодкой командовал Капитан 1-го ранга И.И.Горелов (1-й экипаж) и с 2005 по 2006 гг. П.Н.Шульга (2-й экипаж). Позднее, после 2006 года их сменили Капитан 1-го ранга Р.А.Пацкявичус (2-й экипаж) и после 2008 года Капитан 1-го ранга С.Митяев (1-й экипаж). Кроме того, в состав 1-го экипажа входит ст. помощник командира капитан 2-го ранга Р.В.Агапов, заместитель командира по воспитательной работе капитан 2-го ранга Д.Ю.Климов, помощник командира капитан 3-го ранга С.В.Серов и командир БЧ-5 капитан 3-го ранга П.В.Лученков. Во 2-й экипаж входят также ст. Помощник командира капитан 2-го ранга В.А.Ломов, заместитель командира по воспитательной работе капитан 3-го ранга А.И.Федоров, помощник командира капитан 3-го ранга П.Ю.Неудачин и командир БЧ-5 капитан 2-го ранга В.В.Тышкевич. В 2008-м году были озвучены планы строительства серии из пяти последующих многоцелевых подводных лодок 885-го проекта с принятием в строй последней в 2018 году. В подтверждение этих планов 24 июля 2009 года на Северном Машиностроительном Предприятии была заложена вторая АПЛ по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М» с перспективой закладки последующих заказов серии по одному в год начиная с 2011 года. Лодка получила заводской номер 161 и собственное наименование «Казань», которое она унаследовала у АПЛ специального назначения КС-403 проекта 09780, на которой, в частности, отрабатывался гидроакустический комплекс для субмарин 4-го поколения. При этом, корпусные работы на заказе 161 были начаты еще в начале 2000-х гг, вскоре после возобновления работ над головной лодкой. Стоит отметить, что по неизвестным причинам, закладка второй лодки была вопреки первоначальным планам перенесена на год вперед. Основным отличием усовершенствованного проекта стал практически полный отказ от поставок контрагентских поставок зарубежных производителей, которые, как было указано выше, наряду с длительным отсутствием финансирования стали одной из основных причин почти 17-летнего пребывания АПЛ «Северодвинск» на стапеле. Помимо этого, ожидается серия незначительных усовершенствований в обводах серийных лодок. В данном контексте стоит упомянуть имевшиеся в середине 90-х гг за рубежом слухи о существовании уже тогда второй АПЛ усовершенствованного 885-го проекта, которая условно называлась «Гром» или «Северодвинск-1» и даже указывалось наименование лодки – «Бизон». Считалось, что лодка по ряду показателей должна была относиться к 5-му поколению АПЛ, однако все эти слухи, впоследствии, оказались несостоятельными. В отличие от всех предыдущих проектов советских АПЛ, «Ясень» был выполнен по полуторакорпусной архитектуре, что потребовалось для сокращения уровня собственных шумов. Прочный корпус длиной порядка 93 м разделен на 9 отсеков и подкреплен 125 шпангоутами. Средний размер шпации принят равным приблизительно 750 мм и варьирует в зависимости от местоположения шпангоутов. Межотсечные переборки находятся в районе шпангоутов 15, 29, 37, 50, 68, 83, 100 и 117. В первом отсеке длиной 12 м, имеющем наименьший диаметр, находится центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, боевые посты и аппаратное оборудование гидроакустического комплекса. Вокруг первого отсека и в нос от него размещена носовая группа цистерн главного балласта (5 ЦГБ). Во втором отсеке, имеющем максимальный диаметр и длину 9,75 м находятся казенные части ТА и стеллажи с боезапасом. Там же расположены приводы выдвижных устройств и частично другие вспомогательные системы. Трубы торпедных аппаратов, как и торпедопогрузочные люки проходят через коническую часть корпуса на стыке 1-го и 2-го отсеков. Такое расположение торпедопогрузочных люков является необычным техническим решением, если учесть, что у большинства лодок с бортовым расположением торпедных аппаратов, люк находится по центру за рубкой. Это решение позволило перенести люки в центральную часть корпуса, сохранив весьма удачную компоновку торпедопогрузочного люка советских лодок третьего поколения с носовым расположением ТА. Третий отсек имеет длину 5,25 м и вмещает на четырех палубах различное приборное оборудование и общекорабельное оборудование, такое, как дизель-генераторы, холодильные машины, насосы и преобразователи. Четвертый отсек длиной 9 м отведен под различные жилые и медицинские помещения, а также ряд вспомогательных систем. 2-й, 3-й и 4-й отсеки составляют около 40% общей длины ПК и не имеют легкого корпуса, а только легкую надстройку. За ними прочный корпус получает значительное сужение и двухкорпусное исполнение. Пятый ракетный отсек имеет длину 12,75 м. В его районе сосредоточена средняя группа ЦГБ (4 цистерны) и цистерна быстрого погружения. Далее идет шестой реакторный отсек длиной 10,5 м с расположенной вокруг него уравнительной цистерной для удержания лодки по глубине во время ракетной стрельбы. В седьмом турбинном отсеке длиной 12 м находится оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы и другое энергетическое оборудование. Вокруг него сосредоточена кормовая группа ЦГБ (5 цистерн). Восьмой отсек длиной 12 м содержит вспомогательное механическое, общекорабельное оборудование и кормовой люк. За ним находится румпельное отделение длиной 3,75 м с гидравлическими приводами кормового оперения. В качестве материала прочного корпуса была выбрана маломагнитная высокопрочная сталь новой марки. Вся носовая часть лодки выделена под крупногабаритную сферическую антенну гидроакустического комплекса. За ее обтекателем выше конструкционной ватерлинии расположены носовые горизонтальные рули, а под ними 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм под углом к диаметральной плоскости корабля. Данное конструктивное решение, характерное для АПЛ США и практически всех других стран мира, впервые реализовано на подводной лодке ВМФ России. Другой характерной чертой является «веерное» расположение ТА под углом к продольной оси корпуса, в результате чего самый нижний аппарат слегка наклонен вверх, а самый верхний – вниз. Изначально предполагалось использование вооружения калибров 533 и 650 мм, однако в дальнейшем от этого было решено отказаться. «Ясень» имеет, в целом, относительно большое для российских лодок удлинение и соотношение длины к ширине около десяти. Это вызвано, не в последнюю очередь, сравнительно малым диаметром прочного корпуса, обусловленным его архитектурой, а также наличием ракетного отсека, включающего восемь вертикальных шахт. Хвостовое оперение выполнено по классической крестообразной схеме. Лодка получила сравнительно длинное ограждение выдвижных устройств типичной для СПМБМ «Малахит» «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой. Предполагается, что надводное водоизмещение АПЛ составляет - 9500 т, подводное - 13800 т, глубина погружения рабочая – 480 м, предельная – 600 м, экипаж - 85 человек включая - 32 офицера. Длина лодки составляет - 119 м, ширина по стабилизаторам - 15,5 м, максимальная ширина корпуса – 12,0 м, средняя осадка - 9,5 м.
Проект 885М отличается от базового незначительно, в основном тем, что на нем удалось практически полностью отказаться от контрагентских поставок из стран ближнего зарубежья. Помимо этого, АПЛ «Казань» будет обладать несколько улучшенными обводами рубки, надстройки и участков легкого корпуса (опытно-конструкторская работа «Обтекание»). Для нее разработана всплывающая спасательная камера новой конструкции, работающая одновременно в режиме баромодуля. Ведутся работы по конструированию телескопических мачтовых устройств с укороченными обтекателями. Помимо этого, для новой модификации были произведены многочисленные научные исследования аварийных ситуаций, связанных с внутренними взрывами и столкновениями с грунтом и обеспечена аварийная безопасность ядерной энергетической установки в подобных аварийных ситуациях. Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка нового типа. Специально для новых проектов в конце 80-х гг была разработана новая водо-водяная паропроизводящая установка (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП (иногда встречается ошибочное наименование КПМ) тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И.И.Африкантова. Отличительной особенностью нового типа реактора стало т.н. интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе. Такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы (их максимальный диаметр был сокращен с 675 до 40 мм) и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию теплоносителя на всех режимах работы. Последнее является одним из ключевых критериев малошумности всей лодки исключая необходимость в постоянной работе циркуляционных насосов и сокращая на порядок энергопотребление реактора на собственные нужды (более высокий общий КПД). Подобная ППУ намного компактнее предыдущего поколения, более проста в обслуживании, более безопасна и надежна. В то же время, интеграция всех систем и узлов реактора в едином корпусе негативно сказывается на ремонтопригодности установки ввиду их низкой доступности. Потому перед разработчиками реакторов 4-го поколения была поставлена задача обеспечить их безремонтный срок службы в течение всего жизненного цикла лодки. Активная зона реактора построена так, что ее перезарядка необходима вдвое реже, чем на подобных установках лодок 3-го поколения. Конструктивные решения для ППУ нового поколения были опробованы на наземном исследовательском стенде КВ-2 с опытовыми реакторами ТМ-4 и КТМ-6 в Сосновом Бору (тема «Каньон-С.1»), а в 1996 году реактор был официально допущен к серийному производству. Однако на головной АПЛ 885-го проекта он так и не появился. Сложности, связанные с производством блочной паротурбинной установки для него привели к тому, что в процессе перепроектирования лодки «Северодвинск» она получила блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 предыдущего поколения с тепловой мощностью 190 МВт, что в значительной мере сократило боевой потенциал субмарины даже не смотря на весь ряд остальных принятых на ней решений по снижению шумности главной энергетической установки. При этом, вторая лодка серии, по всей видимости, получит изначально запланированный для 885-го проекта реактор КТП-6 с соответствующим энергооборудованием. Известно, что в настоящий момент в ОКБМ им. И.И.Африкантова ведется разработка нового типа реактора под обозначением КТП-7И (ОКР «Феникс»). Не исключено, что он предназначен для установки на более поздних серийных лодках проекта 885М, причем, существуют два возможных принципиальных варианта для этой установки. По одной версии, речь идет о дальнейшем эволюционном развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы активной зоны до 30 лет и более, что позволит их использование без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, например, идут все зарубежные разработчики подобной техники. По другой версии, новая установка может быть основана на принципе перегрева пара непосредственно в активной зоне (разновидность т.н. «кипящего» реактора) и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. В этом случае, если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной паропроизводящей установки, в частности, с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор с еще большим КПД и еще большей компактностью, по сравнению с предыдущими разработками. Однако, как предполагается, эта технология перспективна уже прежде всего для 5-го поколения АПЛ. Особенностью паротурбинной установки «Мираж» разработки Калужского Турбинного завода, которая изначально предназначалась для «Ясеня», была ее блочная компоновка с высокой степенью интеграции всех элементов. Помимо этого, она должна была обеспечивать как скоростной ход под турбозубчатыми агрегатами с понижающим редуктором и приводом на главный вал, так и «режим подкрадывания» с приводом от гребного электродвигателя, питаемого, в свою очередь от автономных турбогенераторов. ГТЗА, являющиеся, одним из основных источников шума на АПЛ, при этом, остаются отключены. Подобная гибридизация энергетической установки позволила в полной мере использовать тот факт, что реактор нового типа работает в одном режиме тепловыделения на всех режимах хода. Также, в значительной мере упростилась конструкция редуктора. К сожалению, финансовые проблемы завода «КТЗ» практически остановили все работы на нем в течение 90-х гг. В 2006 году ПТУ «Мираж» с номинальной мощностью порядка 43.000 л.с. уже проходила стендовые испытания и, судя по всему, именно начало ее серийного производства позволит начиная со второй лодки серии в полной мере использовать потенциал, заложенный в проект 885. В отсутствие новой ПТУ, на АПЛ «Северодвинск» была использована блочная ПТУ ОК-9ВМ «Сапфир-ВМ» мощностью 43.000 л.с., ранее примененная на лодках 945-го и 971-го проектов. Обе установки обеспечивают максимальную подводную скорость порядка 31 уз. (надводная скорость - 16 уз.) Изменения в конфигурации оборудования энергоотсека потребовали дополнительных корректур в конструкции АПЛ «Северодвинск», таких, как перепроектировка переборок и установка рецесса в районе линии гребного вала.
Огромное внимание при проектировании лодки было уделено сокращению уровня производимых ею подводных шумов. Для этого фундаменты всех критических узлов оснащены активной системой гашения шумов (САГ) на основе пьезокристаллических приводов. Дискретные низкочастотные составляющие шума удалось также снизить за счет разработки новых типов негорючих спиральнотроссовых амортизаторов на замену применяемым ранее резино-кордовым. В будущем на лодках серии ожидается массовое внедрение композитных элементов конструкции, обладающих высокой прочностью, малым весом и демпфирующими свойствами. К таковым относятся различные вибропоглощающие сотовые каркасы, слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, сокращающие вибрационные шумы на отдельных частотах на 10-30 дБ. Многообещающим является новый принцип компоновки оборудования энергетических отсеков, разработанный в СПМБМ «Малахит» по теме научно-исследовательских работ «Старомодность». В данном случае уже известный принцип т.н. зональных блоков, раскрепленных с корпусом лодки посредством амортизаторов, дополнен рамой-массой – массивным конструкционным элементом с высокой степенью инертности и высокой резонансной частотой. Этот элемент за счет своей механической инерции в состоянии гасить вибрации установленного на него оборудования энергетической установки, вспомогательного оборудования систем охлаждения и электроснабжения (также амортизированы на собственных каркасах). Весь общий каркас зонального блока дополнительно облицован вибропоглощающими панелями. Предполагается, что данный принцип в будущем поможет сократить уровни шумов лодок серии на 10-15 дБ в определенных диапазонах. В обеспечение научно-исследовательских работ по снижению физических полей на АПЛ нового поколения в 1987-1993 годах на «Адмиралтейских верфях» была построена плавучая лаборатория «Кармон-1Э» по проекту ЦКБ «Лазурит». Ее использование предполагалось на полигоне 1 ЦНИИ МО в Приморске. Вопреки распространенному предположению, ни «Северодвинск», ни «Казань» не обладают водометным главным движителем, а оснащены семилопастным гребным винтом составной конструкции с композитным демпфированием лопастей, что позволяет на 2-3 дБ снизить общий уровень шумов от него. В качестве резервного движительного комплекса для хода на скоростях до 4,5 уз. предусмотрены электродвигатели ГАП-300 мощностью по 300 кВт в откидных колонках в кормовой и носовой частях корпуса. Они же используются в качестве подруливающих устройств. Первоначально этот тип РДК использовался на АПЛ проекта 971. Для проекта 885М в настоящий момент по теме «Ломовик» ведется разработка нового малошумного РДК с кольцевым электродвигателем. В качестве резервных дизель-генераторов предусмотрен автоматизированный АДГ-1000Б мощностью 1000 кВт на базе дизеля 8ДМ-21С производства уральского дизель-моторного завода. В состав общекорабельного оборудования входят также: система компенсации магнитного поля корабля АМК-641 (проект 885М), беспоршневые тепловые малошумные компрессоры КСВА, опреснительная установка ПС2-5, система пожаротушения и сигнализации «Факел-1» и многие другие. Все боевые и технические средства корабля объединены в единую автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) «Округ», пришедшую на смену боевым информационно-управляющим системам (БИУС), обладающим значительно меньшей степенью интеграции. Одной из главных подсистем АСБУ является корабельная система управления техническими средствами «Булат-М» и система управления электро-энергетическими средствами «Луга-2», разработанные в 1986 году, а позднее «Луга-М» (1995 год). Они включают локальные системы управления, самозащиты электрооборудования и технической диагностики, систему централизированного питания «Косинус-М» и т.д. В результате, оператор комплекса может непосредственно с пульта получить детальную информацию о техническом состоянии корабля и о неполадках в самой системе. Помимо сего, СУ принимают на себя функции по ведению электронных вахтенных журналов и организуют действия личного состава при аварийных ситуациях. При создании корабельных электронных средств широко использовалась т.н. «открытая архитектура», подразумевающая использование распространенных промышленных стандартов компьютерной техники, что позволило снизить стоимость бортового радиоэлектронного оборудования. Так, использованы стандартизированные бортовые ЭВМ серии «Багет» в конструктиве «Евромеханика» 6U с системной шиной VME, интерфейсами MIL-STD-1553B и Ethernet, международные стандарты и операционная система QNX. Проект 885 оснащен серией перспективных радиоэлектронных средств. Для ведения эффективных боевых действий в группе, АПЛ оснащена системой звукоподводной связи для передачи тактических данных в реальном масштабе времени на большие расстояния на основе принципа частотной модуляции сигнала. Помимо этого, предусмотрен ряд новых образцов систем связи и навигации, включая спутниковую систему связи «Синтез», новые непроникающие оптико-электронные выдвижные устройства (оптронные мачты) взамен перископов, телевизионная система МТК-115-2 и т.д. Среди хорошо зарекомендовавших себя и отработанных на ранних проектах АПЛ систем, следует отметить радиолокационный комплекс МРКП-59 «Радиан-У». Одним из комплексов радиоэлектронного вооружения советских и российских АПЛ 4-го поколения является цифровой гидроакустический комплекс 3П05 «Иртыш» разработки ЦНИИ «Морфизприбор» со сферической антенной «Амфора», занимающей всю носовую часть лодки. Такое решение позволило значительно увеличить апертуру антенны и тем самым уже на этом уровне увеличить ее эффективность, по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Скат-3». Разработка сферической антенны ГАК велась с 1978 года с проведением модельных испытаний на плавучей лаборатории «Неман» в 1982 году. Установленная на проекте 885 версия этого комплекса получила наименование «Иртыш-Амфора-Ясень». НИОКР по разработке ГАК велись с 1980 по 1987 гг под руководством Главного Конструктора С.А.Смирнова и их результаты частично использовались также для совершенствования комплекса «Скат-3». В 1988 году стартовала согласованная с ВМФ программа «Флагман» с целью создания семейства ГАК серии «Иртыш» для всех перспективных АПЛ 4-го поколения, венцом которой стало проведение в 1998 году натурных испытаний макета центральной части «Иртыша» с использованием сигнальных процессоров нового поколения. Для этого несколькими годами раньше была переоборудована АПЛ-лаборатория КС-403 «Казань» проекта 09780 «Аксон-2». При этом, прорывным для российских разработчиков подобной аппаратуры стал тот факт, что впервые была обеспечена полная обработка гидроакустической информации включая формирование характеристики направленности акустических антенн исключительно программными средствами. Также удалось добиться полной автоматизации комплекса. Для реализации программной классификации целей в 1985 году была разработана электронная библиотека акустических данных «Аякс-М». Стоит, однако, отметить и тот факт, что данные конструктивные решения свойственны зарубежным аналогам, разработанным на десятилетие раньше, а сферические антенны стали использоваться на американских АПЛ уже в 1960-х гг.
Интересной особенностью ГАК «Иртыш» является наличие в нем прочной водонепроницаемой необслуживаемой капсулы непосредственно вблизи главной антенны, в которой находится аппаратура первичной обработки информации от гидрофонов и многоканальные АЦП. Далее, она поступает по оптоволоконным кабелям в ПК лодки, что позволило заметно сократить общий уровень электромагнитных помех в системе. Именно наличие особо крупной антенны ГАК в носовом обтекателе является причиной тому, что были применены бортовые торпедные аппараты. Однако, помимо антенны «Амфора» лодка оснащена рядом бортовых конформных антенн. Две самых крупных их них находятся непосредственно за обтекателем главной антенны. Еще не менее четырех антенн рассредоточены в центральной и кормовой части корпуса. Комплекс дополнен буксируемой антенной ГАС с выпускным устройством в вертикальном оперении лодки, что позволило избавиться от каплевидной гондолы БуГАС, характерной для советских АПЛ 3-го поколения. Помимо этого, имеется ряд вспомогательных гидроакустических средств, интегрированных в состав комплекса. Производством нового ГАК занимается Таганрогский завод «Прибой». Предполагается, что монтаж первых трех уровней оборудования комплекса был произведен с февраля 2005 по июль 2006 гг. С 2007 года велась установка и наладка 4-го и 5-го уровней, включая приборы 1Э, 1М4, 1МК, 16Г и гидрофоны. Для обеспечения навигации в арктических водах и безопасности передвижения во льдах для будущих модификаций 885-го проекта рассматривается возможность замены стеклопластикового обтекателя ГАК на металлический (предположительно из титановых сплавов). Помимо гидроакустических средств освещения подводной обстановки, АПЛ оснащена неакустическими средствами, такими как система обнаружения кильватерного следа МНК-200-2 «Тукан» разработки ОАО «Гранит-7», более ранние версии которой, хорошо зарекомендовали себя на АПЛ проекта 971. Проекты 885 и 885М оснащены широкой номенклатурой оружия для поражения всех типов надводных и подводных целей, а также нанесения ударов по наземным целям. Основным оружием новой АПЛ является противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 «Оникс» с ракетой 3М-55, разрабатывавшийся с 1983 года в НПО Машиностроения под руководством Генерального Конструктора Г.А.Ефремова. Ракета оснащена инерциальной и активной радиолокационной (на конечном участке полета) системами наведения и обеспечивает принцип применения «выстрелил и забыл». Она предназначена для поражения как одиночных, так и групповых надводных целей на расстояниях более 300 км (комбинированная траектория) или до 120 км (низкая траектория) в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия с помощью проникающей БЧ весом 200 кг. Алгоритм использования ракет «Оникс» наилучшим способом использован в групповой атаке, когда ракеты самостоятельно способны распознать цели за счет цифровой базы данных классификатора, распределить их между собой по уровню важности избегая повторного поражения одного и того же корабля двумя ракетами. Ракета выполнена по классической аэродинамической схеме с трапециевидным складывающимся крылом и оперением. Длина – 8,0 м, размах крыла - 1,7 м, диаметр корпуса - 0,7 , стартовый вес – 3000 кг. Маршевый СПВРД 3Д-55 с твердотопливным ускорителем дают ракете высокую маневренность и скорость М=2,5 на высоте 14 км и М=2,0 на высоте 10-15 м. При подлете к цели ПКР снижается до 5-15 м. Летно-конструкторские испытания комплекса были проведены в 1987 году с лодки проекта 06704 «Беркут» и малого ракетного корабля проекта 12347 «Накат». Официально он находится на вооружении ВМФ с 23 сентября 2002 г. и производится серийно на ПО «Стрела» в г. Оренбург. На лодке, ПКР «Оникс» расположены в восьми вертикальных шахтных пусковых установках СМ-346 (два ряда по 4 ПУ), производства Обуховского завода, с внутренним диаметром шахт 2 м и высотой 10 м, включающих по четыре транспортно-пусковых контейнера СМ-324. Крепление ТПК в шахтах осуществляется посредством расположенной вверху контейнера амортизированной платформы, трех ярусов элементов системы амортизации и устройства заштыривания. Электроразъем связи с бортовой корабельной аппаратурой подготовки к старту и управления находится у нижнего торца транспортно-пускового контейнера. Каждый ТПК герметичен и обеспечивает хранение ракеты в высокой степени готовности от ее изготовления до момента боевого применения, а также высокую эксплуатационную надежность и контроль состояния без извлечения из контейнера. Он не требует подвода рабочих жидкостей или газов, а также особых условий по микроклимату как в местах хранения, так и на борту АПЛ. Общий боекомплект ПКР комплекса П-800 на проекте 885 составляет 32 ракеты. Первоначально комплекс ракетного вооружения «Ясеня» должен был включать дозвуковые СКР 3М-10 комплекса С-10 «Гранат» калибра 533 мм, которые находились на вооружении многоцелевых АПЛ предыдущего поколения. Они могли быть запущены из торпедных аппаратов и являлись прямым аналогом американских СКР «Tomahawk». Однако, этот комплекс имел только ядерную БЧ и, по всей видимости, не мог быть использован из вертикальных ПУ без значительной доработки. Кроме того, по политическим причинам, все ядерные СКР типа «Гранат» в конце 80-х гг были убраны со стеллажей подводных лодок и переданы на хранение в базы ВМФ. В связи с этим в 1986 г ОКБ «Новатор» приступило к разработке глубокой модификации комплекса «Гранат» под обозначением С-14 «Калибр-ПЛ» с СКР 3М-14 для нанесения высокоточных ударов по наземным объектам как в береговой зоне противника, так и в глубине его территории. Основным отличием новой стратегической крылатой ракеты стала возможность применения не только ядерной БЧ, но и осколочно-фугасной или кассетной БЧ массой 450 кг. СКР имеет дальность стрельбы порядка 1300-3000 км в зависимости от типа БЧ, скорость полета М=0,8, стартовую массу 1770 кг более и длину 8,09 м. Для наведения используется ИНС, спутниковая НС и радиолокационная ГСН. Обеспечивается профиль полета на высоте 20 м над морем и 50-150 м над сушей. В начале 2000-х гг комплекс проходил летно-конструкторские испытания.
Параллельно с созданием РК «Калибр», на базе ракеты 3М-10 была разработана ПКР 3М-54 в составе комплекса П-10 «Бирюза» для поражения надводных целей с развитой системой ПВО, для стрельбы по которым по какой бы то ни было причине не подходит ПКР «Оникс». 3М-54 имеет длину 8,22 м и стартовую массу 2300 кг. Боевая ступень ракеты выполнена отделяемой, и в отличие от маршевой ступени со скоростью М=0,8, способна преодолевать ПВО цели разгоняясь до скорости М=2,9. БЧ фугасная проникающего типа имеет массу более 200кг. Дальность стрельбы при этом составляет 220 км при низковысотном профиле полета: 20 м на маршевом участке и 10 м при подлете к цели. Комплекс систем наведения включает ИНС и активную радиолокационную ГСН. Последним элементом комплекса «Калибр-ПЛ» от ОКБ «Новатор» является противолодочная ракета 91Р ранее известна как «Водопад-2». Ее длина составляет 7,65м, стартовая масса 2100 кг, дальность стрельбы 50 км, скорость полета М=2,5 по баллистической траектории, наведение до точки приводнения за счет ИНС. В качестве маршевой ступени использован ракетный модуль ПЛУР 83Р и 84Р комплекса РПК-6 «Водопад». В качестве БЧ - малогабаритная торпеда «ответ» калибра 324 мм (существует предположение, что весь комплекс ПЛУР получил обозначение «Ответ»). Эта торпеда создана с применением унитарного топлива и имеет массу 390 кг при весе БЧ 60 кг, длине 3200 мм, дальности хода 20 км на скорости от 30 до 50 уз. Глубина хода до 600 м, дальность реагирования до 2,5 км. Мощность турбинной силовой установки 110 кВт. В экспортном варианте ракеты комплексов «Калибр», «Бирюза» и 91Р получили общее наименование „Club“, а торпеда «Ответ» - название МТТ. Общий боекомплект ракет комплексов «Бирюза», «Калибр» и 91Р на проекте 885 с учетом возможности их запуска не только из вертикальных ПУ СМ-346 с использованием универсальных транспортно-пусковых контейнеров, но и из ТА, составляет 48 единиц. Для сопряжения на борту лодки ракетных комплексов двух разных производителей (ОКБ «Новатор» и НПО Машиностроения) использована универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, обеспечивающая боеготовность ракетного комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры в течении 4 минут. Также унифицирован наземный комплекс оборудования, предназначенный для регламентного обслуживания ракет, что существенно снижает эксплуатационный расходы. Все российские подводные лодки четвертого поколения предполагается вооружить универсальной глубоководной тяжелой торпедой «Физик-1» («Изделие 2534»), разработка которой началась в НИИ "Мортеплотехника" еще в 1986 г. С 2007 года она проходит испытания и принятие на вооружение запланировано на 2012 год. Длина торпеды 7,2 м, масса 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 уз, при дальности 40-50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46. Первый прототип под названием «Физик» появился в СССР в 1990 году и использовал аналог американского однокомпонентного топлива «Отто-2». Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система самонаведения с системой опознавания кильватерного следа с дальностью реагирования ССН от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля ок. 30 км. Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году). Помимо вышеперечисленных образцов оружия с борта АПЛ 885 могут быть выставлены различные типы принятых сегодня на вооружение и перспективных видов широкополосных донных, шельфовых и самотранспортирующихся мин (модификации серии МДМ, СМДМ, МШМ и др.), а также различные средства гидроакустического противодействия и активной противоторпедной обороны/противоторпед. Кроме систем вооружения, нашедших свое применение на АПЛ проекта 885, следует отдельно упомянуть и оружие, которое ранее было запланировано на подводное лодке, но по ряду причин, не было на ней реализовано. Так, в 1993 году в НПО Машиностроения началась разработка перспективного универсального по носителям противокорабельного комплекса П-900 «Альфа», вероятно, предусматриваемого, в том числе, и для лодок 885-го проекта на смену ПКР «Оникс», на базе которой он был создан. В отличие от своего прототипа, ракета, оснащенная усовершенствованной активной радиолокационной ГСН и инерциальной навигационной системой, способна поражать как надводные так и радиоконтрастные наземные цели и обладает при этом гораздо меньшим стартовым весом - 1850 кг при весе БЧ ок. 300 кг и длиной 5,8 м с размахом крыла 1,2 м. Сокращения габаритов и массы удалось добиться за счет применения качественного нового малогабаритного турбореактивного двигателя, обеспечивающего маршевую скорость М=2,0 на дальности высотного полета 300 км. При этом, именно проблемы с разработкой нового ТРД заставили, в конечном итоге, свернуть программу «Альфа». Также на эскизном проекте лодки предусматривались не только ТА калибра 533 мм, но и калибра 650 мм. Однако, в 1990-х годах было принято решение принципиально отказаться от дальнейших работ над морским оружием этого калибра на всех будущих проектах субмарин. Это, в свою очередь, повлекло за собой отказ от противокорабельной торпеды ДСТ «Великанша», представляющей собой увеличенную версию торпеды УГСТ, от крупнокалиберной подводной ракеты «Шквал-30» и от других уже принятых на вооружение флота образцов (торпеда 65-76А, ПЛРК «Ветер» с ракетами 86Р, 88Р и 100РУ). Помимо вышеназванного оружия, была прекращена разработка некоторых боеприпасов калибра 533 мм, таких как подводные ракеты «Шквал-15» и «Шквал-15Б». В заключение описания проекта 885 и его модификаций следует привести небольшую оценку их дальнейших перспектив. Не подлежит сомнению, что уровень боевой эффективности головной лодки проекта по меньшей мере не уступает последним лодкам проекта 971 даже не смотря на начальные технологические сложности, простои в строительстве и частичное использование оборудования предыдущего поколения. Ожидается, что реализация на проекте 08851 остальных заложенных изначально в него конструктивных решений, позволит российским кораблестроителям добиться рывка на качественно новый уровень. Также, несмотря на всю сложность подобных оценок, особенно до спуска головной АПЛ на воду, ожидается, что «Ясень» будет во много соответствовать уровню конкурирующих с ним зарубежных проектов. Так, он обладает наиболее мощным комплексом оружия для нанесения ударов по наземным и надводным целям по сравнению со всеми другими проектами 4-го поколения за счет примерно вдвое большего боекомплекта мощных сверхзвуковых ПКР и дозвуковых СКР в одних только ШПУ. Вместе с тем, «Ясень» является наиболее крупной лодкой 4-го поколения, что обусловило ему крайне серьезные недостатки в малозаметности. Если крупные размерения позволяют разместить на борту более эффективные средства снижения собственных шумов и, тем самым, снизить вероятность обнаружения АПЛ пассивными гидроакустическими средствами, то в то же время, они значительно облегчают противнику обнаружение лодки активными средствами, получившими большое распространение в современных системах противолодочной обороны. Также крупные размеры проекта негативно сказываются на его стоимости, а большая номенклатура вооружения дополнительно увеличивает затраты на бортовое радиоэлектронное вооружение. Многоцелевое назначение атомных субмарин сегодня и в будущем во многом обусловлено возможностью обеспечивать диверсионные операции силами специального назначения и возможностью несения большого количества необитаемых подводных и воздушных беспилотных аппаратов для разведки, боя и самообороны. Если первая возможность на проекте 885, скорее всего, предусмотрена, то возможность производства автономных многоцелевых НПА и БЛА военно-промышленным комплексом РФ на сегодняшний день следует поставить под сомнение. Хотя, учитывая отдельные разработки в этом направлении, можно констатировать для «Ясеня» большие модернизационные возможности в виде платформы для будущей сетецентрической системы ведения боя, подобно тому, как это видится для АПЛ класса «Virginia» поздних серий. Все вышесказанное позволяет предположить, что серия лодок проекта 885/885М не будет продлена за пределы озвученных шести единиц, и что после 2020 года возможно принятие на вооружение принципиально нового проекта 5-го поколения, лишенного недостатков своего предшественника. Тем не менее, серийное производство «Ясеня» было для ВМФ России необходимой мерой, учитывая физическое и моральное старение ракетно-торпедных лодок проектов 971, 945 и, особенно, 671РТМ, а также нецелесообразность дальнейшего развития концепции ПЛАРК проекта 949. Если руководство страны и флота, не будет ставить перед собой самоцели конкурировать по массовости атомного подводного флота с ВМС стран НАТО и, в особенности, США (по различным оценкам к 2020 году оставшимся к тому времени на вооружении 10-15 лодкам проектов 945 и 971 со средним возрастом около 28 лет и шести новым лодкам проекта 885 будут противостоять более 40 лодок типа «Los Angeles» средним возрастом порядка 30 лет, 3 «Sea Wolf» и около 18 «Virginia»), то «Ясень» вполне способен выполнить поставленные перед ним задачи, по меньшей мере до середины 21-го века.
Создавать новый облик атомных подлодок 4-го поколения СССР начал одновременно с США в 1977 году. Предполагалось создать нескольких типов: противолодочный, многоцелевой, противоавианосной. Позднее ограничились работой над проектом единой многоцелевой , но способной решать самый широкий круг задач. Проектировщиком новой субмарины стало КБ «Малахит», имевшее на то время богатый опыт создания успешных многоцелевых АПЛ.
Новая субмарина, созданная по проекту 885, получила секретный шифр «Ясень» (НАТО - «Gra-nay»). Закладка головного корабля под именем «Северодвинск» состоялась в конце 1993 г. в городе Северодвинске на предприятии Севмаш. Вскоре из-за недостаточного финансирования строительство замедлилось.
Подлодки проекта 885 построены по одновальной схеме . Максимально прочный корпус из специальной стали. Благодаря особенностям конструкции лодка считается самой малошумной субмариной в кораблестроительной истории. По имеющимся сведениям, на корабле применен малошумный водометный движитель и также имеются два подруливающих устройства.
Военные эксперты, как западные, так и отечественные сошлись во мнении, что АПЛ проекта 885 по уровню гидроакустической заметности находятся на одном уровне с американскими АПЛ «Си Вульф», обладая при этом большей универсальностью, чем американцы.
Ядерную энергетическую установку субмарины класса «Ясень» относят к закрытым реакторам 4-го поколения , в которых используется интегральная компоновочная схема. Преимуществом подобной компоновки является локализация встроенного теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также полное отсутствие патрубков и трубопроводов значительного диаметра.
Подобная схема предусматривает использование оборудования, которое обладает сверхвысокой надежностью. По утверждению ряда специалистов, новые уникальные корабельные реакторы смогут без дополнительной перезарядки служить гораздо большее время, чем применяются сейчас . Известно, что существующие сегодня энергетические установки обладают возможностью работать 25-30 лет. Иными словами, жизнь ядерного реактора сопоставима со сроком жизни самой подлодки.
Российские судостроители на верфи «Севмаш» в Северодвинске спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку «Казань», построенную по проекту 885М «Ясень». Точные характеристики подлодки держатся в секрете, но западные эксперты уже успели окрестить ее «самым опасным оружием России».
Технические
показатели новой подводной лодки таковы,
что ее почти невозможно обнаружить в
Мировом океане, что делает ее практически
неуязвимой даже для новейших противолодочных системам, пишет британское издание
The Sunday Times. «В первую очередь появлением
новой российской подлодки обеспокоены
США. Мы не знаем и половины того, что
находится на борту этой субмарины.
Хорошо, что таких кораблей пока мало»,
- прокомментировал изданию источник в
разведслужбах НАТО.
Фото: © СПМБМ «Малахит»
Субмарина IV поколения
Многоцелевая атомная подводная лодка «Казань» стала вторым кораблем, построенным по проекту 885 (шифр «Ясень»). В июне 2014 года в состав ВМФ России была принята головная субмарина этого типа - «Северодвинск». В состав сил постоянной готовности Северного флота она вошла только в марте 2016 года. По некоторым данным, два года ушло на устранение недочетов в конструкции и оборудовании, выявленных в ходе испытаний.
«Казань» была построена уже по модернизированному проекту 885М. Конструкторы и судостроители учли выявленные недостатки и замечания военных. Передача атомохода флоту запланирована на 2018 год.
Российский подводный флот переживает ренессанс. Впервые в истории ВМФ России на стапелях «Севмаша» строится сразу четыре атомных подлодки одного проекта - 885М. Это субмарины «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Всего к 2023 году планируется сдать флоту семь «Ясеней».
Атомные
подводные лодки типа «Ясень» спроектированы
Санкт-Петербургским морским бюро
машиностроения (СПМБМ) «Малахит».
Относятся они к четвертому поколению
многоцелевых атомных субмарин. В них
было заложено все лучшее от предшественниц
- удачной серии субмарин третьего
поколения проекта 971 (шифр «Щука Б»).
Фото: © пресс-служба Минобороны РФ
В проекте 885 отразилась эволюция взглядов отечественного флота на применение атомных подводных сил. Главной задачей многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971 была борьба с морскими силами противника. В них была заложена возможность ударов по сухопутных целям крылатыми ракетами «Гранат», запускаемых из торпедных аппаратов. Однако эта функция была второстепенной, да и сама система «Гранат» развития не получила.
«Ясени» же стали первыми отечественными по-настоящему многоцелевыми атомными подлодками. Они с одинаковой эффективностью могут быть и морскими истребителями, и наносить высокоточные ракетные удары по сухопутным целям, находящимся за тысячи километров.
Многоцелевые убийцы
Согласно открытым источникам, лодки «Ясень» имеют надводное водоизмещение 8,6 тысячи тонн, подводное - 13,8 тысячи тонн. Они могут погружаться на глубину до 600 метров и развивать под водой скорость примерно в 31 узел (порядка 57 километров час). Автономность плавания составляет 100 суток. Экипаж - 64 человека.
Корабли 885 проекта, по данным СПМБМ «Малахит», получили уникальный для российских субмарин корпус. Дело в том, что российские атомные подлодки традиционно имеют двухкорпусную конструкцию: они разделены на внутренний прочный корпус и внешний легкий. Между ними находится часть оборудования. Достоинство такой схемы - высокая живучесть корабля. Недостатки - размеры, меньшая маневренность и самое главное - они издают больше демаскирующих звуков.Удар из глубины: у кого субмарин больше?
Большая часть американских лодок построена по однокорпусной схеме. Они менее живучи из-за меньшего запаса плавучести, но имеют и неоспоримое преимущество - меньшую шумность. А бесшумность - важнейшая характеристика для современных атомоходов. Кто первый обнаружил противника, тот, как правило, и выиграл подводный бой.
Конструкторы «Ясеней» выбрали компромиссную конструкцию, совмещающую достоинства как двухкорпусных, так и однокорпусных лодок. Легкий корпус облегает только часть прочного корпуса в носовой части корабля. Тем самым удалось совместить высокую живучесть отечественных субмарин с малой шумностью американских атомоходов.
По
информация «Малахита», впервые в
отечественном кораблестроении торпедные
аппараты на 885 проекте разместили не в
носовой части, а за отсеком центрального
поста. Это освободило место в носовой
оконечности для размещения сферической
антенны большого диаметра гидроакустического
комплекса (ГАК) «Иртыш-Амфора». Мощный
сонар позволит «Ясеням» обнаруживать
противника под водой на большей дистанции.
На лодке этого проекта установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппаратов через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.
В
центральной части корпуса также впервые
для отечественных многоцелевых субмарин
установили вертикальные пусковые
установки для ракет «Оникс» и «Калибр»,
прекрасно зарекомендовавших себя в
Сирии. В будущем лодки этого типа
планируется вооружить перспективными
гиперзвуковыми ракетами «Циркон».
На кораблях «Ясень» применено множество новшеств. Главная энергетическая установка нового поколения на основе одного водо-водяного атомного реактора. Малошумный гребной винт составной конструкции. Резервный движительный комплекс. Лодки оснащены всплывающей спасательной камерой, предназначенной для спасения всего экипажа с глубин вплоть до предельной.
Невидимая угроза
И это только самые общие данные, точные характеристики атомоходов проекта «Ясень» держат в строгом секрете. Однако эти корабли, как пишет американское аналитическое издание The National Interest, оказали неизгладимое впечатление на командование морских сил НАТО. Американский контр-адмирал Дейв Джонсон даже установил модель российской подлодки в своем кабинете, сказав, что офицеры ВМС США должны понимать, с чем будут иметь дело в случае конфликта с Россией.Как «Кузнецов» российский флот опозорил
Первыми забили тревогу ближайшие соседи России. Глава разведслужбы Минобороны Норвегии Мортен Хаги Лунде заявил, что норвежские военные испытывают трудности с обнаружением субмарин ВМФ России. «Современное оснащение российских подводных лодок находится на таком уровне, что становится все сложнее их обнаружить», - сказал Лунде. По его словам, новейшие подлодки могут двигаться под водой практически бесшумно.
Телеканал CNN со ссылкой на экспертов ВМФ США сообщил, что новые российские субмарины проекта «Ясень» оспаривают господство американского подводного флота. «Мы вернулись в те времена, когда мы должны учитывать наличие противника, способного бросить нам вызов под водой. Гарантированного превосходства больше нет», - посетовал капитан ВМС США Оливер Льюис.
Американские
эксперты обеспокоены планами РФ выпустить
в море новый тип подводных лодок, которые
смогут охотиться на субмарины США,
вооруженные баллистическими ракетами.
«ВМС США не вполне уверены, что способны
отслеживать их. Среди всех субмарин,
которые есть у соперников США, подлодки
"Ясень" - самые бесшумные», - отметил
аналитик вашингтонского Центра Вильсона
Майкл Кофман.
Американскими аналогами «Ясеня» считаются многоцелевые субмарины классов Seawolf и Virginia. Российские и зарубежные специалисты чаще сравнивают «Ясень» с Seawolf, не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с американскими аналогами, но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач.
Эксперт журнала The National Interest Кайл Мизоками, сопоставив тактико-технические характеристики российских и американских многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения, пришел к выводу, что в случае «дуэли» между ними шансов на победу больше у американской субмарины из-за более совершенной электроники.
Однако
преимущество американских субмарин не
очевидно. Редактор по военным вопросам
того же The National Interest Дейв Маджумдар
придерживается противоположного мнения.
По его расчетам, в поединке один на один
шансов на победу больше у «Ясеня». Он
отмечает, что к счастью для американских
моряков в строю у ВМФ России только один
корабль проекта 885 («Северодвинск»),
тогда как ВМС США располагают 12 Virginia и
тремя Seawolf.
Фото: © пресс-служба СПМБМ «Малахит»
Директор американского Института изучения морского потенциала России Майкл Петерсон имеет на это счет твердое мнение. «Атомные субмарины "Ясень" - самое опасное оружие, которым обладает ВМФ России», - заявил он.
Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.
В. Н. Пялов
Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».
Особенности конструкции
В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.
Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.
Что известно о проекте 885
Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 8 АПЛ подобного типа.
АПЛ «Северодвинск»
Незаметность, как фактор боевой мощи
Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.
Крылатая ракета «Калибр»
Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.
Боевые возможности
Пуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»
Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР